РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся мире

Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся мире

Необходимым условием социальной адаптации школьников в динамично меняющемся мире, на мой взгляд, является развитие и становление их внутренней свободы. Под внутренней свободой личности понимаю её способность к самореализации, самовыражению, к осуществлению свободного выбора, контроля и оценки процесса результата своей деятельности. Образовательный процесс должен быть ориентирован на личность как творческое активное начало.

Исследуя и активно действуя в окружающем его мире, ребёнок творит, создаёт себя, самоопределяется в системе жизненных отношений: «я – я», «я – природа», «я – общество».

Существует мнение, что дети средних и начальных классов воспринимают в основном лишь событийную внешнюю сторону исследовательского процесса. Напрашивается вопрос - может ли учитель ставить перед детьми серьёзные исследовательские задачи?

Не нужно недооценивать исследовательские возможности детей. Особая сложность проблемы заключается в том, что объяснить своё восприятие, осознать его и перевести на язык слов, на уровень логических понятий и чувств, ребёнок часто самостоятельно не способен. Но ведь учитель может помочь ему в этом, активизировав работу детской души и ума. Ведь дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Участвуя в исследовательской деятельности, ребёнок ощущает себя ответственным и важным первооткрывателем.

Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их жизненного опыта, от сложности темы исследования, от собственных способностей. В процессе исследовательской деятельности у учащихся развиваются важнейшие общеучебные умения: осмысливать задачу, самостоятельно находить недостающую информацию, находить несколько вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи, планировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность. А самое главное развиваются коммуникативные умения: работать в сотрудничестве, вступать в диалог, уметь задавать актуальные и правильно сформулированные вопросы, доступно и грамотно презентовать достигнутые результаты коллективу. Тем самым у ребёнка развивается чувство собственной значимости и нужности окружающему его социуму. Умение соответствовать запросам общества, и появляется возможность не бояться реализовать себя.

Начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста. Дети дошкольного возраста с жадностью впитывают знания об окружающем мире, наблюдая за тем, что происходит вокруг, получая ответы на свои бесконечные вопросы. С началом обучения в школе этот процесс становится более целенаправленным и систематичным.

Главное, вовремя распознать желание ребёнка, не оттолкнуть его равнодушием, не погасить горящие детские глаза и желание к самовыражению.

Таким образом, детская любознательность, непосредственная жажда к чему то новому и необъяснимому, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание взрослый, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте. Учитель, поощряющий исследования, постоянно задаёт вопрос: «Что вас заинтересовало?», нацеливая детей на продуктивную деятельность.

Довольно часто педагоги жалуются на скудность учебников, по которым занимаются дети, нехваткой в них тем и поводов для организации исследовательской деятельности учащихся. Исследователей можно вырастить по любым учебникам. Учитель не должен навязывать тему исследования. Пусть ребёнок изучает то, что ему интересно, то, что для него значимо. С большим удовольствием, дети в начальной школе исследуют любимые игрушки, домашних животных, семейные традиции и собственное здоровье.

Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения использую различные методики.

1. Развитие умений видеть проблему.

Проблема – это затруднение, требующее разрешение, то есть действий, направленных, прежде всего, на исследование всего, что связано с данной проблемой. Поиск проблемы – дело не простое. Умение видеть проблему – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для того, чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

Могут в этом помочь некоторые упражнения.

  • Посмотри на мир чужими глазами.
  • Составь рассказ от имени другого героя.
  • Сюжетов много – тема одна.
  • Много значений у одного предмета.

2. Развитие умения выдвигать гипотезы.

Гипотеза – это предположение о закономерной связи явлений. Множество интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы. Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете. Посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Упражнения.

  • При каких условиях этот предмет полезен (бесполезен);
  • Почему это случилось?
  • Что бы произошло, если бы….?

3. Развитие умения задавать вопросы.

В процессе исследования вопрос играет важную роль. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответов, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Упражнения.

  • Найди загаданное слово;
  • Угадай, о чём спросили.

4. Развитие умения и навыков экспериментирования.

Эксперимент – важнейший из методов исследования и самый главный метод познания. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий. Эксперименты могут быть мыслительными и эксперименты с реальными объектами. В ходе мыслительных экспериментов исследователь представляет себе каждый шаг своего действия с объектом и может увидеть результаты этих действий.

Участие в исследовательской деятельности воспитывает в детях уверенность в своих силах, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми, что так нужно развивающейся личности. Однако, для того, чтобы этого добиться, нужна систематичная, целенаправленная, творческая работа педагога с учащимися. Именно в процессе сотрудничества ребёнок получает опыт общения с окружающими людьми и научается проявлять себя личностью и обращаться к другому человеку как к личности.

Проходя путь исследователя, дети получают огромный жизненный опыт, кладезь знаний и умений, которые, как драгоценные камешки, будут украшать их жизнь, и в дальнейшей жизни будет множество возможностей ими неоднократно воспользоваться.

Список литературы.

  1. Аркадьева А. В. Исследовательская деятельность младших школьников. – М.: Изд. Дом «Фёдоров», 2006
  2. Леонтович А. В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности//Завуч.-2001.-№1.
  3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- М.: Просвещение, 2010.
  4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. – СПб.: Питер, 2002
  5. Батаршев А. В. Диагностика способности к общению. СПб.: Питер, 2006
  6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии// Собр. Соч.: В 6-ти т.Т. 4. – М.: Педагогика, 1984
  7. Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002
Новосёлова Ольга Николаевна15.11.2014 8930 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar