РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Значение игры в обучении и воспитании младших школьников

Значение игры в обучении и воспитании младших школьников Муниципальное общеобразовательное учреждение 
средняя общеобразовательная школа №15 с.Отрадо-Кубанское, 
Гулькевичского района, Краснодарского края
Учитель: Карел Л.М.



Значение игры в обучении и воспитании младших школьников. 

Возможно ли надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала радостной порой в жизни каждого? Да, это возможно.

Многое зависит от учителя начальных классов, так как значимость начальной ступени обучения и воспитания для человека огромна. Например, к восьми годам у ребёнка закладывается 80% интеллекта взрослого человека. Дети 6-8 лет необычайно внушаемы и подражательны. Именно в этом возрасте легче всего заложить и нравственность, и духовность. Заложенное в детстве прочно и устойчиво. Как сделать ребёнка в школе счастливым? Самое главное - чтобы учебный процесс был интенсивным и увлекательным, а стиль общения мягким и доброжелательным. Ребёнок, отправляясь в школу, ждёт что-то новое, радостное для себя, надеется на успех и одобрение учителей. И эти ожидания должны оправдаться. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Нужно больше внимания уделять эстетическому воспитанию. Эстетика должна стать ведущим принципом всей нашей жизни, идущей в ногу с культурой и искусством.

Детям нужно много читать. Предлагать к прочитанному делать рисунки, иногда лепить, слушать музыку, сочинять собственные стихи и рассказы. Всё это будет способствовать развитию не только речи детей, но и мысли, разума, души, воспитывать культуру чтения, понимание слова. А это путь к постижению прекрасного, пониманию гармонии. Роль искусства в обучении и воспитании огромна!
Первое время большинство детей не воспринимают учебную деятельность как учебную со всеми её особенностями, правилами и требованиями, у них ещё не сформированы мотивы учения, нет необходимых умений и навыков, развиты произвольное внимание, саморегуляция, прилежание, усидчивость.

Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живописью, эмоциональным подъёмом, сменой содержания и приёмов организации, способствует поддержанию у детей интереса к школе.
Роль эмоций в процессе познания огромна. Элементы занимательности на уроке вызывают богатое своими последствиями чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности.

Даже изучению новой буквы у детей должно предшествовать ощущение праздника, радостного, волнующего ожидания. Дети отгадывают с помощью загадок, ребусов, шарад, какой звук предстоит им изучать, отрабатывают его в скороговорках и пословицах, придумывают сами слова с этим звуком. Они встают, поднимают руки, хлопают в ладоши, если услышат нужный звук в словах, играют в разные игры, например "Буква заблудилась", "Доскажи словечко", "Цепочка". Слушают рассказы учителя из журнала и других книг, пытаются вспомнить все слова из рассказа с этим звуком. Слушают сказки про буквы, такие, как "Почему "ё" ударная ": буква "е " убежала в лес; вдруг подул сильный ветер, она спряталась под ель от ветра, а с дерева на неё две шишки упали - так и превратилась "е" в "ё", или сказка про "и", как мальчик забыл написать сверху "хвостик" и сделал из бедного зайки заику, о приключениях буквы "р ", которая от холода пыталась пристраиваться к разным буквам и что из этого получилось, про зазнайку "я", которую буквы алфавита поставили на своё место.

На своих уроках иногда не я, а сказочные герои "предлагают" интересные игры, например при изучении "а" - Айболит, "б" - Буратино, "в" - Винни - пух. Ворона Каркуша "приносит" занимательный материал в виде ребусов и кроссвордов, а Степашка восхищается умными детьми и "вручает" им призы.

Для более быстрого и прочного запоминания изучаемой буквы дети находят её среди многих, написанных несколько другим шрифтом, выщипывают её из бумаги, вырезают из сложенного вдвое листка, фантазируют, на что похожа эта буква, выписывают по воздуху.
Для развития познавательной активности детей занимательный материал на уроках я даю в виде игровых и проблемных ситуаций, игр, связанных с перестановкой букв в слове, с прибавлением к слову или исключением из него буквы или слога, с заменой буквы.
Проводя ту или иную игру в слова, обязательно предупреждаю, что очень важно, чтобы каждая буква стояла на своём месте.
Игра словом помогает раскрывать в ребёнке творческие начала, воспитывает чувство юмора и развивает его всесторонне. Игра словом помогает воспитать у ребёнка его природное языковое чутьё, готовит к восприятию того материала, который изучается в старших классах. Даже подвижные игры стараюсь подбирать с учётом изучаемой буквы или цифры.

Физкультминутки я делаю занимательными при использовании аутогенного воздействия. Детям обязательно нужно давать отдохнуть, расслабиться. Для этого я использую магнитофонную запись морского прибоя, шума дождя, пения птиц.

В работе с детьми важен стиль общения. Не нужно от ребёнка требовать слепого, безоговорочного повиновения. Надо любить ребёнка, не лишая его права оставаться ребёнком, любить его со всеми его недостатками, шалостями и капризами. Нельзя убивать в детях шалунов. Что бы ребёнок ни натворил, это всегда попытка обратить на себя внимание. Многие шалости и выходки маленьких школьников происходят из-за их психологической неустроенности, поэтому с детьми нужно быть добрым, нежным, ласковым. И тогда многие ситуации можно разрешить с помощью уместной шутки или сказки. Не повышая голоса, всегда стараться веселее перехитрить этих маленьких упрямцев, принимая их такими, какие они есть.

Карел Людмила Михайловна18.02.2013 19410 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar