РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование выразительных средств графики на занятиях по изобразительному искусству

Использование выразительных средств графики на занятиях по изобразительному искусству

Изобразительное искусство, включающее в себя индивидуальные образы, понимание и передачу характерных особенностей натуры, эмоциональное отношение художника к окружающему миру, каждый раз требует от художника поиска особых выразительных средств.

К выразительным средствам графики относятся – линия, штрих, пятно. Изучая выразительные средства графики, на занятиях по изобразительному искусству, дети учатся условности графического языка, обобщению действительности.

Под условностью подразумевается отбор и выявление самого главного, существенного и одновременно исключение второстепенных несущественных черт объекта. Это позволяет учащимся острее и внимательнее наблюдать натуру, осознавать передачу внутреннего мира человека, через внешность и его мимику.

Одно из основных выразительных средств графики – линия. С одной стороны линия может быть спокойной и плавной, а с другой – стремительной и нервной. При помощи линии очень четко передается характер и эмоциональное состояние в работе – спокойный или взволнованный, энергичный или вялый, веселый или грустный. Используя линию, можно показать неподвижность или движение, а так же пластику.

Так, из всего многообразия различных по характеру линий, можно упрощенно выделить три вида:

  • линия одной толщины, точная и цельная;
  • линия разной толщины;
  • бурные, рваные линии, словно нанесенные дрожащей рукой.

Выполняя линейный рисунок, рисующему следует, прежде всего, обращать внимание на передачу целого, сразу анализируя главные признаки формы, характерные особенности модели. Детей необходимо приучать к передаче первоначального впечатления от натуры, быстрому угадыванию и мысленному конструированию каркаса формы, избавляться от лишнего и не нужного, передавая посредством линии наиболее выразительные качества натуры.

Практически всегда с линией переплетается еще одно выразительное средство графики – штрих. Штрихи – это короткие параллельные линии, расположенные очень близко друг к другу так, чтобы получилось штриховое пятно. Штрихи бывают толстые, тонкие, прямые, пересекающиеся, наносятся с разным нажимом. Художник может передавать разное настроение в картине, используя разнообразный наклон штриха. Также сила нажима на карандаш играет большую роль. Штрих может быть тёмным или светлым, мягким или жёстким.

В задачу штриха входит создание представления не только о контурных очертаниях объекта, но и о его объемной форме, светотеневой моделировке. Использование штрихов, различных по длине и толщине, а так же положенных в различных направлениях, помогает лепить форму, прорабатывая как целое изображение, так и отдельные его детали.

Выполнение графических работ возможно при использовании еще одного выразительного средства – пятна. Пятно может получиться наложением штриховки в разных направлениях, а так же при помощи заливки плоскостей.

Используя пятно, работу, как правило, начинают с нескольких линий, определяющих основные размеры формы, после чего тоном обрабатывается один участок, второй и т. д. Тональные участки имеют определенную протяженность и отличаются по светосиле от соседних участков. Далее рисующий уточняет и конкретизирует характер пятна. Начинает рассматривать тоновые пятна не только по основным градациям – свет, тень, но и по другим, переходным градациям – полутень рефлекс и т. п. Заключительным этапом является обобщение.

В дальнейшем, когда учащиеся познакомятся с выразительными средствами по отдельности, им даются задания на различное сочетание этих средств.

Чаще всего графические портреты выполняются при помощи следующего сочетания выразительных средств:

  • Линия и штрих;
  • Линия и пятно;
  • Линия, штрих и пятно.

Неоценимую помощь в обучении детей выразительным средствам графики, оказывают рисунки выдающихся художников и педагогов, анализ которых помогает в решении целого ряда технических задач. Показывая работы мастеров, учитель ведет их непосредственный анализ. Опираясь на зрительные впечатления, учащиеся получают более полное представление об изучаемом материале, таким образом, для них становится легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме занятия.

Систематическое использование выразительных средств графики не только содействует освоению технических возможностей, но и способно влиять на принципиальный ход работы, на процессы восприятия и мысленной переработки зрительной информации, то есть на внутреннюю структуру создании художественного образа и его интерпретацию в работе.

Кирюкова Ксения Сергеевна11.12.2014 18890 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar