РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения учащихся.

Проектная деятельность как  условие повышения мотивации обучения учащихся.

Детство – это пора радости, веселья, беззаботности. Однако в это время начинается учеба, и необходимо сделать так, чтобы для малыша она была не нудным и утомительным делом, а захватывающим и интересным процессом. Что может побудить ученика учиться? Это авторитет родителей, учителя, оценки, интерес к предмету. Доброжелательность учителя, его заинтересованность в успехе учащихся стимулирует его активность на уроках. Демонстрация лучших работ каждого ученика, умение хвалить на каждом уроке даже за малые достижения мотивирует его. Использование игровых форм обучения и в первую очередь ролевых игр является отличительной особенностью интенсивных методов. Игра раскрепощает ребёнка, стимулирует его фантазию, раскрывает творческие возможности, свойства его личности.

Вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. 

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя»». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без вну-тренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы я и попыталась для себя ответить.

И нашла выход в формирование и повышение учебной мотивации через проектную деятельность.

Среди инновационных педагогических технологий, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. 

Проектная деятельность младших школьников, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • формированию проектного мировоззрения и мышления,
  • обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. Это достаточно серьезный вопрос.
Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:
  1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
  2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
  3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере.
  4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
  5. Возрастает нагрузка на учителя.
Как же их разрешить? Предлагаю такой вариант:
  1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
  2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
  3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
  4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
  5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой.

Проектная деятельность в нашем классе строится по традиционным этапам: определение темы, целей, задач проекта, формы работы (индивидуально или групповой), продукта деятельности (доклад, реферат, оформление стенда или презентация), а также объёма работы, который выполнит каждый ученик.

Сначала младшие школьники выполняют краткосрочные проекты, рассчитанные на урок. Они позволяют ученикам не потерять мотивацию и интерес к работе. Постепенно организуются долгосрочные проекты. Так, вопрос дружбы и отношения к себе, определения своего места в мире могут рассматриваться в нескольких проектах по мере взросления учеников.

Первым проектом моих первоклассником стала презентация, которую ученики назвали « Здравствуй, это я!» В ней они решили рассказать всей школе о себе, своих интересах, о том добром и хорошем, что есть в каждом из них. Проект ориентирован на сближение учеников, формирование интереса и внимательного отношения друг к другу. В ходе оформления презентации они решили расширить тему, рассказав не только о себе, но и о своих семьях, питомцах. Я работаю по программе «Школа России», которая предлагает нам урочные проекты на различные темы: «Живая азбука», «Наш класс – дружная семья», «Моя малая Родина», «Математика вокруг нас», «Дикие животные» и многие другие.

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Во втором классе одним из проектов стала работа над темой «Новый год шагает по планете», которого нет в учебниках.

I Этап. Погружение в проект.

Все дети верят в сказку. И ежегодно она оживает в чудесные дни предновогодних приготовлений. Именно в это время у них возникают многочисленные вопросы к взрослым, а ответы на них порой не могут дать даже они. Ведь большинство из них имеет лишь поверхностное представление об истории символов и атрибутов этого праздника, связанных с традициями русского народа и семейными традициями. Данный проект был составлен в соответствии с нашими интересами. В ходе работы проводили совместное обсуждение. Разрабатывали план выполнения проекта, определяли способы совместной деятельности и сроки выполнения работы.

II Этап. Работа над проектом.

Групповая форма проекта - путешествие по странам. Для этого все учащиеся класса разбиваются на группы, каждой из которых предстоит найти информацию, предложенных стран: Вьетнаме, Италии, Бразилии, Англии, Франции, Германии и конечно же в России. Затем следовала самостоятельная работа: дети собирали материал, работали с литературой и другими источниками, обращались за помощью к родителям, к библиотекарю нашей школы, фиксировали материал и готовили к использованию в проектах. Я, консультировала их по мере необходимости: какую информацию исключить или, наоборот, добавить. Ненавязчиво контролировала (наблюдала, фиксировала группу в целом . Я оказывала помощь учащимся при подготовке презентации работы. Дети во внеурочное время готовились к выступлению. Затем мини-группы показывают умение планировать и осуществлять работу. 

Я принимаю отчёт проделанной работы, обобщаю результаты работы групп. Вашему вниманию представляю групповые проекты второклассников. Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Дети приготовили Мастер-класс на новогоднюю тематику и сняли на видео. И вашему вниманию представляю мастер-классы «Поделка – ёлочка», приготовление новогодних бутербродов.

Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

  • Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
  • Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию "семья”.

III Этап Итоговый.

Когда у нас были собраны все выступления каждой группы, тогда я создала коллективный проект – это видео фильм «Новы год шагает по планете». Презентация видеофильма проходила в канун нового года перед родителями. Все получили огромное удовольствие, а дети смотрели на себя как на настоящих артистов. После этого ученики вместе с родителями долго обсуждали свою работу, оценивали её, радовались. Первый совместный проект показал, что за период работы над ним родители и дети стали ближе друг к другу, большинство родителей стали " героями” в глазах детей. Это был наш первый опыт в создании фильма.
Коллективная проектная работа организует учеников, помогает решить проблему лидерства, учит терпимости, формирует понимание того, что итогом деятельности должен стать готовый продукт. В целом это маленькая подготовка к взрослой жизни.  

Таким образом,

  1. Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.
  2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.
  3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

Суровцева Алина Валерьевна09.09.2013 39481 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Проектная деятельность учителя обязательный компонент образовательного процесса по новым стандартам. Именно они уже идут в начальной школе.Методологическая основа ФГОС-системно-деятельностный подход, реализация которого предполагает овладение самостоятельной познавательной деятельностью по усвоению новых знаний, приобретение опыта по решению поисковых и творческих задач.Выделено определённое количество часов на данный вид деятельности.В этом вопросе меня волнует каким образом готовится учитель к овладению проектной деятельностью.Какая у него мотивация при отсутствии часов на данный вид деятельности?
avatar