РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Значения образа в обучении младших школьников

Значения образа в обучении младших школьников

Говоря об активизации познавательной деятельности учащихся, нельзя не сказать о значении образа в обучении. Еще К.Д. Ушинский сказал: «Дети мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».

Иногда учителя или родители встречаются с тем, что, объясняя ребенку непонятные для него слова, они испытывают ощущение, что он до конца не понял их значение. Чего-то как - будто не хватает. И это действительно так: не хватает еще одного элемента – образа. Понимание – это сложный процесс. Оно появляется только в том случае, когда в голове складывается определенный образ, картинка того, в чем мы пытаемся разобраться.

В обучении любому предмету, любой теме, любому слову должен соответствовать образ, т.е. должно быть видение предмета, который мы изучаем. Созданию образа в первую очередь способствует наглядное обучение. Мы знаем, что наглядность – один из основных принципов обучения и пытаемся в меру своих сил и возможностей его соблюдать. И все же наглядность в полной мере не может присутствовать в обучении, ведь это не только картинки, изображающие то, о чем мы говорим. Каждое произнесенное или прочитанное слово имеет свой образ.

Именно соединение слова и образа дает нам понятие. Любой человек, и особенно ребенок, может понять слово только в том случае, если одновременно с его знанием он представляет образ. Образ – это картинка в мозгу. Учитель произносит слово «ромашка» и ребенок мысленно видит картинку и понимает, о чем идет речь. Если ребенок никогда раньше не видел ромашку, слова учителя не достигнут его сознания. Каждый учитель и каждый родитель должен усвоить, что образ дает понимание. Детская природа ясно требует наглядности.

Учите ребенка каким – нибудь пяти неизвестным ему словам и он будет долго и напрасно мучиться над ними: но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их на лету. Вот например: при изучении темы «Части речи» (рисунки на доске). Дело в том, что наткнувшись на изречение типа: «Существительное – это часть речи, которая обозначает предмет…и т.д., ребенок теряется: слова – то все незнакомые. А главное – все понятия абстрактные, их нельзя потрогать, лизнуть! У детей этого возраста, как известно, конкретное мышление, а абстрактное только начинает формироваться! Так можно пойти к абстрактному через конкретное! Эти понятия, что такое: Существительное, Прилагательное, Глагол можно вводить через образ, через картинку.

Если дети привыкли к подаче материала по морфологии, основанный на рисунках, они не будут путать части речи с членами предложения (это частая ошибка школьников). С помощью рисунков эту разницу легче подчеркнуть: Имя Существительное – это волшебник, а предложение – это понарошку театр, и в этом театре дедушка Имя Существительное может играть роль подлежащего, а может играть роль дополнения, иногда и другие роли.

Кудринская Людмила Юрьевна04.01.2015 6080 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar