РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми. 

«Сделать ребенка нашим добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем лее воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты.» 
Ш.Амонашвили. 

Работать с одаренными детьми интересно и трудно. На уроках они требуют особого подхода. особой системы обучения.
Необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающая индивидуальные особенности учеников. И подходом, который учитывает эти особенности, является дифференциация и использование индивидуального подхода к ребенку. 

В своей работе я использую:

  • принцип дифференциации и индивидуализации, когда необходимо стремиться к высокому уровню реализации этого принципа - разработке индивидуальной программы развития одаренного ребенка, составлению траектории индивидуального обучения;
  • принцип максимального разнообразия представляемых возможностей;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя, что больше возможно на факультативах и элективах.
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля учитель переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, т. е. нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Правила личностно-ориентированного образования, выработанные в педагогической практике:

  1. Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях.
  2. Исключить методы наказания, унижающие личность.
  3. Формы организации воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей.
  4. Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям.
  5. Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки.
  6. Помогать обнаруживать ошибки.
  7. Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.
  8. Формировать положительную самооценку ребенка.
  9. Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.
  10. Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении, а не пассивно ждать негативного поступка. 
  11. Безусловно, понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.
  12. Жить интересами, переживаниями ребенка.
  13. Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.
  14. Зорко всматриваться в детей, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс воспитания.
  15. Искренне радоваться каждому успеху ребенка.
  16. Представлять ребенку возможности для самоутверждения.
  17. Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть.
  18. Учитывать состояние и настроение ребенка.
  19. Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу.
  20. Крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.
  21. Получать удовольствие от общения с детьми.
  22. Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали.
  23. Обсуждать поступок ребенка, но уважать личность.

Самый высокий третий уровень («Смекалкины») сформированности общеучебных знаний, умений и навыков у учащихся: креативный уровень характеризуется тем, что учащийся может самостоятельно поставить цель и выбрать рациональный и оптимальный путь её достижения; способен активно работать с различными источниками информации; может выделить главное в изучаемом материале; способен к самостоятельному осмыслению учебного материала и его аргументированному изложению и интерпретации, используя при этом собственный план ответа; самостоятельно сформулировать выводы; может самостоятельно решать задачи, требующие преобразования формул; способен оценить верность решения и в некоторых случаях найти другой способ решения, выбрав наиболее рациональный, желанием.

Для трех групп детей у меня разработаны дифференцированные задания для индивидуальной и групповой работы на уроке практически по всем темам алгебры и геометрии.

Во время проведения урока удобно бывает использовать адаптивную систему обучения А.С. Границкой (Границкая Антонина Сергеевна - профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза). Особенность этой системы - в рамках классно-урочной деятельности возможна такая организация работы класса, при которой 60-80 % времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками; оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая - обучение всех, часть вторая - два параллельных процесса (самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками; использование обобщенных схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки трех уровней).

Работая с одаренными детьми на уроке я также использую:

  • идею укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (методика Давыдова);
  • проблемное обучение (методика Матюшкина);
  • опорные схемы, сигналы Шаталова;
  • укрупненные единицы по методике Эрдниева;
  • развивающее обучение;
  • личностно- ориентированное обучение (Якиманская И.С, Каплунович И.Я.), когда от схемы: учитель- ученик необходимо перейти к ситуации: личность- личность.
Во внеурочной работе со способными учениками можно выделить традиционные формы:
  • участие детей в международной математической игре «Кенгуру»;
  • подготовка к участию и участие в школьной и городской олимпиадах по математике;
  • проведение ежегодной «Недели математики»;
  • работа детей в математическом кружке;
  • углубленное обучение детей и развитие их математических способностей в рамках факультативного курса;
  • обучение по программе предпрофильного курса;
  • работа по программам элективного курса в профильном обучении.
  • • участие в игре «Математическая карусель» для учеников 6-7 классов, проводимая в школе №2.

Костыгина Наталия Юрьевна26.03.2013 21570 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar