РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие продуктивного мышления на уроках информатики и информационных технологий.

Развитие продуктивного мышления на уроках информатики и информационных технологий.

В деятельности школ возникает необходимость в организации воспитательно-образовательного процесса на основе использования продуктивного обучения, что позволяет реализовать желание учащихся заниматься реальным производительным трудом, обеспечить им личностное развитие, профессиональное самоопределение.

Продуктивное мышление – нахождение связи между предметами и явлениями, решающее жизненную задачу. Это способность включать голову, чтобы искать решение тех или иных задач, делать выводы. Это внимательный взгляд на ситуацию, который решает ту или иную задачу. А этому просто необходимо учить детей.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.

Развитие продуктивного мышления – на сегодняшний день одна из актуальных проблем образовательной среды России.
Я, как учитель информатики, ставлю основной целью своей работы – создание эффективных условий для организации продуктивного обучения на уроках информатики и во внеурочное время для обеспечения учащимися необходимого запаса нравственных, интеллектуальных сил и успешной адаптации в современной жизни.

Критерием продуктивности обучения является глубокая убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.

Показателями продуктивности в деятельности подростка на уроках информатики являются: реально сделанная работа на основе индивидуального интереса (стенд с основными устройствами компьютера, электронные учебники и т.д.); рост компетентности в выполняемых проектах; практическая готовность к сотрудничеству, кооперации, партнерству; самостоятельность и ответственность.

Для достижения продуктивности на уроках информатики систематически использую технологии и методики новейших достижений педагогической науки и практики: исследовательский метод, эвристический метод, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, технологии обучения в сотрудничестве, систему инновационной оценки «портфолио».

Организую исследовательскую работу, создавая условия для реализации творческих возможностей и развития интеллектуального потенциала учащихся, при этом использую информационные технологии в своей профессиональной деятельности: при подготовке к урокам просматриваю информационные ресурсы, составляю выборку из программного продукта, подбираю и использую материалы сети Интернет. В рамках проводимого исследования учащиеся учатся применять методы научного исследования: анализ и синтез, сравнение и аналогию, моделирование, изучение источников, дедукцию, классификацию, эксперимент и др.

Реализация в педагогической практике идей продуктивного образования, осмысление его результатов, позволило сделать вывод, что при продуктивном обучении по информатике эффективно применение следующих методов:

эвристического (целью эвристического обучения является реализация творческого потенциала учащихся, создание учащимися личного опыта и образовательного продукта. Чтобы организовать эвристическую деятельность ученика, создаем или используем возникшую эвристическую образовательную ситуацию. Ее цель – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность ученика в направлении познания образовательных объектов и решение связанных с ними проблем.

Например, при изучении темы «Системы счисления» учащимся предлагаются следующие ситуации:

  • Составьте собственную непозиционную систему счисления, поясните и докажите её значимость.
  • Приведите сравнительную характеристику римской, славянской, вавилонской, египетской систем счисления.
  • Прорекламируйте двоичную систему счисления.

При изучении темы «Циклы»:

  • Вспомните пословицы, характеризующие разные виды циклов, например, коси коса, пока роса.

При изучении темы «Информация»:

  • Исследуйте способы добывания информации применительно к себе.
  • Найдите как можно больше способов хранения, передачи информации.

Любое положительное проявление творчества ученика находит поддержку и сопровождение. К образовательной продукции учеников относятся творческие работы. Например, творческие работы «Компьютерная мышь», «Возникновение бумаги. Бумага в Китае».

проектного (включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку). Проектные работы учащихся различны: при изучении основных возможностей программы Power Point, параллельно реализуют мини-проекты, результатом выполнения которых являются образовательные продукты обучающихся. Выполненные учащимися презентации применяются при изучении соответствующей темы урока. Большой интерес вызывает у них также проект: "Школьная газета", выполняемый в Microsoft Word, приемы газеты, созданной учащимися, применяются при создании школьной газеты «Vivat Gymnasium». При изучении темы Microsoft Excel обучающимися создаются проект «Тест по предмету», тесты используются при закреплении материала на уроках. При закреплении темы графический редактор Paint был создан проект «Эмблема школы».

Применяю элементы технологии обучения в сотрудничестве. Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать индивидуально-групповую работу.
Контроль знаний осуществляю не только традиционными способами, но и с применением новых технологий личностно-ориентированного обучения – систему инновационной оценки "портфолио". Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства.

При такой организации обучения происходит привитие навыков сознательного и рационального использования знаний и умений учащихся в учебной, а затем и профессиональной деятельности. Преимущества портфолио даёт представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов.

Результаты использования современных образовательных технологий приводят к тому, что уже нет «шаблонных» уроков, увеличивается индивидуализация и дифференциация обучения, занятия становятся более наглядными и интересными, рационально организуется учебная деятельность.

При организации продуктивного обучения моя роль как педагога постоянно меняется, мне приходится быть независимым консультантом на всех этапах работы; координатором продуктивной деятельности обучающихся и т.д. Обучающиеся в этом случае - активные участники учебной (продуктивной) деятельности.

С 2012 года под моим руководством работает школьный кружок «Занимательная информатика». В рамках деятельности кружка создавались школьные газеты: дизайн и обработка фотографий, набор, редактирование и оформление текста.
Школьный кружок яркий пример организации продуктивной деятельности во внеурочное время.

Примером образовательных продуктов участников кружка являются проекты: «Текстовый редактор Word» (электронный тест). Игра «За сокровищами» (среда Scratch); . Школьный сайт (публикация новостей, фотографий и т.п.) – групповой и долгосрочный проект. Поддержка сайта школы – прекрасная возможность изучить новые технологии и применить их на практике. Школьная газета «Vivat Gymnasium!». Выпускается с сентября 2013 года совместно с литературным клубом, в ней публикуются новости, информация о конкурсах, олимпиадах, интервью с администрацией, поздравления, рассказы и стихи учащихся. Компьютерная верстка и размещение выпусков газеты на сайте школы осуществляются учащимися под руководством учителей литературы, информатики и зав.библиотекой. Выпускники уходят из школы, приходят другие дети.

Проект не умирает, потому что в этой работе каждый может найти себе дело по душе: взять интервью, написать стихотворение или статью о своем увлечении, нарисовать эмблему для рубрики. Это долгосрочный групповой проект.
Ежегодно провожу анкетирование старшеклассников. Вопросы анкеты дают мне возможность определить, насколько велик интерес учащихся к изучению информатики, а также скорректировать методику преподавания предмета. Добротные знания, высокая успеваемость, активное участие ребят в олимпиадах, научно-практических конференциях подтверждают высокий интерес к предмету. Я с удовлетворением констатирую, что все больше ребят увлекаются информатикой.

Одним из показателей осознанной мотивации школьников к изучению предмета является то, что учащиеся ежегодно выбирают информатику на итоговой государственной аттестации

Тем учащимся, которые испытывают особый интерес к предмету, даю возможность получить углубленные знания «за пределами учебника» и поучаствовать на олимпиадах по информатике.

На определенных этапах обучения информатики с использованием методики продуктивной деятельности у учащихся возрастает внимание, улучшается память и развивается мышление.

Количественная оценка роста числа образовательных продуктов определена по результатам анализа достижений обучающихся. Зафиксирован не только рост числа образовательных продуктов, появление совершенно новых, которых не было до начала внедрения продуктивного обучения.

Накопленный опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение продуктивного обучения в образовательном процессе на уроках информатики, и во внеурочной деятельности способствует развитию творческого потенциала, как преподавателя, так и учащихся.

Собственные наблюдения показали, что в целом продуктивное обучение является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Попова Ирина Николаевна18.09.2014 15230 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar