РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Метод проектов и его использование в урочной и внеурочной деятельности

Метод проектов и его использование в урочной и внеурочной деятельности

Уважаемые коллеги. Концепция обновления содержания образования, отраженная в инициативе «Наша новая школа», ставит перед нами задачу формирования личности, ориентированной на саморазвитие, самообразование, самореализацию.
Это требует не только изменений в соответствии с запросами общества образовательных программ, но и активного применения различных педагогических технологий.

В этой связи большого внимания заслуживает метод проектов, который обеспечивает заявленный в Стандарте второго поколения деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать перевод обучающегося в режим саморазвития.
В своем выступлении я хочу представить опыт моей работы по использованию проектной технологии в преподавании русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности.

Проектная технология в педагогике существует уже давно. Основан метод проектов в американской школе начала ХХ века Джоном Дьюи, применялся и в отечественной практике в 20-З0-е годы. В последнее время этому методу вновь уделяется пристальное внимание, так как проектная деятельность становится особенно актуальной в современном информационном обществе.

На мой взгляд, проектная деятельность становится столь востребованной в современной школе также благодаря универсальности этой технологии. 

Метод проектов позволяет в процессе работы сочетать различные образовательные технологии.

  • Во-первых, проектная деятельность направлена на сотрудничество учащихся и преподавателей. Учитель выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Таким образом, метод проектов тесно связан с педагогикой сотрудничества.
  • Во-вторых, проектная технология ориентирована на личностные характеристики учащегося и позволяет применять все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Здесь мы видим взаимосвязь метода проектов с личностно-ориентированным обучением и с технологиями групповой и индивидуальной деятельности. Возможность каждого обучающегося работать в своем режиме способствует созданию условий для ситуации успеха, а также реализации здоровьесберегающих технологий в обучении.
  • В-третьих, основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических, исследовательских или творческих задач, требующих интеграции различных предметных областей. Межпредметные связи, которые сейчас обязательно присутствуют в содержании любой образовательной программы, осуществляются в ходе проектной работы в сочетании с интегрированными технологиями обучения.
  • В-четвертых, проектная деятельность требует умения ориентироваться в информационном пространстве. Современные информационные технологии способствуют эффективности проектного метода. По ходу работы ученики могут использовать компьютер как инструмент поисковой и оформительской работы.

В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, поэтому проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, что, в свою очередь, предполагает применение исследовательских методик. Таким образом, у учащихся развивается познавательный интерес, появляется возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, научиться экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом.

Таким образом, универсальность метода проектов предоставляет педагогу широкие возможности его использования как в учебной, так и во внеклассной работе.

Применение метода проектов определяется рядом требований:

  • Наличие проблемы (задачи), требующей поиска для ее решения. Работа над проектом начинается с постановки проблемы, взятой из реальной жизни и значимой для ученика (например, в проектах «Ветераны Великой Отечественной войны Улитинского сельского округа внимание было привлечено к проблеме сохранения памяти о подвигах защитников Отечества). Затем определяется цель проектной работы и задачи.
  • Структурирование содержательной части проекта. Необходимо четкое планирование действий, поэтому работа над проектом разбивается на этапы.
  • Самостоятельная деятельность учащихся. Используется распределение (если имеется в виду групповая работа) заданий для каждого участника, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это требует ответственности участников проекта за свою часть работы. Таким образом, идет продуктивное сотрудничество учащихся, направленное на совместное достижение результата.
  • Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
  • Практическая значимость предполагаемых результатов. Работая над проектом, учащиеся не только приобретают новые знания, навыки, опыт, но и используют их в своей деятельности.
  • Реализация проекта, т.е. конечный продукт. Законченный проект предполагает создание конечного продукта и его реализацию (например, изготовление наглядного пособия). Результатом выполненных проектов могут быть видеофильмы, альбомы, журналы, компьютерные презентации, поделки, и т.д.

Современная классификация проектов разнообразна. На основе преобладающей деятельности учащихся можно выделить следующие виды проектов:

  • практико-ориентированный проект;
  • исследовательский проект;
  • информационный проект;
  • творческий проект;
  • ролевой проект;
  • межпредметный проект.
Проект также может быть завершенным или открытым для продолжения работы. В практической деятельности очень редко можно встретить проекты, полностью соответствующие классификации. Обычно виды проектов взаимосвязаны, поэтому легко сочетаются друг с другом.

Остановлюсь на тех проектах, которые активно применяю в своей практике.

Практико-ориентированный проект используется мною в урочной деятельности. Данный проект предполагает получение продукта, который можно в дальнейшем использовать в работе. В качестве примера приведу урок-проект «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи». Вначале урока выявляется проблема, связанная с трудностью выбора слитного или раздельного написания НЕ, определяются цели и задачи. Учащимся предлагается решить проблему с помощью проектной работы по созданию опорной схемы написания НЕ со словами. Работа организуется по группам. Каждая группа исследует условия слитного и раздельного написания НЕ с определенными частями речи. В процессе выполнения заданий составляется опорная схема.

На уроках литературы в 5 классе при изучении темы «Фольклор» предлагаю ребятам создание проектной работы «Малые жанры фольклора». Поэтапно в процессе изучения тем в работе появляются странички, посвященные пословицам и поговоркам, загадкам, частушкам и т.д. Каждый раздел ребята сопровождают иллюстрациями. В результате создается учебное пособие, которое можно использовать на уроках как раздаточный материал.

Исследовательские проекты целесообразно использовать во внеурочной деятельности. Они предполагают обращение к какой-либо актуальной теме и ее всестороннее исследование. В качестве примера такого проекта можно рассмотреть историко-краеведческую тропу «Край, что сердцу дорог». Проект создавался с целью познакомиться с историей родного края и судьбами людей, оставивших свой след на этой земле. В ходе работы были исследованы архивные документы, проведены беседы со старожилами, изучена краеведческая литература. В проекте отражены история и современная жизнь деревень Евсеево и Улитино, рассказано о наиболее интересных судьбах наших земляков. Реализацией проекта стало создание экскурсионного маршрута и экспозиций школьного музея. Данный проект является открытым и постоянно пополняется новыми материалами.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры и предоставляют широкий простор для различных видов деятельности. Такие проекты можно использовать как в урочной, так и во внеклассной работе. Они могут быть коллективными и индивидуальными. Продуктом таких проектов может стать любая творческая работа. Например, при изучении творчества М.Ю. Лермонтова учащимся 6 классов предлагается создать поделку, отражающую сюжет стихотворения. Особой популярностью при выборе темы работы у учащихся пользуются «Три пальмы», «Парус», «На севере диком…».

Также группой учащихся 6 класса создан проект «Литературная робинзонада». В него вошли три произведения: «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Таинственный остров» Ж.Верна и «Васюткино озеро» В.Астафьева. Работая над проектом, ребята узнали о жанре робинзонады, познакомились с биографией писателей и историей создания произведений. К каждому произведению был сделан макет, отражающий эпизоды из приключений героя, и иллюстрации. Также ребята выпустили буклет с краткой аннотацией каждого произведения. В этом году проект пополнился настольной игрой по событиям из глав «Таинственного острова» Ж. Верна.
Практическая значимость проектной деятельности состоит в формировании умения представлять свою работу. Поэтому завершающим этапом выполнения проекта является его защита. При защите учащиеся обосновывают причины и актуальность выбранной темы, описывают пути реализации проекта и представляют полученный продукт.

Таким образом, главным результатом проектной деятельности, является развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в работе. Работая над проектом, каждый ученик имеет возможность проявить собственную фантазию.

Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни.

Панкратова Альбина Вячеславовна21.01.2014 31030 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar