РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемное обучение как средство формирования положительной мотивации к изучению иностранных языков

Проблемное обучение как средство формирования положительной мотивации к изучению иностранных языков

Глубоко убеждена, одна из важнейших проблем изучения иностранного языка — это формирование положительной учебной мотивации.

Исходя из этого, именно такой тип обучения, как проблемное, может способствовать формированию положительной учебной мотивации к изучению иностранных языков. Что и является темой моего самообразования.

В ходе своей педагогической деятельности я не просто внедряю в учебный процесс какие-то проблемные вопросы, ситуации, я стремлюсь изменить методы обучения: от репродуктивных перейти к продуктивным, творческим методам, большую роль отводить самостоятельной познавательной деятельности.

Поэтому эпиграфом к своей теме я выбрала слова Рене Декарта: «Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Этот мудрый афоризм очень точно выражает сущность проблемного обучения.

У истоков проблемного обучения стояли выдающиеся русские мыслители Алексей Алексеевич Ухтомский и Герман Константинович Селевко.

Говоря об актуальности проблемного обучения, в его основу положена хорошо известная идея о развитии личности путем формирования доминанты самосовершенствования через самообразование, самовоспитание и саморегуляцию.

Новизна проблемного обучения состоит в использовании активных методов обучения с применением инновационных педагогических технологий: проектной методики, информационных технологий, исследовательской деятельности и здоровьесберегающих технологий.
В своей деятельности я широко использую проектную методику. В проектной методике используют все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания иностранных языков. Прежде всего к ним относятся разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и так называемый эгофактор (Я-фактор). То есть возможность говорить о том, о чём школьники думают, о своих мыслях.

Уже во втором классе учащиеся выполняют индивидуальные и групповые проекты по темам: «Алфавит», «Волшебная закладка», «Моя семья». Детям очень нравится такой вид работы. Они могут рисовать, делать аппликации, коллажи, газеты, поделки, одновременно запоминая лексический материал. Ребята постарше разрабатывают проекты о школе, своём родном городе, об окружающем мире.

В учебном процессе, я очень часто использую информационные ресурсы сети Интернет, СМИ, письма для обогащения словарного запаса, проверки грамматики.

Целью моей педагогической деятельности является формирование у школьников умений самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации.

Для достижения желаемого результата из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Обучающие

  • формирование учебных навыков работы
  • формирование коммуникативных умений, необходимых для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах
  • познание достижений национальных и общечеловеческих ценностей
Развивающие
  • развитие способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию
  • развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля
  • развитие этикетных норм (речевой такт и поведение)
Воспитательные
  • совершенствование нравственных качеств личности (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество)
  • уважения к другим культурам
  • ознакомление с культурой стан изучаемого языка и их связями с мировой культурой
Для успешного решения этих задач мною предусматриваются следующие условия:
  • создание познавательных трудностей;
  • соответствие индивидуальным особенностям;
  • соответствие возрастным интересам учащихся;
  • формирование у школьников умений решения проблемных задач.
Проблемное обучение состоит из трех категорий, где проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу.
Для реализации цели и задач проблемного обучения мною используются нетрадиционные методы обучения, а именно активные методы обучения (АМО), которыенаправлены на развитие самостоятельного творческого мышления. Кроме того, АМО присущи: активность познавательной деятельности учащихся, тесная связь теории с практикой, атмосфера сотрудничества и взаимопомощи.
Для применения АМО мною выбираются две формы работы с учащимися, а именно: индивидуальная и групповая.

В ходе работы над темой мною были выявлены следующие противоречия:

  • между низкой познавательной активностью учащихся и предъявляемыми требованиями к процессу обучения и воспитания, способствующими развитию личности;
  • между недостаточной подготовленностью отдельных обучающихся к обучению в школе и высоким уровнем программного содержания школьного образования.
Выявленные противоречия позволили мне определить проблему: совершенствование процесса преподавания английского и латинского языков через использование проблемного обучения в урочной и внеурочной деятельности.

В урочной деятельности совершенствование процесса преподавания иностранных языков происходит на трех уровнях: базовом, предпрофильном и профильном. Во внеурочной деятельности путем проведения недели иностранного языка, факультатива по латинскому языку «Через тернии к звездам», элективного курса «Латинский язык с медицинской терминологией», объединения «Эрудит по английскому языку», научного общества «Искусство познания».

Основной принцип личностно-ориентированного подхода в обучении: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. А ученики у нас разные. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные, и, конечно же, «одаренные».

Для одаренных детей создаю ситуации успеха и уверенности, используя разные формы и методы.

Слабоуспевающие ученики с низкой мотивацией испытывают трудности при работе со всем классом, поэтому для них требуются методы обучения только индивидуального и дифференцированного подхода.

Для этого используются опять же карточки с различными заданиями.
Таким образом, слабые ученики постоянно участвуют в учебном процессе, по крупицам добывают себе знания и «зарабатывают» оценки.

Немаловажную роль в повышении интереса учащихся к английскому языку играет кабинет. Переступая порог кабинета иностранного языка, ученик должен оказаться в другом мире – мире английского языка и культуры, где всё, начиная от традиционных наглядных пособий и кончая мелочами, должно выглядеть непривычно, не так как в любом другом кабинете школы.

Мною широко используется учебно-методический комплекс К.Кауфман, М.Кауфман «HappyEnglish.ru» с 5го по 11 классы, который построен на единой авторской концепции. Современный УМК по ин.яз. предлагает актуальные темы, довольно интересные и имеющие жизненный смысл для обучающихся.

Проблемное обучение на уроках английского языка «учит учиться», создавая атмосферу непринужденного общения. Взаимоотношения между мной и учащимися, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме.
Результатом проблемного обучения является творческое овладение знаниями, умениями, навыками, и развитие мыслительных способностей.

Ткачева Наталья Ивановна12.03.2013 17940 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar