РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка

Автор:
Жигалова Вера Григорьевна, 

учитель русского языка и литературы 
МОУ «Аносинская СОШ имени Г.И.Гуркина» Чемальского района

К основным задачам современного школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, самооценочных, рефлексивных).

В процессе обучения русскому языку метод проектов реализуется на этапе творческого освоения материала, когда учащиеся имеют уже определённый багаж знаний по какой-либо теме.

Учебный проект для школьников – исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Учебный проект для учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, проведению исследования, поиску нужной информации, изготовлению продукта проектирования.

В учебник русского языка для 6-7 классов под редакцией С.И.Львовой, по которому я работаю, включены упражнения в рубрике «Проводим самостоятельное мини – исследование» с заданиями, предполагающими составление проектов, лингвистические эксперименты, исследования.

Учащимся больше нравятся творческий и исследовательский проекты. По времени – краткосрочный, работа над которым ведётся в течение одного урока: определяются цели и задачи исследования, состав проектных групп, распределяются задания – сбор информации, работа над созданием презентации, защита проекта.

Например, в рубрике «Музей одного слова» даётся задание провести мини-исследование слова: охарактеризовать его произношение, морфемное строение, этимологию, лексическое значение и основные морфологические признаки. Ответить на вопросы: для чего нужен предмет? Как он появился? Право учителя заключается в том, что можно изменить содержание задания, дополнить его. Например, посмотреть толкование лексического значения в словаре С.И.Ожегова и в словаре В.И.Даля. Привести для сравнения примеры текстов из художественной литературы, выполнить рисунки (это задание особенно нравится шестиклассникам). Оформляется работа в виде альбома или мультимедийной презентации, проходит защита проекта.

При изучении частей речи–имени существительного, имени прилагательного, глагола- включена тема «Культура речи. Употребление части речи в тексте».

Например, говоря о роли имени существительного, я предлагаю шестиклассникам провести лингвистический эксперимент:

  1. Прочитать текст без имён существительных.
  2. Определить тему текста.
  3. Прочитать текст с именами существительными и сформулировать вывод о роли существительных в речи.

«Величаво, с сознанием силы и благородства шествует между праздничных берегов лучезарная река Катунь. Она уже не шумит так бурно, как весною, но печально спокойно катит свои бирюзовые волны. Тихо всплёскивается о прибрежные камни, холодные грани молчаливых утёсов. (Из очерка Г.И.Гуркина «Алтай и Катунь»).

При изучении глагола прошу шестиклассников провести исследование текста:
«Вот она бурливая, страстная, переливается, изумрудной струёй плещет и играет цветами радуги. Вот она полна волшебной силы, вся – движение и жизнь. Столпились к берегам её пахучие сосны и протягивают к ней кудрявые ветви. А с высоты скалы и горы смотрятся в её кристальные воды. Она есть счастье и украшение Алтая. Её боготворит кочевник, слагает в честь её песни и вешает ей «яламу». И бурная Катунь, как бы чувствуя всё это, шумно спешит с победной славою вперёд. На пути она шлёт своё «прости» прибрежным горам и всему Алтаю. Слышатся её томительные вздохи: уносясь в глубь синих дымчатых гор, замирают в сердце великана». (Г.И.Гуркин).

Текст предлагаю один, а задания для групп разные.

Например, первой группе:

  1. Определите стиль текста. Обоснуйте своё решение.
  2. Найдите глаголы – олицетворения.
  3. Найдите глаголы - метафоры. Сформулируйте вывод о роли глагола в тексте.

Вторая группа получает следующие задания: 1.Подсчитайте количество слов в данном тексте. 2. Подсчитайте количество глаголов в тексте. 3. Примените знания математики: высчитайте процент употребления глаголов в тексте по формуле: количество слов в тексте–100%; количество глаголов в тексте – Х. Х= количество глаголов * 100% : количество слов в тексте = количество глаголов.

Вывод: по частоте употребления глагол стоит на втором месте после имени существительного. Обычно в тексте употребляется до 15% глаголов.

Организуя учебно-исследовательскую работу, преследую такие цели:
а)сформировать у учащихся исследовательские умения;
б)повысить мотивацию к изучению предмета;
в) содействовать развитию личности школьника, помочь ему в самоопределении;
г) реализовать воспитательные задачи на примере текстов с этнокультурной составляющей.

Данная форма многогранна, эффективна и перспективна. Организация проектно - следовательской деятельности позволит сделать процесс обучения русскому языку ярким и запоминающимся, поможет учащимся познакомиться с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно.

Жигалова Вера Григорьевна04.11.2014 13420 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar