РАЗРАБОТКИ

Другие модули


О некоторых трудных случаях морфемного членения слов.

О некоторых трудных случаях морфемного членения слов.

Затруднения в морфемном анализе слов у школьников появляются обычно в следующих случаях:

  1. Когда на стыке морфем находится Й: а) корня и суффикса (боец, воин, паять); б) основы и окончания (авария, движение, лисий).
  2. Когда в составе слова произошли исторические изменения: а) диффузия и наложение морфем (приду, расчет, расти); б) выпадение звуков (обвернуться-обернуться) обвлако-облако, обвоз-обоз); в) появление вставочных звуков (вотчина от отчий, навострить от острый).
  3. Когда морфемы выступают в различных вариантах.

Наиболее подробно остановимся на вариантности корней. Под вариантностью корней можно понимать два явления: а) вариантность формального выражения корня и б) вариантность, связанная с его семантикой. С формальной стороны корни не представляют единства: одни из них во всех родственных словах и их формах сохраняют свой фонемный, а иногда и буквенный состав (стена, синий, делать), другие представлены различными морфами (брос-переброска, брос'-бросить, брош -брошу, -брас- - перебрасывать. Для правильного выделения корня при подборе родственных слов нужно следить не только за количеством подобранных слов, но и за их качеством: корень по возможности должен быть представлен всеми своими вариантами (берег, бережок, безбрежный — берег-//береж//бреж или итог, итожить, подытожить — итог//итож//ытож). Одни варианты корня обнаруживаются при изменении слова, другие при сопоставлении однокоренных слов, различающихся по значению и по строению основы.

Большую трудность для школьников представляют слова, в корне которых появляется в результате исторического чередования сочетание зубного согласного с Л'. При встрече с ними допускаются ошибки, связанные с выделением Л' в качестве суффикса. Эти ошибки, на наш взгляд, провоцируются образованием форм прошедшего времени с помощью суффикса -л-. Следует обратить внимание на чередование подобного рода: купить-куплю, ловить-ловлю и т. п.

Вариантность корня, затрагивающая его содержательную сторону, представляет собой наиболее трудный случай морфемного анализа слова. Многозначные слова могут иметь единственное членение и одинаковый корень во всех лексико-семантических вариантах.

Например, дорожный:

  1. относящийся к дороге,
  2. употребляемый в дороге; корень дорож/дорог.

Но многозначное слово может иметь двоякое членение корня.

Например, песня: а) небольшое словесно-музыкальное произведение для одного лица или хора, б) небольшое стихотворно-лирическое произведение, служащее текстом для пения; а) песн//песен//, б) пе//пой. Кроме того, встречаются корни-омонимы (сыр, сырок, но сырой; нос, носик, но носить).

Трудности для морфемного членения слова представляют слова со связанными корнями (войско, война, воевать — вой; трагик, трагедия — траг; привычка — вык//выч).

Школьники должны иметь представление также о чередующихся приставках и суффиксах. Существуют варианты приставок из-изо-, пред-предо-, перед-) и варианты суффиксов (-к-, -ок-, -ак-, -ач-). В данном случае следует учитывать лексическое значение слова (обесценить, обескровить. Обес- приставка обозначает: лишить чего-либо, но обеспокоить, приставки о- и бес-).

Когда приставка является самостоятельным словообразующим элементом, она сравнительно легко вычленяется из состава слова (выбежать, пригород, недалеко). Но когда приставка находится перед связанным корнем, для ее выделения следует подбирать однокоренные слова, синонимичные по приставке (вынимать-снимать, выражать-отражать).

При морфемном анализе существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами лучше использовать метод словообразовательной цепочки: вещь — вещица — вещичка, лиса — лисица — лисичка.

На уроках можно предложить школьникам для анализа ряд упражнений, направленных на активизацию мыслительной деятельности, например, для морфемного анализа предложить слова с одинаковыми сочетаниями звуков: булочка, вазочка, шапочка, тетрадочка, русалочка, ласточка, тумбочка, ложечка.

Типичные ошибки школьников при выделении суффиксов:

  1. Сокращение суффикса в пользу окончания. Особенно часто это встречается при анализе слов с суффиксами -ений-, -аний-, -тий-, -й- (владение, дыхание, занятие, веселье, жилье).
  2. Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обменный, косвенный, клюквенный).
  3. Неразличение простых, составных и суммы простых суффиксов: косность, плотность, будущность, грамотность, законность.
  4. Выделение в качестве суффикса звука, являющего частью корня (Л в словах с историческим чередованием (купить-куплю).

При морфемном анализе необходимо указывать на более конкретное словообразовательное значение суффиксов: грузинка — лицо женского пола, репка — эмоционально-оценочное значение.

Очень важно при морфемном членении слов начинать с определения части речи (изменяемая, неизменяемая, как изменяется, просклонять, проспрягать).

Это необходимо для правильного выделения окончания: чисто поле, но чисто вымыто; депо, но дело.
Таким образом, без наблюдений над значением морфем нельзя определить точный состав слова, выявить роль слова как стилистического и художественного изобразительного средства.

Справочный материал:

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966.
  2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М., 1976.
  3. Потиха З.А. Современное русское словообразование.- М., 1970.
Гаврилова Ираида Моисеевна18.09.2014 14480 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar