РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Ценности русской народной культуры в контексте урока музыки

Ценности русской народной культуры в контексте урока музыки

Конкретизируем, прежде всего, взаимосвязанные понятия «ценность» и «культура».

Ценность-социально-одобряемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба, как правило, не подвергаются сомнению. Ценности также могут трактоваться как общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться.

Культура-социально-прогрессивная творческая деятельность, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом.

Отсюда следует, что ценности русской народной культуры-одобряемые большинством людей духовные и материальные ценности русского народа:

  • Любовь к Родине
  • Любовь к природе
  • Миролюбие
  • Правдолюбие
  • Трудолюбие
  • Уважительное отношение к старшим

Рассмотрим каждую из названных ценностей подробнее.
Любовь к Родине.

Певцы русской старины всегда воспевали красоту своей земли, её богатство.

А сколько пословиц о Родине:

На чужой стороне и веса не красна.
На чужой стороне и сокола зовут вороной.
Нет в мире краше Родины нашей.

Не случайно патриотизм, любовь к Родине, как малой, где ты родился, так и в стране в целом, проходит практически через все формы устного народного творчества: сказки, героический эпос, песни. Эта же идея является центральной и в письменных памятниках, как народных, так и авторских. Она выражается не только в описании героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости, уклонение от исполнения гражданского долга. Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также честью и достоинством.

Любовь к природе

Для русского человека любовь к природе основана на осознании тесной взаимосвязи человека и природы. Природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Например у Ключевского читаем о влияние рек на хозяйственную и общественную жизнь славян: «Служа готовыми первобытными дорогами, речными бассейнами своими разносторонними направлениями рассеивали население по своим ветвям».

Народ всегда воспевал природу. Это нашло отражение и в детских, и народных песнях. Вряд ли найдется человек ,который не пел сам и не слышал песен, как «Во поле березка стояла», «Калинка».

Миролюбие

Еще одна ценность русской народной культуры и важнейшая черта народного сознания .Миролюбие понималось на Руси по-разному:

  • Миролюбие, как проявление нищелюбия. Огромное число нищих, погорельцев, бобылей издавна ходили за милостыней по селам и деревням. Царила атмосфера сострадательности, готовности помочь любому, оказавшемуся в нужде.
  • Миролюбие, как проявление мира между людьми. Всякий путешественник был для славян как бы священным, встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Этим подавали пример добрососедских отношений, мирного «уживания» рядом.

Правдолюбие

Правдивость-морально-психологическое качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности; включает принципиальность, верность принятым обязательствам, искренность перед другими и перед собой. Буквально с момента образования общества люди испытывали чувство чести. Одним из наиболее сильных наказаний для человека является лишение общественным мнением его чести.

Трудолюбие

Считалось важнейшим качеством человека. Если ребенок с малолетства не приучался к сельскохозяйственным занятиям ,то в дальнейшем он уже не имел к ним «усердствующей способности». Труд составлял основу существования, это не только выработка навыков, умений, но и развитие миропонимания, нравственной закалки, эстетические переживания и ,конечно, физическое развитие и здоровье.

Уважительное отношение к старшим.

Дети были обязаны во всем слушаться старших. Важным считалось внешнее правило: обязательно полагалось почтительно приветствовать старших при встрече, уступать место и не сидеть в их присутствии, до 17 лет дети должны были во всем слушаться родителей.
Наблюдая за поведением взрослых, ребенок с детства был почтителен со старшими ,поэтому в деревнях старики оказывались окруженные заботой.

Подведя итог, можно заметить, что все ценности взаимосвязаны между собой. Если любишь Родину, то будешь бережно относиться к природе. Если миролюбив, то будешь уважительно относиться к старикам.

Ценности русской народной культуры получили определенное отражение в школьной программе по музыке.

Рассмотрим программу по музыки для общеобразовательных школ Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

1 класс

Просмотрев все темы уроков можно заметить, что главная цель учебника-тетради для 1 класса ввести в многообразный мир музыкальной культуры. Темы ,связанные с русской народной культурой эпизодичны и редки.

2 класс.

Во втором классе начинается постепенное приобщение к ценностям русской народной культуры.

Вводятся темы:

  • Здравствуй, Родина моя.
  • Моя Россия
  • Русские народные инструменты
  • Плясовые наигрыши
  • Музыка в народном стиле
  • Проводы зимы
  • Встреча весны

3 класс

В третьем классе приобщение продолжается, но по интенсивности остается на прежнем уровне, причем новые праздники не рассматриваются.

4 класс

В четвертом классе идет активное приобщение школьников к ценностям русской народной культуры появляются темы:

  • Как сложили песню
  • Ты откуда русская зародилась музыка
  • Я пойду по полю белому…
  • На великий праздник собралася Русь
  • Святые земли русской
  • Илья Муромец
  • Кирилл и Мефодий
  • Родной обычай старины
  • Музыкальные инструменты России
  • Оркестр народных инструментов
  • Народный праздник Троица
  • Опера «Иван Сусанин»

У Е. Д. Критской материалы по русской народной культуре проходят через все начальные классы. Постижение народной музыкальной культуры, а также приобщение к ценностям в начальной школе идет по двум направлениям: во –первых, это изучение подлинных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало.

Для сравнения: в работе Г. С. Ригиной «Уроки музыки в начальной школе »(для 1 и 2 класса,1979 г.) III и IV четверти целиком посвящены русской народной культуре и Родине.

1 класс

  • Тема III четверти - Сказка в музыке. Русские народные песни и пляски.
  • Тема IV четверти - Музыка о Родине и героях

2 класс

  • Тема III четверти - Сказка в музыке. Музыка разных народов
  • Тема IV четверти - Музыка о Родине и героях

Можно сделать вывод, что в советский период русской народной культуре уделялось больше времени. Поэтому можно констатировать некоторое снижение интереса к народной культуре, ее роли в воспитании подрастающего поколения.
Ценности русской народной культуры составляют одну из важных содержательных основ воспитания в начальной школе и отражают такие основополагающие понятия, как любовь к Родине, вера в неё, надежда на лучшее будущее, любовь к природе.

Наиболее благоприятная ситуация для приобщения к ценностям русской народной культуры создаётся в начальной школе в силу открытости детей всему новому, неизвестному, интересному. Именно поэтому стоит активизировать работу по приобщению именно с младшими школьниками.

Бондаренко Елена Сергеевна11.04.2014 12390 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar