РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психологическая характеристика эмоционального развития старшеклассников

Психологическая характеристика эмоционального развития старшеклассников

Проблема эмоционального развития старшеклассников на сегодняшний день является сложной и сравнительно малоизученной. Современные психологические исследования посвящены, в основном, изучению эмоционального развития личности детей раннего и дошкольного возраста. Несмотря на то, что старший школьный возраст традиционно считается одним из самых эмоциогенных и эмоциональные изменения рассматриваются в качестве главных новообразований этого периода, не существует единой, общепризнанной концепции эмоционального развития старшеклассников.

При анализе литературы можно выделить два основных: подхода к изучению эмоционального развития старшеклассников. Первый подход можно охарактеризовать как описательный, он свойствен наиболее ранним теориям, которые к сегодняшнему дню стали классическими. Для этого подхода характерно не столько объяснение, сколько описание эмоциональной жизни старшеклассника. При этом происхождение эмоциональных явлений не представляет отдельной проблемы и интерпретируется в русле общих закономерностей психического развития в этом возрасте. Для таких концепций эмоционального развития свойственны нестрогое использование терминологии, обозначающей эмоции, и в целом несформированность соответствующего категориального аппарата. Описание эмоции и их изменений носит больше житейский характер.

Второй подход предполагает выделение или поиск детерминант аффективных изменений в старшем школьном возрасте. В теориях, которые его представляют, разрабатывается специфическая терминология для выделения и объяснения аффективных феноменов старших подростков и юношей.

Необходимо отметить, что речь идет не о теориях собственно эмоционального развития, а об определенных общих теориях развитая в старшем школьном возрасте, в которых содержатся те или иные концепции эмоций и их развития.

Примером первого подхода к изучению эмоционального развития может служить исследование С. Холла. Концепция Холла представляет собой распространение эволюционного подхода на психику и ее развитие. Принимая идею о наследуемости психики как одну из ключевых, Холл постулирует, что различные стадии онтогенетического развития соответствуют различным стадиям в эволюции человека. В соответствии с этим возраст детей от 14 до 16 лет Холл определяет как переходный период от «дикости к цивилизации». Значит, переходный характер развития свойствен и чувствам, и переживаниям. Отсюда вытекают противоречивость, контрастность и неустойчивость эмоциональной сферы подростков, которые Холл описывает как «юношеские колебания в инстинктах и чувствах, смену инертности и возбуждения, удовольствия и страдания, эгоизма и альтруизма, общественности и уединения, чувствительности и тупости, слова и дела, консерватизма и стремления к новому, чувства и интеллекта».

Старшеклассник, в отличие от ребенка младшего возраста, может развивать себя сам и стать частью культуры, может воспринимать свое место в культуре; он более гибкий и чувствительный, более восприимчив к различным институтам общества, обладает способностью «высоких чувств».

Гезелл рассматривает юношеский возраст как высоко эмоциональный период.

Описание характера и содержания развития эмоций осуществляется в терминах «градиентов роста» , под которыми обозначаются:

  1. характеристика эмоций в целом;
  2. гнев;
  3. тревога и страхи;
  4. юмор;
  5. аффективность;
  6. самоутверждение;
  7. экспрессивность чувств.

Градиенты развития, под которыми, по существу, понимаются определенные формы эмоционального поведения и переживаний,- это эмпирически выделенные категории, определяющие статус эмоционального развития ребенка того или иного возраста. Конкретные эмоциональные изменения в рамках выделенных градиентов связаны с повышением контроля над эмоциями и развитием форм их реагирования, с изменением содержания и источников эмоций, их частотой, формированием чувства юмора и умения конструктивно его использовать в повседневной жизни. Гезелл показывает колебания «аффективности» старшеклассников в терминах счастья, печали, плаксивости. Старшеклассники являются полностью аналитичными в отношении собственных эмоций, проявляют значительный интерес в отношении того, могут ли они контролировать свои эмоции.

Биологическую интерпретацию аффективных сдвигов у старшеклассников содержат и психоаналитические концепции. Необходимо отметить, что психоаналитическое изучение подростка началось в 1905 году с работы 3. Фрейда «Три очерка о сексуальности». Личностные изменения рассматриваются им как результат борьбы «эго» против «ид» и связаны с феноменом любви. Концепция Фрейда позволяет представить эмоциональные изменения как определенный аффективный синдром, возникновение которого обусловлено завершением полового созревания. Поэтому главной движущей силой аффективных сдвигов в этот период выступает биологический фактор — биологически заданная динамика сексуального влечения.

Попытка преодоления биологизаторского взгляда на психическое развитие имеет место в концепции Э. Эриксона. Психическое развитие в этой концепции предстает как социоэмоциональное. Основной его закон — «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом возрастном этапе развития возникают новообразования, их, естественно, не было на предшествующих этапах этого процесса. Рассматриваемому периоду соответствует пятая фаза в периодизации Э. Эриксона — фаза юности (13—18 лет). Для этой фазы характерен кризис идентичности. Преодоление этого кризиса завершается появлением чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других.

Социальная ситуация подросткового и юношеского возрастов была проанализирована в работе К. Левина. Согласно его концепции, специфика положения старшеклассника в том, что он находится в состоянии передвижения из группы детей в группу взрослых, при этом не принадлежит ни одному из сообществ. Это приводит к тому, что его эмоциональная сфера характеризуется напряженностью, неустойчивостью, повышенной чувствительностью, робостью и неуверенностью, сменой контрастов поведения и настроения, эпизодической агрессивностью.

П.М. Якобсон в своих работах, посвященных развитию эмоциональной сферы детей, уделяет значительное внимание изучению эмоционального развития старшеклассников. В частности, он отмечает, что общий рост личности старшеклассника, расширение круга его интересов, новый опыт общения со сверстниками ведет к «интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, связанных с кругом явлений нравственного порядка.

Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные условия для большей открытости переживаниям, эмоциональной восприимчивости, более точного регулирования чувств. Развиваются эстетические, альтруистические, патриотические и другие высшие чувства. По мнению Якобсона, для эмоционального развития в этот период старшего школьного возраста закладываются основы эмоциональной жизни человека [1].

Связь между эмоциональным развитием старшеклассников и общением изучает В. Н. Куницина. В своих работах она отмечает, что отсутствие навыка эмоциональной коммуникации приводит к преобладанию отрицательных эмоций над положительными в процессе учебной и внешкольной деятельности. Ребенок при создании эмоциональных эталонов в общении кладет в основу не общие, универсальные для всех людей, эталоны, а специфические, индивидуальные для конкретного подразумеваемого человека.

Рассматривая особенности эмоциональной сферы старшеклассников, А. Е. Ольшанникова отмечает, что «эмоциональное благополучие старшеклассника все больше начинает зависеть от следующих факторов: займет ли ребенок достойное место в коллективе, будет ли чувствовать себя равным, иметь авторитет среди сверстников» [2]. Для старшеклассников характерно появление идеалов и эмоций, связанных с ними, обогащение качественной палитры переживаний, расширение круга объектов, вызывающих эмоциональный отклик, умение регулировать и контролировать свои эмоции.

Становление самосознания старшеклассников также обуславливает возникновение новых переживаний, специфичных именно для этого жизненного периода, — чувства одиночества, индивидуальности, специфического переживания своего времени, своего будущего, в целом, переживания своего «Я». Увеличение вербального словаря эмоций и эмоциональных переживаний отмечает А. Г. Закаблук.

По мнению Е. П. Ильина, эмоциональная сфера старшеклассника характеризуется разнообразием и устойчивостью чувств и эмоций, развитой способностью к эмпатии, высокой степенью развития эстетических чувств, эмоциональной окраской чувства дружбы и любви.

Таким образом, эмоциональные изменения выявляются практически во всех сферах эмоциональной жизни старшеклассников и имеют сложный характер. Следует отметить, что все исследования, затрагивающие вопросы развития эмоций старшеклассников, носят феноменологический характер, выделяют и анализируют эмоциональные сдвиги в терминах переживаний, их предметной отнесенности.

Эмоциональную сферу, старшеклассников характеризует следующее:

  • сложность, разнообразие, дифференцированность эмоций и чувств, обогащение переживаний;
  • высокий уровень осознания своих чувств и чувств других людей;
  • осознание своего эмоционального потенциала, его безграничности;
  • развитие эмоционального сопереживания;
  • расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональную реакцию;
  • развитие высших чувств: нравственных, эстетических, альтруистических и др.;
  • эмоциональная устойчивость, способность контролировать и регулировать свои эмоции.

Литература:

  1. Якобсон К М. Воспитание чувств.— М., 1968.— С. 18.
  2. Олъшанникова А. Е. Эмоции и воспитание.— М., 1983.-С.31
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений.— М., 1976.— Т.2.
  4. Изард К. Психология эмоций.— М., 2000.
  5. Ильин И. К. Эмоции и чувства.— СПб., 2002.
Голобородько Елена Евгеньевна21.11.2014 15390 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar