РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Инструменты оценки профессиональных компетенций на примере использования электронного портфолио

Инструменты оценки профессиональных компетенций на примере использования электронного портфолио

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (1) оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

  • оценка уровня освоения дисциплин;
  • оценка компетенций обучающихся.

Оба направления оценки качества подготовки могут быть реализованы в разных формах, но настоящее время становиться актуальным использованием современных информационно-коммуникационных технологий для создания среды сетевого взаимодействия учащихся и преподавателей с целью построения системы, в рамках которой учащийся формирует собственное портфолио – набор индивидуальных достижений, которые могут продемонстрировать уровень подготовки обучаемого.

Основная цель портфолио – анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста студента.

Портфолио позволяет решить следующие задачи (2):

  • проследить индивидуальный прогресс обучающегося/студента, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других;
  • оценить образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля;
  • поддерживать и стимулировать мотивацию обучающихся/студентов;
  • поощрять активность и самостоятельность обучающихся/студентов, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать умения рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности,
  • формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающегося/студента;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

В настоящее время не существует единого подхода к формированию портфолио – набору индивидуальных достижений учащихся.

Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений (3).
Роль портфолио в образовательном процессе исследовали многие зарубежные и отечественные ученые (Е.С. Полат, Д.Н. Исоян, Е.Н. Балыкина, О.Г. Смолянинова Barrett H., Barton J., Collins A. и др.). Д.Н. Исоян рассматривает портфолио как условие активизации познавательной деятельности, В.А. Девисилов — как технологию мотивации и личностно-ориентированного обучения, портфолио как условие формирования исследовательских способностей рассматривают Н.И. Подгребальная, Л.А. Халилова; А.С. Тазутдинова определяет портфолио как технологию в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности, Д.В. Шестакова рассматривает портфолио как средство формирования конкурентноспособности будущего специалиста. Необходимо отметить, что наибольшее число отечественных работ посвящено применению метода портфолио в школьном образовании. В зарубежной высшей школе, как отмечают исследователи, технология портфолио служит показателем готовности студента к самостоятельной деятельности, делает более эффективной профессиональную подготовку.

Однако, в научно-педагогической литературе нет единого мнения о использовании технологии портфолио в техническом вузе в условиях реализации ФГОС; не в полной мере освещены критерии оценки учебного портфолио, не рассматривались вопросы, касающиеся портфолио как метода оценивания сформированности компетенций и др.

Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. В эпоху информационно-коммуникационных технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг.

В рекомендательном документе ГУ ВШЭ "Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся есть упоминание об электронной форме портфолио: "Активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий – электронный портфолио...". Но при этом в документе отсутствуют дальнейшие разъяснения, что может представлять собой электронная форма портфолио.

С другой стороны создание электронного портфолио возможно с использованием общедоступных сервисов, называемых инструментами сетевого взаимодействия. Наибольший интерес представляет платформа Google, предоставляющая широкий спектр бесплатных приложений

В настоящее время широко используются следующие формы электронного портфолио:

  1. Сайт — система электронных документов (файлов данных и кода) частного лица или организации в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IP-адресом). Все сайты в совокупности составляют Всемирную паутину, где коммуникация (паутина) объединяет сегменты информации мирового сообщества в единое целое — базу данных и коммуникации планетарного масштаба. Для прямого доступа клиентов к сайтам на серверах был специально разработан протокол HTTP
  2. Блог— веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху).

Основное их отличие состоит в том, что на сайтах предоставлена информация для ознакомления, которая размещена их владельцем и по своему обычаю не предоставляет обратной оперативной связи. Речь идёт об информационных сайтах, но отнюдь не об интернет-магазинах, в которых интерактивность имеет место, но функции её ограничены уточнением заказа и совершением покупки.

Есть различия и в размещении текста на сайте и блоге. Для размещения материала на сайте, необходимо зайти в соответствующий раздел и применить форму для размещения текста или создать страницу на компьютере, произвести её запись на сервере, который предоставляет место для сайта в сети Интернет.. А вот само создание блога упрощено до предела. Создание сообщения имеет стандартную форму, освоить доступ к которой по силам любому пользователю Интернета. На блоге рубрикация в автоматическом режиме не предусмотрена, и все материалы по умолчанию будут размещаться в порядке их публикации друг за другом.

Исходя из сравнительного анализа понятий сайт - это место наглядного представления информации, на котором (в основном) отсутствует элемент выражения мысли, точки зрения автора, отсутствует открытое (т.е. доступное всем для прочтения и участия в нем) общение. Блог же обладает функциями “массового общения”, то есть читатели блога могут задавать вопросы, дискуссировать с автором блога и другими участниками открыто, “на публику”. В блогах нередко выражаются мысли и мнение автора, и возможна совместная дискуссия. С другой стороны блог ограничен функциональными возможностями и созданием многоуровневой структуры.

Отсюда можно сделать вывод что для создания портфолио – электронной галереи как выпускной квалификационной работы целесообразно комплексной использование вышеуказанных инструментов, например – в течении учебного процесса использование блога, как временной ленты сообщений, а сайт – итоговый продукт с продуманной структурой и выступающий в роли непосредственно портфолио для итоговой аттестации и оценки сформированности компетентностей.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 230103.02 мастер по обработке цифровой информации, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151586/?frame=1#p33, КонсультантПлюс, 1992-2014
  2. Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию / Е.В. Григоренко // Томск: Томский государственный университет НОЦ «Институт инноваций в образовании» Институт дистанционного образования. 2007.
  3. Панюкова С.В., Есенина Н.Е. Электронное портфолио ученика // Информатика и образование, 2007. № 2.
Чичев Евгений Михайлович03.11.2014 9790 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar