РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурс мультимедийных презентаций, как средство формирования ИКТ компетентности

Конкурс мультимедийных презентаций, как средство формирования ИКТ компетентности

Азиатцева Алёна Вениаминовна 

учитель информатики, педагог дополнительного образования 

МБОУ ДОД СЮТ Устиновского района города Ижевска

«Целесообразна лишь та деятельность,
которая достигает цели не слепо,
не случайно, а сознательно»
Анатолий Васильевич Луначарский

В зарубежной и отечественной литературе широко освещаются вопросы компетентностного подхода в образовании. Рассматриваются различия между понятиями «компетентность» и «компетенция», вводятся классификации различных видов компетенций, предлагаются методы формирования и оценки. Наиболее ярко эти вопросы освещены в работах авторов: Дж. Равен, Зимняя И.А.[2], Байденко В.И.[1] , Хуторской А.В.[9], Сухомлин В.А.[6]

В общем случае под компетентностью принято понимать характеристику личности, позволяющую ей решать, выносить суждения в определенной области. Компетентность - качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков [7]. Компетентность – конечный результат обучения, складывающийся из различных компетенций.

В современных стандартах выделены две категории компетенций: общие компетенции и профессиональные компетенции, которые определяют базовые требования к знаниям, умениям, навыкам и содержанию учебных дисциплин, необходимым для их формирования. [8]

В. С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения».

Э. Ф. Эсер и О. Н. Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессионально

К базовым компетентностям относятся:

  • общенаучные - знание основных законов природы, общества и дея­тельности человека;
  • социально-экономические — знание основ экономики и организационного поведения;
  • гражданско-правовые - знание гражданско-правовых норм;
  • информационно-коммуникационные — знание основ информатики и коммуникационных технологий;
  • политехнические - знание естественнонаучных основ техники и технологий, принципов функционирования автоматизированного производства, системы контроля и управления ими;
  • специальные - обшепрофессиональные знания в области целостной профессиональной деятельности.й деятельности.

Компетентность представляет собой способность грамотно решать человеком задачи, возникающие в его жизнедеятельности, в том числе и производственной деятельности.

Современный специалист должен быть компетентным в области информационных технологий и уметь пользоваться различными ресурсами ПК, периферийными устройствами и программным обеспечением. Об этом свидетельствует анализ стандартов различных специальностей, где в качестве одной из общих компетенций указано, что специалист «должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ... использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности».

На базе Станции юных техников Устиновского района города Ижевска уже не первый год проходят конкурсы, в которых учитываются навыки составления и использования мультимедийных презентаций. Такие мероприятия охватывают все возрастные категории обучающихся. Для младших школьников проходит конкурс 24 bit, а учащиеся среднего и старшего звена могут принять участие в конкурсах Весенний или Осенний фотоспринт. Одним из этапов этих конкурсов является составление мультимедийной презентации с использованием максимального количества функциональных возможностей программы Microsoft Power Point.

Подобные конкурсы в настоящее время приобретают все большую популярность, при этом, работы обучающихся, становятся все более интересными, отличаются профессионализмом и оригинальностью. Особенно хочется отметить тот факт, что у обучающиеся начинают правильно осознавать назначение презентации: что она является иллюстративным материалом к докладу или выступлению, а не заменяет его; что она предназначена ярко и интересно связать воедино различные виды информации и гармонично преподнести этот материал как одному человеку, так и большой аудитории.

Участвуя в различного рода соревнованиях, обучающиеся приобретают и нарабатывают собственный опыт, обмениваются знаниями и опытом посредством демонстрации выполненных работ. При этом они начинают понимать, не только как, но и в каких областях можно применять свои знания, умения и навыки.

В настоящее время, на рынке труда постоянно идет конкурентная борьба. Работодателю нужны высоко квалифицированные специалисты, при этом, подавляющее большинство направлений требует знаний и умений в области ИКТ технологий. К тому же на сегодняшний день становиться популярным быть специалистом в нескольких направлениях. Это дает толчок и стимул к развитию и самообразованию.

Педагоги Станции юных техников Устиновского района готовя обучающихся на конкурсы и проводя конкурсы мультимедийных презентаций на своей базе сразу решают несколько задач. Во-первых, дают обучающимся новые знания и навыки, во-вторых, профессионально ориентируют участников данного процесса, показывая все возможности данного направления и, в-третьих, позволяют раскрыть творческий потенциал и способности каждого участника этого процесса.

Личность развивается в процессе собственной деятельности. Как показывает практика, обязательным условием для успешного овладения знаниями является способность обучающегося стать активным субъектом в процессе познавательной деятельности, а главная функция педагога связана с организацией такой деятельности, которая признавалась бы им как своя, за которую он лично ответственен.

В учебном процессе главной является познавательная деятельность, направленная на овладение знаниями.

Следует отметить, что активизировать познавательную деятельность можно, если построить процесс обучения так, чтобы обучающийся четко осознавал цель предстоящей деятельности, внутренне принимал ее мотивы и имел возможность увидеть полученный индивидуальный результат, удержать его, порадоваться тому чего он достиг.

Библиографический список

  1. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - №4. - С. 89-94.
  2. Богданова, В.А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса [Электронный ресурс] / В.А. Богданова - Педсовет.org. - 2007. - 31 августа. - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3843/Itemid,118/, свободный.
  3. Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 86-92.
  4. Веденина, В. Деловая игра и ее возможности [Электронный ресурс] / В. Веденина // HR-Portal. Сообщество профессионалов. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/delovaya-igra-i-ee-vozmozhnosti, свободный.
  5. Гайдамак, Е.С. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения студентов информатике и информационным технологиям на основе применения кейс-метода [Электронный ресурс] / Е.С. Гайдамак // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-2577.html, свободный.
  6. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №2. - С. 42-47.
  7. Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся [Текст] / В. Зайцев // Сельская школа. - 2009. - №5. - С. 28-35.
  8. Земскова, А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе [Текст] / А.С. Земскова // Совет ректоров. - 2008. - №8. - С. 12-16.
  9. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  10. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии. / Под редакцией Г.Н. Прозументовой [Текст] - Томск - 2003. - C. 56.
  11. Камалеева, А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса [Текст] / А.Р. Камалеева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - №5. - С. 6-18.
Азиатцева Алёна Вениаминовна27.09.2014 9880 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar