РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение электронных образовательных ресурсов на уроках математики

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках математики

Проработав несколько лет учителем математики, пришла к выводу, что применение электронных образовательных ресурсов на уроках повышает у учеников стремление к учению, вызывает желание и интерес, сосредоточенность на предмете, глубокое проникновение в сущность явлений, свободное оперирование знаниями, самостоятельность. Благодаря национальному проекту «Образования» и Санкт-Петербургскому государственному инженерно-экономическому университету наша школа хорошо оснащена современными компьютерными оборудованиями и программными обеспечениями, что позволяет мне на уроках применять различные электронные образовательные ресурсы.

В этом году школа получила статус «Экономический лицей». На плечи учителей математики легла сложная и трудная задача – повышение мотивации к изучению предмета, так как математика – одна из главных дисциплин лицея.
На мой взгляд, компетентность современного педагога связана со знаниями компьютерной техники, с умением грамотно и разумно применять электронные образовательные ресурсы в учебном процессе. Электронный образовательный ресурс – это любой ресурс, содержащий информацию образовательного характера, содержащий в себе учебный материал и методику использования его в процессе обучения.

Существует несколько видов электронных ресурсов необходимых для уроков математики: электронные издания (Серии «Кирилл и Мефодий» по алгебре и геометрии, серии «1С:Школа» по математике и подготовки к ЕГЭ, диски издательства «Просвещение-МЕДИА»); ресурсы сети Интернет; ресурсы, созданные педагогами и ресурсы, созданные учениками.

Я считаю, что компонентами любого образовательного ресурса являются: информирование (урок, лекция, самостоятельное изучение по учебнику); практикум (семинары, лабораторные); аттестация (контрольные и самостоятельные работы, зачеты, экзамены).
Например, на уроке в 7 классе по теме «Многочлен», я использовала свою презентацию. Она была направлена на отработку понятия «многочлен». На слайдах были не только задания, но и ответы, которые появлялись после щелчка мыши, что очень удобно для самопроверки учащихся. Часть слайдов были отведены под интерактивные ответы учащихся, то есть при вызове ученика к графическому планшету, ему необходимо что-то начертить или решить.

Ресурсы, созданные самими педагогами, используются и во внеурочное время. Например, на неделе математики, на математических кружках, на занятиях по подготовке к экзамену.

Я считаю, что математические игры и соревнования, КВН-ы и конкурсы будут больше привлекать учеников, если и здесь применять разработанные ресурсы учителей (презентации), так как наглядность повышает познавательный интерес.
В прошлом году на неделе математике мною была создана презентация для игры 5-х классов. Презентация содержала в себе две части: историческую справку о числах и конкурсные задания. Для экономии времени на каждом слайде были помещены ответы, что было удобно и для жюри, и для самих участников.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках позволяют использовать анимации, для наглядности, организовать интерактивное обучение учащихся, организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся, проводить контроль знаний учащихся с использованием компьютерных программ.

Вот уже второй год учитель высшей категории Мария Дмитриевна Рзаева практикует в своей работе систему компьютерного тестирования «Знак». На уроках-зачетах учащиеся старших классов получают тест (каждый свой), который составляет сам учитель из предложенных заданий в программе. В конце урока учитель сразу получает результат с помощью серверного компьютера.
Наиболее удобная форма использования информационных технологий, не требующая долгой подготовки к уроку (время создания одной качественной презентации на много больше) – применение на уроках компакт-дисков. Технология распространения информации с помощью дисков бывают локальные, сетевые и комбинированные. Локальное распространение предполагает индивидуальную работу ученика с диском, использование для самостоятельной работы по темам программ, текстовые файлы можно копировать и распечатывать. Сетевые же технологии позволяют проводить групповые занятия, а комбинированные – используют как на персональном компьютере, так и посредством доступа к локальной сети, либо их сочетанием.

Все образовательные диски по математике можно классифицировать: электронные учебные пособия, обучающие программы и тесты, электронные лабораторные и практикум, словари.

В зависимости от оснащенности кабинетов школы оборудованием возможны три варианта использования электронных образовательных ресурсов. Если кабинет оборудован компьютерной сетью, то использование сетевой версии позволяет значительно расширить возможности учителя в организации урока, работать не только со всем классом одновременно, но и индивидуально с каждым учеником.

Так, например, после объяснение темы «Виды треугольников» в 5 классе, ребятам было предложено сесть за компьютеры (так как сидят за партой) и создать презентацию по теме «Анимашки-треугольнички». Ребята работали с большим интересом. А главное для меня, как учителя, был положительный результат самостоятельной работы, которую учащиеся писали на следующем уроке. Если в кабинете установлен один компьютер, то с помощью этого компьютера и видеопроектора учитель может ярко и наглядно проиллюстрировать учебный материал на большом экране, интерактивной доске. Если в кабинете нет компьютера, то все тексты, аудио и видеоматериалы могут быть использованы отдельно от программы для создания творческих работ и подготовки учителя к уроку.

Диски с образовательными ресурсами станут незаменимым помощником для учителя при подготовке к урокам. Серии «Кирилл и Мефодий», серии «1С:Школа», диски издательства «Просвещение-МЕДИА» представляют собой мультимедиа-курс, включающий учебник с большим количеством иллюстративного материала, систему многофункциональных интерактивных тестовых заданий, виртуальные экскурсии и модели, видео- и фотоальбомы, методические и справочные материалы с информацией о терминах и понятиях, уроки по курсу, экзамен по курсу, возможность многократного повторения одной и той же темы и урока, дневник успеваемости, некоторый материал излагается в форме аудиовизуальных интерактивных демонстраций. Их цель – помочь школьникам освоить курс математики на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания.

На уроках геометрии, на мой взгляд, очень удобно пользоваться серией «Кирилл и Мефодий». Этот диск содержит хороший анимированный теоретический материал. В 7 классе ребята впервые знакомятся с доказательством теорем. Например, доказательство первого признак равенства треугольников является достаточно трудным для понимания «на пальцах». Тут и приходит на помощь учителю (для объяснения) и ученикам (для понимания) современное средство обучение – диск серии «Кирилл и Мефодий».

Огромным информационным ресурсом для учителей и учеников является Интернет. Всемирная паутина позволяет осуществлять быстрый поиск необходимого материала, так как является одним современных источников информации. Интернет делает информацию доступной вне зависимости от того, где находишься. Вот этим свойством я и пользуюсь на уроках математики.
Так, например, в 7 классе при изучении темы «Медиана, биссектриса и высота треугольника», весь класс был поделен на три группы, каждая из которых получила задание, связанное с изучением новых понятий. В Интернете им необходимо было найти ответы на поставленные мной вопросы. Задания ребята выполняли всего 15 минут, а затем один представитель из группы отвечал на вопросы.
С помощью ресурса Интернет учащиеся выполняют свои проектные работы. В 10 классе некоторые ученики по теме «Правильные многогранники» разрабатывали свои презентации. Так темой работы Курганской Анастасии была «Звездчатые многогранники», а Огарковой Ольги – «Архимедовы тела». На итоговом уроке по теме «Правильные тела» девушки успешно выступили с защитой своих работ.

Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. У учащихся повышается успешность, увеличивается рост обученности, появляется самостоятельность мышления.

Потеряева Екатерина Николаевна01.06.2013 27920 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar