РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Из опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»

Из опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»

Автор: Морозова О.Б.,
учитель русского языка
1 квалификационной категории

Проектно-исследовательская деятельность - это деятельность по проектированию собственного исследования, которая предполагает: выделение задач; выделение принципов отбора методик; планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов; оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Особый интерес представляют уроки, на которых учебная деятельность учащихся строится как учебное исследование. Такова, например, система уроков по изучению видов придаточных предложений. Наблюдение за особенностями и признаками придаточных позволяет учащимся выдвигать гипотезы, которые они подтверждают примерами, подобранными самостоятельно, и теоретическим материалом учебника. Чтобы убедиться в верности гипотезы, учащимся предлагаются для исследования тексты, примеры, схемы, рисунки.

Использование на уроке элементов исследовательской деятельности позволяют учителю не давать знания в готовом виде, а создавать условия для их самостоятельного осознанного поиска. Так, например, при изучении темы «Придаточные места и времени» учащиеся самостоятельно анализируют примеры предложений из этих двух групп и делают выводы об отличительных признаках каждого придаточного. Наблюдения учащихся фиксируются в ходе исследовательской работы в таблице. Итог такого мини-исследования – создание модели «СПП с придаточным времени» и «СПП с придаточным места» (примечание: в учебнике Тростенцовой для 9 класса информация о таких придаточных дана крайне скудная, что и позволяет провести подобную работу)

Проектная и исследовательская работа – важная составляющая преподавания литературы в школе. Темы и формы здесь наиболее разнообразны: это и отчет в виде презентации по летнему чтению в начале учебного года, и создание диафильмов по прочитанным сказкам и балладам (например, в 6 классе при изучении «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина), и создание суперобложки для любимой книги, и т.д. Когда мы изучаем «Недоросль» Д.И.Фонвизина, на заключительных уроках ученики получают задание составить по комедии вопросы и задания, наиболее интересные из которых отбираются творческой группой учеников, оцениваются по значимости и степени трудности. Затем эти вопросы становятся основой для организации литературной игры по изученному произведению «Кто хочет стать миллионером».

На уроках литературы возможны и микроисследования как один из этапов учебной деятельности. Например, в 9 классе на уроке по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» учащимся предлагается понаблюдать по тексту авторское отношение к Чацкому, используя противоречивые высказывания об уме Чацкого (А.С.Пушкина, В.Г.Белинского и др.), предположить, с опорой на текст, почему так по-разному оценивается образ героя в русской критике, подобрать цитаты. Свои выводы и наблюдения ученик оформляют в виде презентаций. Когда наглядно представлены результаты самостоятельной работы, появляется тема групповой исследовательской работы «Проблема ума и безумия в комедии Грибоедова».

Исследовательские задания учащиеся получают и для работы дома. Например, в 6 классе к уроку «Диалектная лексика» ученикам предлагается понаблюдать за особенностями речи жителей своего села, т.о. проблема становится личностно значимой и интересной для учащихся.

Учебные проекты – важная составляющая и внеурочной деятельности по предмету. Так, мы исследовали топонимические названия улиц нашего села и составили карту села Булатниково из официальных и местных названий. Ученики беседовали со старожилами и выясняли историю происхождения местных названий улиц, оврагов, полей и лесочков близ села. Потом мы совместно с детьми производили анализ местных названий с точки зрения этимологии, словообразования. Помимо ценного материала для языкового исследования, мы получили и богатый краеведческий материал.

При работе с учащимися повышенной мотивацией к обучению во внеурочное время исследовательская работа выходит на первый план как самостоятельная деятельность учеников по поиску и отбору информации, анализу полученного материала, по приобретению новых знаний и умений. Например, с учениками 5-6 классов можно взять в качестве объекта исследования любую букву русского алфавита и рассмотреть её с самых разных сторон, начиная от особенностей начертания до употребления в современной графике. Например, мы делали проект «Такая незнакомая знакомая буква Й», материалы которого потом использовали при подготовке учеников к олимпиадам и конкурсам.

Проектная и исследовательская деятельность становится значимой тогда, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает, - субъективно интересна и значима для него. Поэтому выбор темы исследования, определение проблемы осуществляется совместно с учащимися. Чаще учащимся интересны социологические исследования и социальные проекты: «Место книги и чтения в нашей школе и в селе», «Речевой этикет как показатель культуры общения».

Морозова Ольга Борисовна01.10.2014 14940 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar