РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование народных обычаев и традиций в развитии творческих способностей учащихся на уроках культурологической направленности

Использование народных обычаев и традиций в развитии творческих способностей учащихся на уроках культурологической направленности

М.А. Добровольская

«Использование народных обычаев и традиций в развитии творческих способностей учащихся на уроках культурологической направленности и во внеклассной работе»

Работая в школе 19 лет, я сделала вывод, что воспитание у детей таких твёрдых нравственных установок, как патриотизм, духовность - невозможны без приобщения учащихся к народным традициям. Это один из важнейших вопросов патриотического воспитания. Ведь возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Традиции - организующий связь поколений элемент культуры, именно на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы. Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию. Бережно передаваемые из поколения в поколение, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Это ярко выразилось в синкретизме христианства и древнего мировоззрения славян, что дало говорить о новой системе - Русском православии. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувством ответственности, долга перед государством и семьей.

Моя деятельность заключается в комплексном освоении народного творчества: пения, танца, игры, устного поэтического творчества, так как взаимосвязь этих искусств очень важна в воспитании и развитии творческих способностей детей при обращении к родной традиционной народной культуре. Знакомство детей с народным творчеством я начинаю с первого класса, так как считаю необходимым донести до сознания детей, что именно они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. Поэтому я обращаюсь к истокам русской народной культуры, а именно к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Я проделала огромную работу по изучению русского народного творчества, фольклора, а также составлению конспектов и сценариев обрядовых праздников, что постепенно складывалось в систему.

Для того чтобы познакомить учащихся с народными обычаями и традициями, я веду в школе предметы культурологической направленности. Авторский курс В.А. Леготиной «Традиции и обычаи русского народа» - в основу программы этого курса заложена идея возрождения народной культуры. В наши дни остро ощущается недостаток культуры в окружающей нас жизни, хотя числимся наследниками богатства, накопленного веками. Курс является интегрированным, вбирает в себя элементы истории, литературы, музыки, изобразительного искусства. Принцип историзма позволяет раскрыть закономерность возникновения новых образов, изменения старых представлений о жизни в связи с историческими факторами. Основная цель курса познакомить учащихся с традициями, нравами и обычаями русского народа, найти их место в контексте мировой культуры, подготовит для диалога с другими культурами.

Основным методом преподавания курса является метод художественно-педагогической драматургии, который позволяет достичь большего эффекта обучения и воспитания, выполнить проблемные задания, не утрачивая интереса к предмету.
Программа курса открывает большие возможности и для творчества учителя, хотя требует большого интеллектуального труда. Нужно поднять целый пласт ранее не изученной литературы, что требует значительного времени и стремления самого учителя к совершенствованию.

Л.А Рапацкая в своей программе по Мировой Художественной Культуре в 5-7 классе даёт возможность познакомиться детям с народными праздниками и обрядами, народным земледельческим календарём, старинными русскими сказками, героями русского искусства. Ребята знакомятся с осенними праздниками: «Покров Пресвятой Богородицы», «Кузьминки», Рождественские и новогодние праздники и обряды: «Святки», «Колядки». Весенний календарь знакомит с «Масленицей», «Пасхой», «Грачевниками». Многие праздники стали хорошей доброй традицией в нашей школе.

Авторский спецкурс Г.А. Смирновой «Славянская мифология» позволяет окунуться в фантастический мир старинных славянских легенд и былин. Узнать о славянском пантеоне богов, познакомиться с их именами, узнать о происхождении их любимых сказочных героев. «Где живёт Снегурочка и Дед Мороз», «Почему Леший стал хозяином леса», «Как найти остров Буян» и многое другое.
Основная работа по приобщению школьников к культурным ценностям, существующим в творчестве русского народа и других народов России, происходит на внеклассных занятиях. К подготовке и проведению внеклассных мероприятий стараюсь привлечь детей разного возраста, начиная с первого класса. Каждому возрасту подбираются свои мероприятия. 1-4 класс: «Здравствуй масленица»; «Грачевники»; «Чистый четверг»; «Осенины»; 5-8 классы: конкурсно-познавательные викторины «Культура России»; «Колядки». В 2009 году я написала свою образовательную программу для ребят начальной школы, Фольклорный клуб «Берёзка», в основу которой заложена идея возрождения народной культуры. Программа является интегрированной, вбирает в себя элементы истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, Мировой Художественной Культуры. Программа даёт понятие и представление о фольклоре, народных традициях и праздниках, показывает истоки некоторых взглядов, понятий, образов и мотивов в русской культуре. На практических занятиях и через творческие задания даёт почувствовать детям силу и красоту русского слова, мысли, обряда. Побуждает активное стремление школьников возрождать утраченные духовные ценности, утверждая красоту отношений в повседневной жизни.

Изучение календарного детского фольклора осуществляю через участие в календарных праздниках. На «Покров Пресвятой Богородицы» мы устраиваем совместный праздник с мамами, «Колядки» с представлением своих колядочных песен, на «Рождественских посиделках» семьи представляют и защищают свои блюда, на «Широкую масленицу» масленичные гуляния на улице и сжигание чучела. Праздник «Масленица» мы отмечаем всей школой, как в старину говорили, всем миром с блинами, песнями, танцами, народными гуляниями. Все эти традиционные праздники посвящены разным циклам земледельческого календаря и отражают смешение как языческих, так и христианских праздников.

Подготовка к любому внеклассному мероприятию начинается с изучения темы, которой будет оно посвящено, и сбора необходимого материала, что развивает творческие и исследовательские способности учащихся. Это собирание этнографического материала: колядок, щедровок, народных и рождественских песен, частушек, страданий и другого фольклора, традиций, обычаев. Ни один народный праздник, проводимый мною, не проходит без народной игры. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны делать их достоянием наших детей. Ведь игра - именно народная - делает ребенка ловким, сильным, смелым, развивает меткость, сообразительность, мышление, приучает к внимательности, а разучивая прибаутки, считалки, скороговорки делает игру более интересной и содержательной. Изучая народный фольклор и народное искусство, дети многое могут узнать о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность. Опираясь на анализ собственного и передового педагогического опыта, хотелось бы добавить, что приобщение детей к нравственным народным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Начиная работать над проблемой использования народных обычаев и традиций, как средства развития творческих способностей учащихся, основанных на активизации художественного воображения, развития ассоциативного мышления, я изучала различные программы и методики. В своей работе я опираюсь на авторскую модель «Русская школа» И.Ф. Гончарова и Л.Н. Погодина, на материал о развитии творческих способностей учащихся из научно-методических работ В.Н. Шацкой, Н.Я. Брюсовой «Задачи народного музыкального образования», практикуя формы, приёмы, методы изучения русского фольклора из пособия О.В. Ворошилова, «Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками». Л.С. Куприной, О.А. Будариной, О.А. Маркеевой по воспитанию детей в русских национальных традициях.

В практике использую методы и приёмы направленные на развитие творческих способностей учащихся и формирование русской культуры на народных традициях: наглядно-слуховой метод, наглядно - зрительный, словесный, практический.

Дети приобщаются к фольклору в процессе различных видов деятельности: восприятия и исполнительства, игр. Поэтому в работе я стараюсь выбрать наиболее приемлемые формы урока, соответствующие изучаемой теме. Это: урок - путешествие, урок - сказка, урок - экскурсия, урок - прогулка, урок - концерт, интегрированный урок, урок - семинар.

Позволяют мне сэкономить время и сделать работу более эффективной средства ИКТ, помогающие осуществить поиск информации, решить большее количество задач на уроке, воспользоваться наглядностью, а также способствующие развитию интереса учащихся к урокам МХК, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся. Учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания с использованием ИКТ.

Кроме коллективной работы на уроке активно использую как индивидуальные, так и групповые виды деятельности учащихся.
В школьной студии изобразительного искусства «Палитра», я готовлю с выпускниками итоговые дипломные работы по МХК. Многие ребята с интересом выбирают темы по культуре России. Так, например, Абубакарова Лейла 8 класс, выполнила работу по теме: «История традиционных русских праздников в картинах художников - передвижников» Янченко Екатерина 8 класс, собрала и представила интересный материал о том, как праздновали Рождество на Руси. Шуруева Анастасия 10 класс, написала дипломную работу об истории строительства Московского Кремля и участвовала со своей работой во Всероссийском конкурсе презентаций «Шедевры мировой архитектуры». Рудых Вероника 10 класс, с работой «Мифологические герои в картинах великих мастеров» стала участницей Международного детского творческого фестиваля «Южный полюс», Добровольский Дмитрий 9 класс, с эссе «Усть-Илимск-город - романтик», участник международного детского творческого фестиваля «Апельсин».

Мои ученики постоянные участники городского конкурса «Искусство Отечества», дважды становились победителями. Это один из самых любимых и творческих городских конкурсов, где можно показать свои знания по культуре, истории и традициям русского народа. С интересом ребята готовят самостоятельно тематические презентации, рефераты, сообщения, представляя их на учебных занятиях и уроках. Индивидуальные виды деятельности помогают выявить способности детей. Работа в группах позволяет мне больше уделить внимание одарённым детям, которые впоследствии смогут выступать на школьных и городских мероприятиях.
Все формы занятий по изучению русских обычаев и традиций в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, то есть вырабатывать в них, стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то новое, своё, лучшее.

Проблему, которую я решаю - найти оптимальные и эффективные пути решения для приобщения учащихся к русскому народному творчеству, способствующему формированию личности ребенка. Его отношения к действительности, активизации творческого мышления, на основе которого развивается понимание истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию наших предков.

Используемая литература:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева. Корепанова О. Н. – Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2004г.
  2. Методы и приёмы формирования интереса к народной музыке у детей младшего возраста. Л. Бабенко «Музыка». Музыкальное воспитание в школе, вып. 14: Сб. статей/ сост. О. А. Апраскина. М., 1979г
  3. Народная культура Юга России: Белгородская область. Автор Кичигин В. П.- Белгород, 2000г.
  4. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. Г. Батурина, К. Лисова, Г. Суворова. – Москва,2005,
  5. Русские Фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. Ворошилов О.В. – Волгоград,2007г.

Добровольская Марина Александровна06.03.2013 54180 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar