РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Обучение младших школьников оптимальному чтению".

"Обучение младших школьников оптимальному чтению".
Муниципальное образовательное учреждение 
средняя общеобразовательная школа №25 
хутора Первая Синюха муниципального образования 
Лабинского района 

"Обучение младших школьников оптимальному чтению" 

Подготовила:
Стеблевская Любовь Георгиевна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 25,
хутора Первая Синюха
Лабинского района


«Пусть слово живое твой разум и душу разбудит,
введёт тебя в мир красоты»
З.И. Романовская


Уважаемые коллеги! 

Наше общество стремительно движется вперёд. Объём информации огромен, но и он удваивается каждые 10 -15 лет. В условиях информационного взрыва и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно всё больше и больше. Например, специалистам в области вы-числительной техники необходимо просматривать около 40 отечественных и зарубежных журналов ежемесячно. Без навыка быстрого чтения усвоить такой объём печатной продукции просто невозможно. Проведённые исследования показали, что освоившие метод быстрого чтения значительно легче адаптируется к новым видам текстов и уже через некоторое время быстро читают и тексты на экранах дисплеев.

Нашим детям жить и работать в XXI веке. Готовиться к этому нужно сегодня. Детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе. У школы нет иного выбора, кроме как адаптации к информационному веку.

В начальных классах закладывается фундамент успешного учения на последующих этапах обучения. Приоритетная цель начальной школы – развитие личности школьника, научить его учить себя самого, направить процесс на развитие учебной деятельности учащихся. Не ученик приспосабливается к традиционной образовательной системе, а образовательная система адаптируется к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, по- новому используя уже известные формы и рождая новые.

Задача школы – обеспечить каждому ученику умение читать, подготовить из ребенка читателя. Чтение - главный общеучебный навык, способствующий общему развитию личности и успешности ребёнка в обучении на всех ступенях школы. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Когда ввели их в тесты, анкеты, протестировали более 2000 учеников - оказалось, что существует фактор, который более других влияет на успеваемость. Этот фактор - скорость чтения. В 5 –11 классах увеличивается объём устных заданий. Ученики затрачивают много времени на чтение, изучение материала. При низкой скорости чтения, они обречены на неуспеваемость. Проведённые в Харьковском пединституте исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих – только 4%. Школа подолгу жуёт материал, медленный темп расслабляет ум.

Как читать? Вопрос не праздный, хотя, на первый взгляд, может показаться наивным. Велика, мол, мудрость - бери и читай! Но каждый ли грамотный человек действительно умеет « культурно» читать? Читают все, но быстро читать умеют немногие.
Известный психолог Л.С. Выгодский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности понимание читаемого текста тем полнее, чем быстрее читает ребёнок». Следовательно, необходимо ребёнка научить читать в оптимальном для него темпе.

Оптимальное чтение- чтение в темпе разговорной речи – 120 - 300 слов в минуту вслух и 400 - 450 слов в минут – чтение про себя. Если в 1 классе основное учебное время занимает слушание и чтение вслух, то в дальнейшем по мере овладения быстрым чтением увеличивается доля чтения молча (от 10 - 15% в 1 классе до 80 - 85% в 4 классе). Чтение – это работа. Быстрое чтение - не напряжённый труд, а работа более производительная и эффективная. Во время быстрого чтения мы ведём глазами по тексту от начала до конца. Оно вовлекает в этот процесс сознание и удовлетворяет нашу потребность в ясном понимании прочитанного. При многократном предъявлении информации в скоростном режиме возникает эффект сверхзапоминания, позволяющий человеку за короткое время запомнить большие объёмы информации.

Отработка навыка чтения остаётся одним из главных направлений работы на уроках литературного чтения и составляет основную линию преемственности с первого класса. Развитие навыка чтения проходит несколько этапов. Возможны три основных способа чтения. Первый способ - артикуляция или проговаривание вслух того, что читаешь. Скорость такого чтения невелика. Второй способ чтения - чтение про себя, при котором речевой процесс проявляется в форме внутренней речи. Скорость чтения более быстрая. Наиболее совершенный способ чтения – тоже молча, в условиях максимального сжатия внутренней речи. Так читал А.М. Горький, пять тысяч знаков в минуту - такова скорость чтения у инженера Блохина.

Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование чтения на уровне слова (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения про себя. А в 3 – 4 классах – наращивание скорости чтения про себя и овладение рациональными приемами чтения.

Особая сложность обучения чтению в русской грамоте заключается в том, что букв в нашем алфавите меньше, чем звуков. Пары твёрдых и мягких согласных обозначаются одной и той же буквой. Например, слова «Маша» и «Миша» начинаются с разных звуков – [м] [м’], но обозначаются одной и той же буквой. При чтении прямого слога происходит переориентировка со звука на букву. Способ чтения прямого слога заключается в том, что мы читаем как бы справа налево: читающий должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести взгляд на согласную и произнести её твёрдо или мягко. Читаю твёрдо – «на», читаю мягко - «ня». Научить детей механизму чтения прямого слога удаётся легко и быстро.

В период обучения грамоте я использую слоговую таблицу (основа Н.А. Зайцева), изменив цвет букв (приложение № 1). Все гласные звуки – красного цвета. Твёрдые согласные звуки – синего цвета, мягкие согласные звуки – зелёные. В таблице склады и слоги размещены по твёрдости – глухости, звонкости- мягкости. С помощью слоговой таблицы можно учить строить сначала звуковую модель слова. Идеальное состояние для чтения - расслабление. Ребёнок устаёт не потому, что работает головой, запоминая, а от неоправданного «напряжения эмоций» - от зажимов. По таблице можно «петь» по горизонтали,
вертикали, составлять слова, предложения. Склады поют по 1 человеку, группой, классом.

Виды работ со слоговой таблицей.

Задания:

а) пропеть гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [э], [и];

б) пропеть склады на определённую букву согласного: б, ба, бо, бу, бы, бэ, бь, бя, бё, бю, би, бе;

в) пропеть слоги на определённую букву гласного: ба, па, ва, фа, га, ка, да, та, жа, ша;

г) прочитать склады вразброс: фо, ди, жу, ше, ма, ля, щи;

д) игра «Собери словечко»: книги, лучшие, друзья;

е) составь слово, начиная с буквы (к..), (с…), (м…), (р….), (в…..).

Произносить прочитанное слово нужно вслух три раза за учителем: сначала так, как пишут его (орфографически), затем так, как говорят (орфоэпически) и третий раз слово произносится чётко, но слитно. Если слово разбивать на слоги, то оно распа-дается и плохо остаётся в памяти.

Когда учащиеся научатся составлять слова, они учатся составлять предложения.
Работая со слоговой таблицей, за 3-5 минут можно повторить все склады. Незаметно для себя дети открывают принцип чтения прямого слога, миную муки слияния. Отсутствует такое негативное явление, как смешивание звука и буквы (бэа). За один месяц учащиеся запоминают все буквы и могут читать любой текст. Регулярная работа с таблицей позволяет за 3 - 4 месяца развить у детей навык плавного и беглого чтения. Ошибки на пропуск, вставку, замену букв - большая редкость. Склады и слоги можно разместить и на кубиках и использовать в период предшкольной подготовки. Основа обучения - игра. Кубиками можно играть, составлять слова. Детям нравится играть, потому, что есть выбор.

У начинающего читателя понимание текста отстает от его восприятия, понимание происходит не одновременно с чтением, а следом за ним. Именно поэтому в процессе чтения учащиеся часто опираются на смысловые догадки. Упражнение «Собери предложение» исключает чтение по догадке.
Постепенно дети перейдут к такому способу чтения, когда восприятие и понимание начнут совпадать. Известный психолог Л.С. Выгодский писал: «При быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

Быстрое чтение- это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Академик Н.П. Бехтерева считает: «Сложная мыслительная работа, решение нестандартных задач и творчество стимулируют работу во многих зонах мозга. «Когда происходит подобная «нестереотипная деятельность», мозг работает в полную силу и живёт полноценной жизнью».
Для освоения техники быстрого чтения я использую семь золотых правил быстрого чтения О.А. Андреева, Л.Н. Хромова, развиваю оперативную память, устойчивое внимание.

Семь золотых правил быстрого чтения.

  1. Первое – читать без регрессий.
  2. Второе - читать по интегральному алгоритму чтения.
  3. Третье - всегда выделять доминанту - основное смысловое значение текста.
  4. Четвёртое – читать без артикуляции.
  5. Пятое – читать вертикальным движением глаз.
  6. Шестое – постоянно развивать своё внимание и память.
  7. Седьмое – выполнять ежедневно обязательную норму: читать 10-50 страниц любой книги.
Первое правило быстрого чтения – читать без регрессий.
Регрессии при чтении.
+ + + + + + + Повторно читаемый участок строки
При чтении с регрессиями глаза совершают движение назад, хотя никакой необ-ходимости нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то ученик дважды прочитывает текст. Этот недостаток самый распространённый.
Правило: глаза бегут легко и свободно только вперёд. Текст любой трудности я читаю только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно ещё раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость.

Второе правило быстрого чтения - читать по интегральному алгоритму чтения.
Чтобы читать быстро, надо читать по интегральному алгоритму чтения. Алгоритм – это совокупность, каких – либо действий. Алгоритм чтения определяет последователь-ность мыслительных действий при восприятии текста. Прежде всего, необходимо запомнить все его блоки: название, автора, источник, проблему, факты, особенности, новизну.
Быстрое чтение предполагает использование чётких и последовательных программ умственных действий.
Упражнение: зрительный образ интегрального алгоритма чтения. Алгоритм чтения нарисовать на отдельном листе и укрепить его на рабочем столе для лучшего усвоения.
Для решения этой задачи можно использовать деятельность моделирования, связанную с построением детьми модели книги, которую целесообразно проводить только в тот период, когда дети еще не могут прочесть самостоятельно название книги, фамилию автора, оглавление, затрудняются в определении темы по иллюстрации, данной на обложке. Совместно с детьми выбираются заместители, которые вводятся постепенно, по мере знакомства с разными жанрами. Дополнительным заместителем служит цвет. Он раскрывает тему произведения. Кроме того, дети используют небольшие полоски бумаги для обозначения имени автора. Представим себе, что дети прослушали басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Учитель предлагает им самим подготовить обложку книги так, чтобы можно было прочитать имя автора, название произведения, жанр и тему произведения. Вся работа ведется только после первичного восприятия текста произведения.

Третье правило быстрого чтения - всегда выделять доминанту.
При чтении всегда выделять доминанту - главную смысловую часть текста. О.А.Андреев, Л.Н. Хромов писали: «Вы можете повысить скорость чтения в три раза, значительно улучшить качество усвоения прочитанного, развить мышление, внимание, память. Главное, вы научитесь работать так, что каждый раз при чтении текста мозг будет экономно и точно отбирать полезное и нужное из потока информа-ции». При анализе текста надо вначале выделять ключевые слова, затем построить смысловые ряды и сформировать доминанту.

  1. Ключевые слова.
  2. Смысловые ряды.
  3. Доминанта – значение.
Упражнение 1: зрительный образ дифференциального алгоритма чтения.
Упражнение 2: развитие смысловой догадки (антиципации). Прочитайте текст,вставляя пропущенные слова. Внимание! Включите секундомер. 

Начали:
Над городом низко повисли снеговые ________. Вечером началась _______. Снег повалил большими _______. На конце пустынной и глухой _______ вдруг показалась какая- то девочка. Она медленно и ________ пробиралась по ________. Она была худа и бедно ________. На ней было плохое _________ с узкими рукавами. Вдруг девочка _________.

Четвёртое правило быстрого чтения – читать без артикуляции.
Артикуляция замедляет чтение. Чтобы читать быстро, надо читать молча.

Упражнение: метод речевых помех. Чтение с одновременным выстукиванием ритма. Ритм выстукивается с помощью карандаша, зажатого в трёх пальцах правой руки, по твёрдой поверхности стола ударами в одну точку.


Пятое правило быстрого чтения – читать вертикальным движением глаз.

Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Большинство людей заблуждаются, считая, что в процессе чтения их взгляд равно-мерно скользит вдоль строк. На самом же деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразное движение, останавливаясь только в двух - трёх местах на каждой строке. Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаз. Различие между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимает читающий в момент остановки (фиксации). Анализ исследований специалистов показывает, что для повышения скорости чтения необходимо: уменьшить число фиксаций глаз и их длительность; увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию, развить периферическое зрение. Специалистам удалось разработать упражнения, которые значительно расширяют поле ясного видения. Для расширения поля ясного видения используются цифровые таблицы Шульте (приложение № 1). При работе с ними, надо концентрируя взгляд в центре таблицы, увидеть её всю целиком и найти все видимые цифры по порядку за 25 секунд. Каждая та блица представляет собой квадрат 20 х 20 см, разграфлённый на 25 ячеек с вписанными в ячейки в беспо-рядке числами от 1 до 25.

Правило: взгляд фиксируется в центре таблицы, горизонтальные движения глаз запрещены.

Шестое правило быстрого чтения – постоянно развивать своё внимание и память.

Внимание - катализатор чтения. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает. У медленно читающего ученика внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы и интерес к тексту снижается. Поэтому большие части текста читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Умение управлять своим вниманием - важнейшее свойство, которое требуется в процессе освоения техники быстрого чтения. Максимальная концентрация внимания возможна в течение 30 секунд, максимум – 90 секунд. После этого внимание рассредоточивается, и «собрать» его, направить на решаемую в данный момент задачу возможно лишь благодаря определённым усилиям, волевым и физическим. Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения.
Тест для определения концентрации внимания. Предлагается таблица с 25 строчками цифр. За 7 мин. необходимо в каждой строке таблицы отыскать и подчеркнуть чертой снизу все пары рядом расположенных цифр, сумма которых равна 10.
Упражнения: «Пальцы», «Муха», «Стрелки», «Созерцание зелёной точки».

Для сохранения устойчивости внимания необходима внешняя и внутренняя активность личности, надо постоянно ставить перед собой новые задачи. Внимание сопровождает, направляет и целесообразно организует такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение.
Волевое усилие повышает прочность запоминания. В процессе тренировок следует использовать правила немецкого учёного Г. Эббингауза: «При пристальном внимании к событию достаточно бывает однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужный момент воспроизвести это событие».
По своей природе память многообразна: осознаваемая, неосознаваемая, кратковремен-ная, долговременная, эмоциональная, зрительная, слуховая, словесно - логическая, двигательная. У разных людей превалирует различные виды памяти. А вообще люди запоминают 20% того, что они видят, 40% того, что они видят и слышат и 70% того, что они видят, слышат и делают. Из этого следует, что при любом типе восприятия необходимым элементом эффективного обучения являются комплексные тренировки.
Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что посто-янно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается.

Упражнения для развития оперативной памяти.
Взгляни, запомни и воспроизведи.

1. Память на числа.
Прочитайте внимательно, но только один раз, и постарайтесь запомнить:
21, 37, 44, 75, 89, 34, 27, 14, 9, 93.
Закройте числа. Теперь запишите те из них, которые запомнили. По объёму памяти за 8-10 чисел ставьте себе «отлично»; за 5-7 – «хорошо»; за 4- «удовлетворительно»; ниже
4-«плохо».

2. Память на слова, предложения.
Прочитайте один раз:
сад, река, город, лес, сахар, мёд, клуб, голос, пожар, танк.
Закройте слова. Запишите, что запомнили. Оценка производится так же, как и в предыдущем случае.

3. Объём смысловой памяти.
Внимательно прочитайте один раз текст:
Гипотеза о строительстве египетских пирамид
Согласно гипотезе, выдвинутой американскими учёными, египетские пирамиды строились из каменных блоков, которые изготавливались непосредственно на месте строительства.
Это противоречит гипотезе, согласно которой тысячи людей перетаскивают огромные камни на расстояние 80 км.
Учёные расшифровали иероглифический текст, который гласит, что египетские боги подсказали фараону, руководившему строительством первой пирамиды в 2750 г. до н.э., делать искусственные камни.
Теперь закройте текст и постарайтесь воспроизвести его. В тексте содержится 6 значимых для понимания сути смысловых единиц. Если удалось вспомнить 6 смысловых единиц - «отлично»; если 5 - 4 – «хорошо»; если 3 - «удовлетворительно»; ниже - «плохо».

4. Наглядно-образная память.
Посмотрите внимательно в течение 30 секунд на фигуры квадрата «А», постарайтесь запомнить фигуры и их расположение. Так же поступайте с квадратами «Б», «В», «Г».

5. Тексты зрительных диктантов И.Т. Федоренко. Система предложений С.Н. Лысенковой для развития оперативной памяти.

6. Тренировка памяти.
Каждый день заучивайте 5-10 стихотворных строк. Через 10 дней вы будете помнить 100 строк. С этого момента, наряду с заучиванием 10 строк, перечитывайте предыдущий текст по 50 строк один раз в два дня. Затем, когда вы твёрдо запомните 150 строк, перечитывайте текст частями по 50 строк один раз в три дня и т. д. Через несколько месяцев вы будете запоминать сотни строк без особых усилий (Доминов Э. «Тренировка памяти»).

7. Ассоциация.
Чтобы вы ни запоминали, старайтесь формировать ассоциации, или связи, между запоминаемым объектом и чем-то прочно закреплённым у вас в сознании: слово - образ и число; слово-образ и название; «художник» (к каждому слову или фразе делают рисунок); составление фраз по буквам (хорошо известное выражение «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

8. Фоточтение - способ усваивать информацию со скоростью более одной страницы в секунду.

9. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в определённый период времени, например через несколько часов или дней. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Частое обращение к событиям и фактам способствуют закреплению их в памяти, и облегчает восстановление в будущем.

Режим повторения учебного материала.
Повторение Время
Первое Сразу по окончании чтения.
Второе Через 20 минут.
Третье Через 8 часов.
Четвёртое Через сутки.

10. По мнению психологов, удалось найти упражнение, блестяще решающее задачу тренировки памяти. Вот оно: запомните: вы забудете, что значит забывать, если будете его выполнять: «Читать ежедневно как можно больше и как можно быстрее».

Седьмое правило быстрого чтения – выполнять ежедневно обязательную норму: читать 10-50 страниц любой книги.

Специальные звуковые упражнения, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой развивают голосовой аппарат, восстанавливают дыхание, зрение, способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей.

Упражнение « Слоги».
Вдох, наклон вперёд на каждый слог: «РИ РУ РЭ РО». Голову назад не накло-нять. Вдох, наклон вперёд на каждый слог: «ЛИ ЛУ ЛЭ ЛО». И так далее.
МИ МУ МЭ МО НИ НУ НЭ НО
ВИ ВУ ВЭ ВО ФИ ФУ ФЭ ФО
ЗИ ЗУ ЗЭ ЗО СИ СУ СЭ СО
ЦИ ЦУ ЦЕ ЦО ЖИ ЖУ ЖЕ ЖО
ШИ ШУ ШЕ ШО ЧИ ЧУ ЧЕ ЧЁ
ЩИ ЩУ ЩЕ ЩО БИ БУ БЭ БО
ПИ ПУ ПЭ ПО ПРИ ПРУ ПРЭ
ДИ ДУ ДЭ ДО ТИ ТУ ТЭ ТО
ТРИ ТРУ ТРЭ ТРО ГИ ГУ ГЭ

Упражнения: «Алфавит для заикающихся», «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Большой маятник», «Повороты головы» и др.
Освоение техники быстрого чтения представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны деятельности учащихся. Важнейшим итогом обучения литературному чтению должно стать продвижение в литературном развитии всех учеников и каждого в отдельности, овладение ими читательской деятельностью. Главное понять, что чтению надо учиться. Тогда оно – и радость,и труд, и польза.
Чтение – вот лучшее учение!
А.С.Пушкин

Работаю по учебно-методическому комплекту «Начальная школа ХХI века», использую приёмы работы развивающей системы Л.В. Занкова, разрабатываю и успешно применяю технологию основ урока, сберегающего здоровье ученика, технологию группового обучения.

К концу 1 четверти 1 класса все учащихся читают любой текст, 60% четвероклас-сников читают в оптимальном темпе – 120 - 170 слов в минуту. Соловьёв Рома – самый читающий ученик в школе, награжден памятным подарком и медалью ЦЛБ (2007 г.). Чуксеев Антон получил грант главы администрации Первосинюхинского сельского поселения (2007 г.). Прибытко Алина, ученица 2 класса, заняла 1 место в школе среди учащихся начальных классов в интеллектуальном марафоне и 12 место в районе(2008г.). Учащиеся активно участвуют в районных конкурсах, выставках, соревнованиях. Григорьева Евгения, ученица 4 класса, награждена грамотой за 2 место в районных соревнованиях по шахматам. Команда учащихся 1 класса заняла 3 место в районных соревнова-ниях «Старты надежд» (2008 г.). Результаты контрольной работы при внешней аттестации в 2006 году составили 100% успеваемости учащихся. Являюсь дипломантом районного конкурса «Учитель года - 2008», победителем районного конкурса «Портфолио учителя начальной школы ХХ I века» (2008 год), победителем номинации «Сельская учительница» (2009 г.); провела мастер- класс по теме «Особенности курса «Литературное чтение» в УМК «Начальная школа XXI века», проходивший в рамках краевых курсов повышения квалификации учителей начальных классов, по теме: «Современные подходы к реализации личностно- ориентированной модели начального образования» (г. Краснодар, 2009 г.).

«Кто никуда не плывёт, для того
не бывает попутного ветра».
М.Монтень


Библиографический список:
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. «Учитесь быстро читать».- М., 1991 г.
2. Доминов Э. «Тренировка памяти».- Лениздат, 2007 г.
3. Баннова А.Ф. «Развитие оперативной памяти у младших школьников».- Армавир, 2000 г.
4. Баннова А.Ф. «Обучение младших школьников оптимальному чтению».-Армавир, 2000 г.
5. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок.- Издательство «Учитель», 2007 г.
6. Виноградова Н.Ф. «Начальная школа ХХ I века». – Вентана - Граф, 2009 г.
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М., 2004 г.
8. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.- М., 2007 г.
Стеблевская Любовь георгиевна17.02.2013 59540 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar