РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Влияние СМИ на формирование мотивации изучения английского языка

Влияние СМИ на формирование мотивации изучения английского языка ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ «Профессиональное училище № 22»

Данная работа представляет собой исследование влияния СМИ на формирование мотивации изучения иностранного языка обучающихся ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 22». В работе предпринимается попытка освещения проблем, связанных с трудностями формирования положительной мотивационной сферы учащихся. 

Сегодня роль средств массовой информации сложно недооценить: нельзя представить ни одну сферу нашего существования без каких-либо информационных отношений. Общение сегодня происходит не только в самом обществе, как межличностная беседа, но и посредством интернета, телевидения, радио, газет, журналов и других средств коммуникации. Сегодня в сети можно не только найти необходимую информацию и прочитать о последних событиях, но и найти более полезные для себя вещи, например, пройти тест на уровень знания английского языка, не вставая из-за своего рабочего места.

При этом средства массовой информации значительно влияют и на формирование сознания людей, именно поэтому электронные и печатные СМИ являются значительной частичкой культурной и духовной жизни социума. Из этих источников массовой информации люди черпают знания, которые всегда актуальны и значимы для общества.

Сегодня все большей популярность приобретают электронные виды СМИ. Именно онлайн-ресурсы, порталы и информационные службы являются одними из самых быстрореагирующих видов средств массовой информации сегодня.

Проблеме формирования мотивации также посвящено множество исследований (В.Г.Асеев, Ю.К.Бабанский, Л.И.Божович, С.М.Бондаренко В.К.Вилюнас, Л.С.Выготский, И.А.Джидарьян, Б.И.Додонов, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, А.К.Маркова, А.Маслоу, С.И.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, П.М.Якобсон и др.), в которых подчеркивается роль положительной мотивации, являющейся одним из важнейших условий для достижения хороших результатов в обучении. Но, тем не менее, важно подчеркнуть, что существует немного исследований, рассматривающих проблему повышения мотивации изучения ИЯ под влиянием СМИ. 

Приведенные факты доказывают актуальность нашего исследования. Потому, как отмечает Ариян М.А.(3:22) осознание необходимости оптимизации обучения иностранным языкам приводит к мысли о важности выбора наилучшего сочетания методов и приемов обучения и применения их в таких ситуациях, в которых они могут дать наибольший эффект.

Объектом данного исследования является процесс обучения английскому языку в условиях коммуникативно – ориентированного обучения.

Цель исследования выявить уровень сформированности мотивационной сферы обучающихся под влиянием СМИ. В соответствии с общей целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность мотивации изучения иностранного языка как целиформирования (основные признаки, функции);
  2. Выявить специфику мотивации изучения иностранного языка;
  3. Раскрыть понятие, функции и социально – педагогические возможности СМИ;
§1. Психологические характеристики мотивационной сферы учения

Мотивация является одной из фундаментальных проблем в отечественной педагогике. Её значимость для разработки современной педагогики связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает его к деятельности, каков его мотив, ради чего он её осуществляет, есть основа её адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом … то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». (10:12 – 13) В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, поэтому это понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. Наиболее полным является определение, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы – Л.И.Божович. Согласно Л.И.Божович(4:41-42), в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, всё то, в чём нашла воплощение потребность. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнём, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности». (6:126)

Таким образом, мы можем дать своё определение мотивации. Мотивация – это сложная, многоуровневая, неоднородная система психологически разнородных побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., детерминирующих поведение и деятельность человека, с доминирующей ролью мотива в их структуре.

Известно, что учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определённую деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и другой любой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Учебная мотивация, как и любой другой её вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. В этой связи необходимо выделить признаки мотивации. По мнению О.С.Гребенюка (7:7) признаками мотивации являются её предметная избирательность, отражающая то, что привлекает учащегося в учебной деятельности, и динамические свойства мотивации. Эти особенности мотивации характеризуются интенсивностью (возбудимость мотивов, степень преодоления трудностей и т. д.), устойчивостью (степень желания учиться) и действенностью побуждений (способность актуализировать необходимый в данной ситуации мотив, принять нужное решение). Именно по признакам можно судить о степени развитости мотивации.

Таким образом, учебная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешней (награда, избегание) мотивации. Выделенные нами признаки позволяют обоснованно оценивать состояние мотивации, ставить цели её совершенствования, замерять изменения в развитии мотивации по ходу педагогического процесса.

Важно также отметить, что действие внешних мотивов учения, исходящих от родителей, педагогов, класса, общества, нередко встречает внутреннее сопротивление личности. Вот почему решающим фактором мотивации учения является внутренняя побудительная сила ученика.

К числу существенных аспектов мотивации относятся её функции. Во-первых, она побуждает поведение; во-вторых, направляет и организует его, и, в-третьих, придаёт ему личностный смысл и значимость. Итак, функциями мотивации являются:

  1. побудительная;
  2. направляющая;
  3. смыслообразующая;
  4. повышающая эффективность учения.
Всё рассмотренное выше свидетельствует о сложности учебной мотивации как психологического феномена. Кроме того, сущность мотивации учения заключена в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними.

§2. Специфика мотивации изучения иностранного языка

Совсем ещё недавно для многих учащихся единственным мотивом изучения иностранного языка было получение хорошей оценки. Но сегодня знание иностранного языка становится одним из обязательных компонентов профессиональной деятельности и обеспечивает более полноценное и интересное проведение досуга. Отсюда более пристальное внимание к изучению языку.  

Управление мотивацией изучения ИЯ является одной из центральных проблем методики обучения. ИЯ как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение ИЯ путём обучения умению общения на ИЯ. К сожалению, на данный момент, обучение ИЯ в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у обучающихся «естественной потребности» в общении на ИЯ. В связи с этим перед учителем стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенной к естественным условиям.

Существует внешняя мотивация и несколько разновидностей внутренней мотивации. Внешняя мотивация бывает, как правило, дистантной, нацеливающей ученика на достижение конечного результата учения. Основной же разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Ученики независимо от возраста единодушно формулируют свои потребности как чисто коммуникативные, а именно: говорить на ИЯ с другом, взрослым человеком, читать для расширения кругозора, с профессиональной целью и для удовольствия, писать письма. Однако, несмотря на столь явное стремление учащихся к общению, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении ИЯ в атмосфере родного языка ИЯ предстаёт как искусственное средство общения. Это означает, что так называемые естественные ситуации, используемые при обучении носят, в сущности, искусственный характер. Как утверждает Г.В.Рогова (5:182), интерес к процессу обучения по ИЯ держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности.

Учёные, исследующие мотивацию усвоения ИЯ, выделяют целый ряд видов мотивации с учётом индивидуального развития потребностей обучающихся. 

Для нашего исследования представляет интерес следующие виды, которые выделяет Г.Ю.Ксензова (8:174):

  1. внешняя мотивация, как правило, нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения;
  2. внутренняя мотивация имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения. А для этого учителю необходимо строить процесс учения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели. (см. приложение 1)
Проанализировав существующие подходы к понятию сущности мотивации, мы сделали следующие выводы:

1. Мотивация – это одно из основополагающих средств развития личности, регулятор и главное условие успешного учения.

2. К числу существенных аспектов мотивации относятся её функции:

✓ побудительная;

✓ направляющая;

✓ смыслообразующая;

✓ стимулирующая деятельность мыслительных процессов;

✓ повышающая эффективность учения.

3. Сущность мотивации учения заключена в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними.

4. В изучении ИЯ существуют познавательная мотивация и коммуникативная мотивация. В обучении ИЯ ведущая роль принадлежит коммуникативной мотивации.

5. Мы выделили следующие виды мотивации: 

а) внешняя мотивация; 

б) внутренняя мотивация.

6. Основными признаками мотивации являются её направленность, устойчивость, динамичность.


§ 3. Понятие, функции и социально – педагогические возможности СМИ

Средства массовой информации — понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.). Под ними следует понимать — социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

К основным видам СМИ относятся:

  • радио — акустическое, словесно-звуковое воздействие;
  • печать — словесное и графическое воздействие;
  • кино — художественно-образное воздействие;
  • телевидение — интегрированное акустическое и художественно-творческое воздействие;
  • компьютерные технологии (Интернет) — оперативное самостоятельно-творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно-творческого и другого воздействия. 
Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение, кино и компьютерные технологии. Телевидение позволяет обеспечивать «доставку на дом» готовой программы, репортажа в момент свершения события.

Компьютерные технологии обладают еще большим воздействием, так как они ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала. Потребитель сам выходит на соответствующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные технологии позволяют активизировать участие пользователя, мотивировать активность, развивать интерес и пр. 

Основные функции СМИ:

  • общественно-политическое воздействие (решение определенных политических задач);
  • воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.).
  • информационная: осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение информации;
  • обучение и просвещение: профессионально-заинтересованная аудитория, расширение кругозора;
  • художественно-репродуктивная: трансформирование произведения искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки;
  • художественно-продуктивная: распространение произведений особого вида искусства — рекламы, телешоу, радиодрамы, телефильмов и проч., при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале;
  • развлечение: заполнение досуга приятным отдыхом, развлечением (музыка, кино и т.д.).
Исследование воздействия СМИ на личность и группу (массы) потребителей осуществляется социологией, психологией и педагогикой. Психология изучает в большей степени механизмы влияния на аудиторию, а педагогика — способы достижения прогнозируемого влияния, в том числе: пути, методы и средства информационного воздействия, а также условия, обеспечивающие эффективность использования различных программ.

Существует выражение «педагогика средств массовой информации», под которым подразумевается теория и практика исследования и использования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения направленного влияния на человека, группу (определенную группу населения).

При изучении проблем воздействия СМИ на аудиторию применяются определенные концептуальные подходы. В основе их лежат соответствующие теории, позволяющие объяснить и понять механизмы влияния на личность, группы и их последствия. К таким теориям относятся:

Теория унифицированный последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно этой теории, люди в современном обществе воспринимают сообщения СМИ одинаково, т.е. у них очень похожие реакции. Практически такое влияние имеет место в определенных условиях и по отношению к определенной аудитории. Предрасположенность аудитории (человека) к агрессии может активизироваться при просмотрах некоторых передач.

Теория социального научения (Альберт Бандура и его коллеги). Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии. В его основе лежит утверждение того, что усвоение модели поведения человека происходит по примеру поведения окружающих. Глядя, как они ведут себя в той или иной ситуации, человек, подражая им, усваивает их опыт. В этом отношении СМИ демонстрируют примеры, становятся источником научения. Для того чтобы происходило социальное научение человека, необходимо, чтобы имело место:

  1. наличие примера;
  2. запоминание модели поведения;
  3. осмысление действий;
  4. мотивация;
  5. реализация модели поведения.

Теория культивирования (постепенного формирования образа мысли) (Джордж Гербнер и его коллеги). Увеличивающееся, многократное действие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени способствует постепенному изменению у их потребителей представлений об информируемом явлении, процессе, социальной реальности. Такое влияние на аудиторию способствует формированию (культивирует формирование) у нее определенных позиций, взглядов в соответствии с информацией созданной на телеэкране.

Теория социализации (теория социального развития). Благодаря продолжительному воздействию СМИ на потребителей, они становятся источником знаний о мире. Современные дети нередко от 2 до 4 часов проводят у телевизора, что делает его важным элементом социального развития. С помощью телевидения они узнают о мире взрослых, их поведении, начинают исполнять социальные роли, присущие взрослым. Направленность телевидения на детскую и молодежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию (элементы развлекательности, состязательности, новизны, азарта и пр.), способствует наибольшему влиянию на них. Неслучайно именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ.

Теория использования и удовлетворения. СМИ могут существовать только тогда, когда у них имеется свой зритель. Одна из важнейших задач, стоящих перед ними, — создание своей аудитории. Одновременно психология пользователя СМИ такова, что человек в большей степени обращается именно к тем из них, которые удовлетворяют их интересы, потребности, желания. Данный факт определяет направленность деятельности постановщиков информационных программ, старающихся создавать такие, которые максимально захватывали бы зрителя сюжетом, информацией, содержанием, формой подачи, заставляли его переживать, вызывали потребность быть в более тесном взаимодействии и т.д. Таким образом, формируется своя аудитория, на которую ориентируется канал.

Механизмы влияния СМИ на личность (аудиторию) обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воздействуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на мировоззрение и проявление активности. Эмоциональное сопереживание зрителя обусловливает глубину воздействия на него сюжета фильма (информации) и способствует усвоению предлагаемой реакции. Эмоциональное проявление героя фильма нередко неосознанно усваивается сопереживающим зрителем на уровне соответствующего опыта. Такое воздействие называют «эмоциональной инфекцией». В основе этого лежит тот факт, что человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведении кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится эмоциональное единство с этим человеком. Объектами подражания часто становятся герои телепередач. Особенно это характерно для детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они активно имитируют героев фильма, повторяя их речи, действия и поступки;

Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, установочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия. В частности:

  • поведенческие последствия. Образ деятельности, представленный СМИ, является руководством для зрителя. Впоследствии он становится ориентиром либо основой, определяющей его практическую деятельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим порядком действий, представленным СМИ;
  • установочные последствия. При определенных условиях под воздействием СМИ у зрителя формируются соответствующие установки. Они носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя на отношения этого зрителя, его действия и поступки;
  • когнитивные последствия. Под воздействием информации, представляемой СМИ, изменяются знания, мировоззрение зрителей. Это находит отражение в их информированности, суждениях;
Практическая часть

С целью выявления уровня сформированности мотивационной сферы изучения английского языка, нами было проведено исследование. В качестве формы исследования было выбрано анкетирование, в котором приняли участие 59 обучающихся первого курса и 53 обучающихся второго курса ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 22», изучающие английский язык.

Были предложены следующие вопросы:

  1. Являетесь ли вы постоянным пользователем СМИ?
  2. Как часто Вы встречаете слова английского происхождения в СМИ?
  3. Влияет ли на ваше желание изучать английский язык СМИ?
Заключение

Изучение широкого круга литературы, посвященной проблемам формирования мотивации, а также диагностика уровня сформированности мотивации обучающихся, позволяет сделать вывод, что в условиях современности представляется возможным обучать иностранному языку с применением СМИ и тем самым повышать мотивацию изучения ИЯ, т.к. правильное использование материалов СМИ позволяет представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры, индивидуализировать процесс обучения, приобщить подростков к культурным ценностям народа-носителя языка и, в итоге, развить как навыки речевой деятельности, так и её мотивированность.

В настоящее время, когда английский язык приобрел статус языка глобального общения (благодаря всеобщей компьютеризации) перед преподавателями этой дисциплины встает задача лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.

Проблема повышения мотивации требует от преподавателя нового подхода к её решению, в частности, в использовании более совершенных организационных форм и методических приемов обучения, в том числе использование СМИ. Но следует отметить, что материалы, представленные в СМИ нуждаются в тщательном отборе.

Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Это способствует активизации интереса учащихся, возрастанию рейтинга английского языка в сравнении с другими предметами и самое главное повышению языковой компетенции обучающихся.

Список Литературы
  1. http://sociolib.com/sotsialnaya-pedagogika/smi-vidyi-osnovnyie-18766.html 
  2. http://www.ling-expert.ru/ 
  3. Ариян, М. А. Учёт особенностей личности учителя при оптимизации процесса обучения [Текст] / М. А. Ариян // ИЯШ. – 1988. - №3. – С. 19 – 23. 
  4. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка: изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1982. – 180с. 
  5. Верещагина, И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в школе [Текст] / Н. И. Верещагина, Г. В. Рогова. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с. 
  6. Джидарьян, И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. Теоретические проблемы психологии личности [Текст] / И. А. Джидарьян. – М.: Просвещение, 1984. – 211с. 
  7. Леонтьев, А. А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Русский язык, 1991. – 360с. 
  8. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст] / Г. Ю. Ксензова. – М.: Академия, 2000. – 265с. 
  9. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005 – 269с. 
  10. Якобсон, П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема [Текст] / П. М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1983. – 142с.
Жукова Мария Борисовна26.02.2014 24400 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar