РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Взаимодействие семьи и школы по формированию развивающего пространства класса»

«Взаимодействие семьи и школы по формированию развивающего пространства класса»

Из опыта работы Кекош Елены Ивановны
учителя начальных классов МОУ СОШ № 9 г. Надыма ЯНАО

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».
Л.Н.Толстой.


Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.

Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учебы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей обучающихся. Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей.

Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа- семья».

Это взаимодействие осуществляется мной по следующим направлениям.

  1. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
  2. Взаимодействие и сотрудничество при формировании полноценной общественной личности.

Родителей будущих первоклассников на первом собрании я знакомлю не только с традициями школы, но и направлением воспитательной работы класса. Для создания крепкого коллектива обучающихся и родителей предлагается участие в коллективных мероприятиях.

В 1 классе каждая семья приглашает весь класс в импровизированную гостиную «Кафе МОЯ СЕМЬЯ». Количество учащихся делится на 7 месяцев (исключаем сентябрь и май). На участие одного заседания к выступлению готовятся 3-4 семьи. Семьи приходят в полном составе: и взрослые, и дети. Ребенок рассказывает о своих родителях, об их профессии, увлечениях, общих интересах семьи, о проведении летних отпусков и т. д. Родители дополняют рассказ ребенка фотогазетами, слайдами, поделками. Предлагают попробовать любимое блюдо семьи. К этому выступлению подготавливают веселые развлечения, игры, в которых участвуют и дети, и родители класса.

Такие мероприятия я провожу уже несколько лет. Они позволяют сплотить коллектив класса, лучше узнать каждую семью; помогают раскрепощению и быстрой адаптации детей в классе. Родители же со своей стороны могут понаблюдать за поведением своего ребенка, за его взаимоотношениями со сверстниками, и сделать вывод для себя (может где-то это дает толчок к исправлению своих ошибок в воспитании).

Во 2-м классе родители также по очереди проводят цикл бесед по культуре поведения и общения. Готовят творческие конкурсы с проигрыванием жизненных ситуаций. Часто организуют экскурсии в музеи, библиотеки, выставочные залы и др.

В 3-м классе каждый родитель знакомит со своей профессией, если есть возможность приглашает на экскурсию по предприятию на котором работает. На таких встречах реализуется сразу несколько воспитательных направлений: знакомство с предприятиями города, знакомство с разнообразием профессий, воспитание гордости за своих родителей…

В 4-м классе дети готовят папку «Моя семья», в которую совместно с родителями вкладывают сочинения и сообщения с фотографиями по определенным темам.

Вот некоторые из них:

  • Родословная моей семьи.
  • Происхождение моей фамилии.
  • Национальности в моей семье.
  • Как мой папа служил в армии.
  • Профессия моих родителей.
  • Реликвии семьи.
  • Зарисовки на природе…

Используя эти нестандартные формы работы, я стремлюсь сформировать и сплотить детский коллектив, создать положительную эмоциональную атмосферу, вовлечь и заинтересовать родителей жизнью ребенка в школе.
В конечном итоге главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни - гражданина, знающего специалиста и семьянина.

Работа в тесном контакте со службами сопровождения школы, работа по программе развивающего обучения, сотрудничество со спортивными и оздоровительными центрами позволяет расширить круг интересов и детей с активным поведением. Они участвуют в соревнованиях, получают направленные задания для выступления перед детьми класса и школы, участвуют в конкурсах и олимпиадах. Родители получают дополнительную информацию по организации внешкольной работы и досуга детей.

Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящими родителями.

Кекош Елена Ивановна08.12.2014 6090 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar