РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология ИСУД как инновационная деятельность педагога в персонификации образовательного процесса

Технология ИСУД как инновационная деятельность педагога в персонификации образовательного процесса «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло» 
А. Горячев

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. В настоящее время развитие системы образования требует от педагогической науки и практики изучения и внедрения новых методов обучения и воспитания детей. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования значительная часть учителей пытается научиться работать по-новому, так как именно «Школьное образование сегодня – решающий фактор индивидуального успеха и развития страны в дальнейшем» [6].

Наиболее значимой особенностью современной системы школьного образования является сосуществование двух стратегий организации обучения - традиционной и инновационной [4, с. 2]. Многие исследователи утверждают, что инновации сегодня призваны гармонизировать отношения в образовательном процессе, привести его результаты в соответствие с требованиями общества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности» [9].

Ф. Удвадиа относит инновацию к новому виду деятельности для организации [Udwadia, 1990, р. 2]. Ряд авторов в качестве признака инновационности указывают на способность организации осуществлять активный поиск информации, распознавать её ценность во внешней среде, ассимилировать ее и применять для достижения собственных целей.

Логика инновационного процесса, по мнению Т. И. Шамовой и Н. П. Капустина, подчинена идее модернизации и отражает путь обновления образовательной системы. Он включает в себя следующие стадии:

  • формирование инновационной идеи;
  • целеполагание;
  • разработка проекта инновации;
  • опытное внедрение (1-я стадия освоения, на которой происходит экспериментальная проверка инновационной идеи, корректируется проект инновации, формируется структура оптимальной организации инновационной деятельности);
  • тиражирование и диффузия нового опыта (2-я стадия освоения, на которой новый опыт многократно повторяется, распространяется, проникает в массовый опыт работы, становясь достоянием многих, а не только группы инноваторов);
  • рутинизация (3-я стадия освоения, когда инновационный проект реализуется в сложившихся структурных единицах, как устойчивая образовательная система, постепенно переходя из разряда инноваций в разряд традиций).
В нашей школе возникла идея изучения и внедрения инновационного педагогического опыта в реализации технологии «Учёт и развитие индивидуального стиля учебной деятельности учащегося» (далее ИСУД, автор Галева Н.Л.). Сущность данной технологии состоит в персонификации образовательного процесса. Инновационная идея сформировалась в программу поэтапной реализации городского образовательного проекта «Сто приемов для успеха» (руководитель Пищало Е.В., заместитель директора по УВР).

В процессе теоретического осмысления технологии ИСУД, педагоги нашей школы утвердились в том, что доступность, качество образования, как и эффективность, начинаются с «учителя нового качества». Реализуя концептуальную модель технологии ИСУД, учитель становится «учителем – управленцем», приобретая такие компетенции, как: грамотное управление собственной деятельностью; сознательный и конструктивный анализ учебных ресурсов ученика; конструирование целей, планирование и организации учебного процесса; анализ результатов собственной и ученической деятельности. Именно потребность в таком учителе четко обозначена в государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на федеральном уровне.

Проблема переосмысления роли учителя – от функции передачи знаний к созданию условий для развития учащихся – в современных условиях встала и передо мной. Дети с особыми образовательными потребностями и возможностями, а именно такие обучаются в нашей школе, тоже имеют право быть уникальными личностями. Профессионально точно «увидеть» своего ученика, его проблемы, управлять той образовательной средой, в которой можно поддерживать каждый успех ребенка, а, значит, персонифицировать процесс обучения, мне позволило внедрение данной технологии.

Для осознанного управления учителем роста учебно-познавательных ресурсов ученика нужен определенный объем знаний учителя об ученике как субъекте обучения. Что определяет успешность каждого ученика? Какие особенности личности ученика являются особенно важными для учета в построении учебного процесса? На эти вопросы я ответила на первом этапе освоения технологии ИСУД при проведении педагогической диагностики.

Авторы технологии включили в структуру учебного успеха ученика 10 характеристик. Безусловно, у многих учителей возникают вопросы о месте данных параметров в педагогической деятельности. Различия учащихся в такой характеристике, как актуальный уровень развития – обучаемость, обученность, ещё как-то можно учесть через внешнюю дифференциацию, разделив детей по классам, категориям в соответствии с данными контрольно-методического среза (КМС) или тестирования. Такие же различия, как особенности психологических феноменов в «поле профессионального зрения» учителя не всегда попадают. А если и попадают (по результатам обследования психологов), то редко становятся основанием для педагогического конструирования индивидуальной помощи в рамках учебных занятий [3, с. 7]. А ведь именно эти параметры являются основными «инструментами», обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ученика.

Результаты диагностики позволили мне определить особенности индивидуального стиля учебной деятельности каждого ученика, то есть персонифицировать образовательную деятельность. Теперь я знала, на что у данного ученика мне надо опираться и что у него надо развивать.

Следующим шагом внедрения инновационной технологии в моей педагогической практике был отбор или проектирование набора учебных приемов и заданий, направленных на развитие выделенных параметров. Согласно авторам, «…если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость». Такой набор учебных приемов и заданий мною был собран в методическую разработку «Развиваем внимание младшего школьника», набор приёмов «Азбучные игры» вошёл в коллективный сборник «Приемы для успеха». Личная картотека учебных заданий и приемов, систематизированных по тем же основаниям, что и учебный успех ученика, мною была разработана и презентована школьному методическому объединению на заключительном этапе опытного внедрения технологии ИСУД в нашем образовательном учреждении. Данная инновационная деятельность позволила мне овладеть компетентностью учителя начальной школы, обусловленной Требованиями к условиям реализации ФГОС НОО: эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для определения персонального пути реализации личностного потенциала каждого ученика в образовательном процессе.

Технология ИСУД в персонификации образовательного процесса инновационна по определению, так как позволяет решить комплексно систему целей:

  1. выяснить, почему неуспешен ученик в предмете (диагностика);
  2. отобрать формы, методы и приемы, развивающие внутренние ресурсы ученика и учитывающие его психофизиологические особенности;
  3. обеспечить развивающую образовательную среду для каждого ученика в условиях классно-урочной системы;
  4. обеспечить рост профессиональной компетентности учителя (психолого-педагогической, предметно-методологической и управленческой).
В ходе реализации образовательного проекта «Сто приемов для успеха» и внедрения концептуальной модели технологии ИСУД в свою профессиональную деятельность, я пришла к выводу, что для реализации этой технологии, которая обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию каждого ученика, современному педагогу необходимо овладеть такими компетенциями, которые обозначены в ФГОС НОО:
  • диагностирование актуального уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха ученика и «сворачивание» этой информации в некую матрицу, используя данные психолого-педагогической диагностики;
  • проектирование, отбор учебных приемов и заданий, направленных не только на обучение, но и на развитие учащихся;
  • определение необходимых форм работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности путем сопоставления матрицы учебного успеха ученика с картотекой учебных приемов и заданий.
Реализация образовательного проекта «Сто приемов для успеха», как инновационной деятельности педагогов школы продолжается, но я могу с уверенностью сказать, что применение технологии учета и развития Индивидуального Стиля Учебно-познавательной Деятельности (ИСУД) ученика позволит учителю реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы, которые обеспечат каждому ученику свой, индивидуальный путь к успеху.

Использованные источники
1. А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. — М.: Изд-во «НексПринт», 2010. — 84 с.
2. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
3. Галеева Н.Л., Гостимская Е.С., Евдокимова Г.Ю., Конова Н.Н., Замулина Н.В. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе. М.: изд. «5 за знания», 2008. -128 с.
4. Дерновский И. Инновационные педагогические технологии Учебное пособие / К. : Академвидав, 2004. - 352 c.
5. Инновационность как один из принципов педагогики Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева.
6. Медведев Д.А. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
7. Мельник О. Ф. Инновационность образовательных учреждений: подходы к описанию феномена Адрес статьи: www.gramota.

Интернет источники:
8. konykhova@sibmail.com Конюхова Е.Т., Конюхова Т.В. Инновационные технологии и проблема успешности будущего специалиста
9. Сидоров С.В. Инновационный процесс как феномен современного общего образования/ http://psyjournals.ru
Использованные источники
1. А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. — М.: Изд-во «НексПринт», 2010. — 84 с.
2. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
3. Галеева Н.Л., Гостимская Е.С., Евдокимова Г.Ю., Конова Н.Н., Замулина Н.В. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе. М.: изд. «5 за знания», 2008. -128 с.
4. Дерновский И. Инновационные педагогические технологии Учебное пособие / К. : Академвидав, 2004. - 352 c.
5. Инновационность как один из принципов педагогики Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева.
6. Медведев Д.А. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
7. Мельник О. Ф. Инновационность образовательных учреждений: подходы к описанию феномена Адрес статьи: www.gramota.
Интернет источники:
8. konykhova@sibmail.com Конюхова Е.Т., Конюхова Т.В. Инновационные технологии и проблема успешности будущего специалиста
9. Сидоров С.В. Инновационный процесс как феномен современного общего образования/ http://psyjournals.ru

Адамбаева Людмила Анатольевна21.08.2013 21720 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar