РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формы и методы подготовки учащихся к школьным и районным олимпиадам по истории и обществознанию

Формы и методы подготовки учащихся к школьным и районным олимпиадам по истории и обществознанию

Молоткова Л.Ю. учитель
истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МОУ «Лонгъюганская СОШ»


В Древней Греции «олимпиадой» называли промежуток в четыре года между двумя Олимпийскими играми. В XX веке это слово приобрело еще одно значение – соревнование, смотр, конкурс, причем не только спортивных достижений, но и интеллектуальных.

Важной частью работы НОУ является подготовка и проведение олимпиад. Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на научную деятельность детей, служат популяризацией знаний. Дает возможность учителю проверить уровень подготовки учащихся по предмету, его общий кругозор.

Так как объем необходимой информации выходит за пределы школьного учебника, то участие в олимпиаде – это хороший шанс расширить свои познания. Задания, над которыми работают учащиеся, развивают навыки творческой и научной деятельности. Большое внимание на олимпиадах уделяется анализу письменных источников, умению решать проблемные вопросы.

Школьные олимпиады в нашей школе проходят - в октябре, районные - в ноябре, региональные – в январе. Сентябрь - ноябрь в секциях идет подготовка учащихся к олимпиадам.

Задания, которые предлагаются на олимпиадах по истории и обществознанию можно разделить на четыре типа:

  • задания на выбор ответа (один верный из нескольких предложенных);
  • задания с открытым кратким ответом;
  • анализ письменного источника;
  • задания с открытым развернутым ответом (эссе).

При работе с первыми двумя типами заданий ребята учатся использовать метод исключения (отбросить заведомо неправильные ответы), метод ассоциаций (какие образы, сюжеты, имена, факты «всплывают» в вашем сознании, когда вы читаете варианты ответов).

Приемы запоминания.

На занятиях секции КЛИО учащиеся овладевать хорошо работающими практическими приемами запоминания. Искусство запоминания – мнемоника (мнемотехника) – зародилось в глубокой древности. Оно было составной частью классической риторики – искусство сочинять и произносить речи. Мненомика носит очень индивидуальный характер. Все люди разные: у одних развита зрительная память, у других - слуховая; одни лучше запоминают цифры, другие образные выражения.
Используем разные приемы мнемотехники.

Приемы запоминания трудных слов. 

Для того, чтобы запомнить огромный материал по истории и обществознанию, необходимо научиться владеть ключевыми словами. На занятиях учимся строить «запоминалку»
(«мнемонему» или «мнемотехническую формулу».) Например, напеваете: «Хорошие люди спартанцы — любили военные танцы».
Без труда не бывает хорошего результата. Но иногда можно долго что-то зубрить и не добиться желаемого эффекта. А можно, приложив творческие усилия, сэкономить свое время.

Неизвестное к известному: запоминание с опорой на связи слов.

Главный принцип запоминания слов – поиск связей. Любой словарь – это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его «привязать» к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее.

Понять состав термина и связи между его частями — это уже почти запомнить его. Например, для того, чтобы запомнить, что революционеры печатали листовки на гектографе, достаточно уяснить, что 100 (гекто-) экземпляров — это максимум для данного аппарата. Древние греки перед важным событием приносили жертву богам — гекатомбу (100 быков). А подпольщики с одной ванночки гектографа получали 100 листовок: «Долой самодержавие!» Теперь главное — «приклеить этикетку». А именно: рассказать себе (или лучше соседу), что вот там гектограф — 100 листовок, а там греки и 100 туш – гекатомба. И еще взять энциклопедию и посмотреть другие слова на гекто-, гетто-.

Тренинг.

  • № 1. Объясните связь между терминами олигархия (власть немногих) и олигофрения (недостаточность умственного развития).
  • № 2. Аргонавты отправились в Колхиду (Грузия) за золотым руном на корабле «Арго». Свяжите это название с терминами космонавт, астронавт.
  • № 3. Струг — парусно-гребное судно, распространенное на Руси в XI—XVIII вв. Свяжите это название со способом изготовления такого судна.
  • № 4. В XVII в. в России появились стрельцы, а во Франции — мушкетеры. С каким видом вооружений связаны названия тех и других?
  • № 5. Почему бумаги, ограничивающие власть императрицы, которые Анна Иоанновна публично разорвала 25 февраля 1730 г., назывались кондиции?
  • № 6. Наполеон Бонапарт был уроженцем Корсики. Но на Корсике члены его семьи считались выходцами из Неаполя. Неаполь когда-то был греческой колонией. Его название образовалось из слов: неа — новая, полис — город. Назовите людей, чьи фамилии означают «выходец из нового города».

Похожее к похожему: запоминание с опорой на свободные ассоциации.

Мы не всегда знаем, как образовалось то или иное трудное слово. Но для запоминания вовсе не обязательно это знать. Первая же связь, которая приходит в голову при встрече с новым словом, может стать основой, фундаментом для его запоминания. Произвольные связи между словами называются «свободные ассоциации». Например, основы слов консерватория и консервы пишутся одинаково. Представим, что в консерватории хранятся, как шпроты в банке, будущие музыкальные дарования. Связь подходящая.

Произвольные связи, которые возникают, к примеру, между итальянским термином речитатив и русским речь, между греческим плутократия (власть богатеев) и русским плут, называются «народная этимология». Эти связи иногда приводят к сближению слов с незначительным созвучием {миллион — лимон) в разговорной речи.

В области свободных ассоциаций, действительно, нет никаких ограничений. Если связать английское needle [нидл] — «иголка» и noodle [нудл] — «лапша», представив, что дырочки в лапше делают иголкой и что звук [i] в [nidi] тонкий и острый, а буквы /оо/ в слове noodle похожи на две дырочки, то никто не скажет, что это неправильно. Это работает, и прекрасно!

Чтобы закрепить свободную связь, нужно:

а) выбрать, найти эту связь;
б) усилить ее зрительной картинкой и подержать в воображении;
в) вербально проработать, т. е. объяснить себе (или лучше другому) вслух, почему именно эта связь пришла вам в голову.

Тренинг.

  • № 7. Слово гоплит означает «древнегреческий тяжеловооруженный воин». Представьте, что гоплитами были зажиточные горожане, тренироваться в доспехах им было непросто. Что же они выкрикивали, когда удавалось удачно подпрыгнуть?
  • № 8. Посланник папы римского — Джованни Плана Карпами – путешествовал по территории Золотой Орды с 1245 по 1247 г. и написал «Историю монголов».
  • Предложите «запоминалку» имени любознательного итальянца.
  • № 9. Какие ассоциации с именами трех варяжских князей обыграны в следующем фрагменте? Рюрика приняли с удовольствием. «Хоть и не Рюрикович, — говорили про него послы, — но потомки его будут Рюриковичами». Синеуса приняли благосклонно. «Усы выкрасим, — решили послы, — и он сделается Черноусом». Но насчет Трувора возникли прения. «Пойдут от него Труворовичи, — говорили послы, — а мы люди робкие. Раструворуют нашу землю».
  • № 10. Предложите способы запоминания имени Куря Так звали печенежского князя, победителя Святослава.
  • № 11. Почему урядника крестьяне «за глаза» называли «курятником»?

Как запоминать имена людей.

В пособиях по этикету рекомендуют чаще повторять имя собеседника. Это элементарные правила вежливости. Кроме того, каждый любит свое имя. Так устанавливается контакт между людьми. Запоминание имен облегчается тем, что внеш-ность дает широкий выбор для связей.

Вот пример запоминания фамилии из пособия 1913 г.: «Господина Орлова мы представляем себе орлом, парящим в небесах». Это правило можно распространить на имена в изучаемом иностранном языке. Тогда пан Врубель предстанет в виде воробья (по-польски), герр Швальбе будет казаться господином Ласточкиным (по-немецки) и т. д.

Многие советуют запоминать имя человека на основании первого впечатления. Во всяком случае, при знакомстве вам понадобится время для запоминания имени. Можно повторить его, сказав: «Очень приятно. Иван Иваныч? Иванов? А я такой-то». И пока он размышляет над вашим «такой-то», вы быстренько составляете словесный портрет: «Как же я тебя запоминать-то буду? Пусть будет Иван в кубе. Плотного телосложения. Подходит».

Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы «Наполеон одолжил обед у Кутузова» (одолжить обед — borrow dinner [борроу дина]). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по «где мокрит», Ганнибала по тому, что ходил «он не на бал», а на войну. Григория Отрепьева (Лжеди-митрия) — свергли и одели в рваные «отрепья», а Ивана Болотникова — «утопили в болоте».

Имена-отчества являются специфически русским типом вежливого обращения к человеку. Они представляют определенные трудности для запоминания. Знающие люди рекомендуют: «Ищите родственников». Имена и отчества можно «привязывать» таким образом: по имени Эдуард Петрович мог бы быть принцем Уэльским, а по отчеству – сыном Петра Великого (он такой же высокий и неугомонный). А теперь – этическая рекомендация: никогда не говорите человеку, каким способом вы запомнили его фамилию, имя, отчество.

Тренинг.

  • № 12. Александра Сергеевича Грибоедова звали по имени-отчеству, как и...
  • № 13. Александром Христофоровичем звали графа Бенкендорфа (1783—1844), под надзором которого находился Пушкин. А также — лингвиста Востокова (1781—1864). Оба они «годятся в сыновья»...
  • № 14. Максим Грек (в миру — Михаил Триволис, ок. 1475—1555). Как запомнить его настоящую фамилию?
  • № 15. Столица Золотой Орды располагалась в районе нынешней Астрахани и называлась Сарай. Свяжите это название с образом жизни монголов.
  • № 16. В 1691 г. Петр I учредил Всешутейный собор. Его возглавил «князь-папа» Матвей Нарышкин, а через год — «дядька» (воспитатель) царя — Никита Зотов. Как запомнить эти два имени?
  • № 17. Новгородский купец Иголкин в 1700 г. был в Швеции и в связи с началом Северной войны попал под стражу. Услышав зазорные речи о государе Петре, он обезоружил и заколол штыком двух стражников. Своим поступком купец восхитил Карла XII и получил свободу. Как запомнить этот факт?
  • № 18. Говорят, что Павел I переименовывал новоприобретенные южные города, получившие имена от Екатерины II, но Одессу спас от превращения в Хаджи-бей адмирал Дерибас, срочно прислав императору одесских апельсинов. Как запомнить этот факт?

(Далее см. в Приложениях).

Как подготовить эссе.

Эссе по истории и обществознанию – жанр, который стали использовать на олимпиадах не так давно. Также, эссе - последнее задание единого государственного экзамена по обществознанию и относится к числу наиболее сложных.
Тема эссе может быть сформулирована в виде проблемы, вопроса или понятия. В отличие от реферата эссе не имеет четкого плана, внутренняя структура текста произвольна. Это не научная работа, поэтому не требуется обоснование каждого положения или вывода. А перечисление доказательств может предшествовать формулировке проблемы. Эссе более субъективно, эмоционально.

Знакомлю ребят с признаками эссе:

  • Наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященного анализу широкого круга проблем, не может быть выполнено в жанре эссе, тема которого всегда конкретна. Таковы темы эссе М. Монтеня: «О старости», «О славе», «О самомнении», «Против безделья».
  • Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления. Эссе - жанр субъективный, он дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру.
  • Небольшой объем. Каких - либо жестких границ написания эссе не существует: от нескольких емких побуждающих к размышлению фраз, до 2-3 листов.
  • Свободная композиция и непринужденность повествования. Хорошее эссе пишет тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой размышлений автора.
  • Парадоксальность. Эссе призвано удивить читателя. Более того, оно рождается из удивления, которое возникает у автора при прочтении книги, при просмотре фильма. Началом размышления может быть афоризм, яркое высказывание, парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга тезисы, утверждения.
  • Внутреннее смысловое единство. Это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
  • Открытость. Незавершенность эссе в том смысле, что оно не претендует на исчерпывающее
  • раскрытие темы, на полный, законченный анализ.

Виды эссе: художественно - публицистические, философские, исторические, духовно - религиозные, литературно — критические.

Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини - сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих проблем: философии, культурологи, экономике, социологии, политологии, праву. Темы сформулированы в виде ярких высказываний, парадоксальных утверждений философов, писателей, ученых.

Алгоритм действий выпускника при написании эссе

  1. Знакомится с предложенными темами и выбирает ту, в которой может показать свою компетентность.
  2. Определяет смысл предложенного высказывания. (Отвечает на вопрос: «что, по моему мнению, хотел сказать автор?»)
  3. Формулирует проблему, и осмысливает ее в контексте базовой науки. (Отвечает на вопросы: «С какими основными выводами, теоретическими положениями может быть связана данная проблема?» «Что я должен знать из теории базовой науки, чтобы раскрыть эту проблему?»)
  4. Формулирует свое отношение к высказыванию. (Отвечает на вопрос: «Согласен ли я с ним? Какова моя собственная позиция по проблеме? Будет ли мое эссе посвящено критики, или обоснованию позиции автора?»)
  5. Определяет набор обществоведческих терминов, понятий, обобщений, которые потребуются для выражения и обоснования своей позиции на теоретическом уровне.
  6. Отбирает факты, примеры из истории, из общественной жизни, из личного социального опыта, которые убедительно обосновывают его позицию.
  7. Работа с черновиком. Писать полный текст не рекомендуется. Желательно сделать предварительные записи в свободной форме. Это может быть все, что понадобиться в эссе понятия, формулировки проблемы, цитаты других авторов, ассоциации, имена, события и т.п.

Данные памятки раздаю ребятам, они их используют и для подготовки к ЕГЭ.

Алгоритмы для работы с текстом учебника

Как работать с параграфом учебника.

  1. Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нём событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.
  2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
  3. Составь развёрнутый план, он облегчит подготовку домашнего задания.
  4. Постарайся связать с материалом параграфа то. Что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.
  5. Вспомни, что ты читал по изученной теме, что видел в музее, в кинофильмах.

Как нужно конспектировать.

  1. Конспект – это изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений.
  2. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектированное произведение.
  3. Конспектирования предшествует составление плана.
  4. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
  5. Наименование глав, разделов, параграфов конспектированной работы всегда указывается точно.
  6. Изложение текста даётся сжато, но основные мысли и документы записываются подробно.
  7. В конспекте можно использовать цитаты.
  8. При оформлении конспекта используете подчёркивания, условные знаки, пометки на полях. Они помогут вам в работе.

Как составить план.

  1. Прочитай текст
  2. Раздели на смысловые части.
  3. Выдели главную мысль каждой части.
  4. Кратко озаглавьте каждую часть.


Характеристика исторического сражения.

  1. Когда, где.
  2. Показать на карте.
  3. Участники.
  4. Руководители.
  5. Ход.
  6. Историческое значение.

Словарная работа на уроках истории.

Одной из главных задач учителя истории является развитие монологической речи учащихся. Приёмов развития устной и письменной речи в различных учебниках пособиях изложено достаточно. Используются своего рода памятки, иллюстрации.

Характеристика народного восстания.

  1. Когда.
  2. Причины восстания.
  3. Движущие силы восстания.
  4. Цели, требования восставших.
  5. Районы восстания.
  6. Ход восстания, его основные этапы.
  7. Итоги восстания и его значение.

Памятка – алгоритм на сравнение исторических событий и явлений.

  1. Проанализируйте событие и явление, выделите линии сравнения.
  2. Определите черты сходства и различия.
  3. Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось, я что осталось без изменений.
  4. Сделайте все необходимые выводы из проведённого сравнения.

Памятка – алгоритм к изучению материала о войне.

  1. Причины и характер войны: основные противоречия, приведённые к войне; подготовка к войне, соотношение сил; планы сторон
  2. Ход войны (основные этапы): повод к войне и её начало; основные этапы и главное сражение; окончание войны, условия мира, итоги.
  3. Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.

Памятка – алгоритм для характеристики исторической личности.

  1. Исторические условия. В которых происходит деятельность личности.
  2. Задачи, которые стремился решать исторический деятель, и методы её решения.
  3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?
  4. Значение его личных качеств.
  5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка – алгоритм к изучению материалов о революции.

  1. Причины революции.
  2. Задачи революции («зеркально» причинам).
  3. Движущие силы (классы, которые ставя задачи в данной революции и осуществляют их).
  4. Класс – гегемон (класс – руководитель данной революции).
  5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
  6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).
  7. Итоги революции.
  8. Значение: а) международное, б) внутреннее.
Молоткова Лия Юрьевна15.06.2014 68391 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

спасибо
avatar