РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование социальных компетенций в профильных классах

Формирование социальных компетенций в профильных классах
Глянкина Елена Ивановна, 
учитель географии 
ГБОУ СОШ № 1307 г. Москва

Обозначенные в стратегических документах РФ цели и задачи развития экономики «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. ( утверждена распоряжением Правительства РФ от 08 декабря 2011г. № 2227-р); Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» требует пристального внимания к человеческим ресурсам, их развитию и оптимальному использованию.

Социальное и профессиональное самоопределение учащихся выступает одним из центральных задач школьного образования и представляет непрерывный процесс. При этом этот процесс осуществляется в форме поэтапного выстраивания у школьников индивидуального набора общих и социальных компетенций, исходя из индивидуальных особенностей личности (возможностей, потребностей).

На старшей ступени в школе более актуальным становится помощь учащимся в поиске ресурсов для формирования самостоятельного, собственного образовательного и профессионального формата, обучения способам использования этих ресурсов.
В школьной жизни ученика нормой становится неоднократное образовательное и профессиональное самоопределение, происходящее в различных формах и форматах.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит положения о профессиональной ориентации обучающихся, согласно которым:

  • детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, оказывается помощь, в т.ч. в профориентации и получении профессии (ст.42.2);
  • в старшей школе предусматривается индивидуализация и профессиональная ориентация содержания среднего общего образования ( ст. 66.3);
  • дополнительное образование направлено, в т.ч. на обеспечение их профессиональной ориентации ( ст. 75.1).

Учитель был и остается главным действующим лицом образования, именно ему доверено реализовывать самые основополагающие аспекты государственной образовательной политики. В связи с этим повышаются требования к личности педагога, его роли в учебном процессе. От учителя требуется не только владение педагогической техникой, но и творческое отношение к работе, так как творчески работающие учителя создают инновационный потенциал образования.

Педагог всегда должен был быть профессионалом, носителем определенного ряда ценностей, а сейчас, в новых условиях, он должен еще обладать новыми качествами стиля мышления и деятельности, новым мировоззрением, новым мироощущением и мировосприятием.

В основе педагогической деятельности приоритетными задачами были, есть и будут:

  • всестороннее развитие личности обучающихся,
  • формирование культурных ценностей,
  • воспитание патриотизма и гражданственности,
  • подготовка учеников к осознанному выбору профессии,
  • моделирование чувства самодостаточности и успешности у детей,
  • развитие предпринимательской активности обучающихся как способа профессионального самовыражения и самореализации;

Освоение учащимися способностей осуществлять различные виды деятельности в современной педагогической литературе носят название компетентностей.

Компетентностью называют интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Понимая «способность», в данном случае, не как «предрасположенность», а как «умение», «способен», т.е. «умеет делать».

Компетенции, как результат образования рассматриваются как в зарубежной (Дж. Равен), так и отечественной литературе (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков).

На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, так же, как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека. Различные подходы существуют и к выделению оснований для классификации ключевых компетенций учащихся.

Необходимо выделить те компетенции (предложенные А.В. Хуторским), которые образуют ядро компетентностей учащихся:

  • предметная компетенция («научиться быть»), направленная на формирование способности оценки социально-экономических условий жизнедеятельности человека;
  • методическая компетенция («научиться делать»), направленная на формирование способности решать проблемы в социально-экономической сфере;
  • коммуникативная компетенция («научиться жить вместе»),
  • социальная компетенция («научиться быть ответственным»), направленная на формирование чувства социальной ответственности;
  • образовательная компетенция («научиться познавать») как способность самостоятельно приобретать знания и умения, находить нужную информацию.

В основе формирования социальных компетенций («научиться быть ответственным») главными будут являться те методы и приемы, которые дадут возможность учащимся узнать новое и сформировать интерес к дальнейшему совершенствованию, как знаний, так и умений в социально-экономической сфере. Поэтому активизация познавательной активности рассматривается как наиболее оптимальный путь к формированию компетенций как основ общей культуры.

Работа учителя по созданию условий, обеспечивающих развитие способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию, остается единственной предпосылкой успешности, которая обеспечивает соответствие современного обучения и постоянно повышающимися требованиями общества к возможностям будущих специалистов.

Безусловно, необходимо отметить все многообразие роли социальных компетенций в жизни людей:

  • определяют способность к оценке ситуации и самостоятельному принятию решений и проблем;
  • обеспечивают механизм социальной и экономической адаптации;
  • создают предпосылки для выбора сферы образовательной непрерывной и трудовой деятельности;
  • позволяют проводить оценку собственной ресурсной базы: интеллектуальных, организационных и финансовых активов;
  • обеспечивают грамотное удовлетворение насущных потребностей в повседневной жизни (умение выбирать, обмениваться, покупать);
  • обеспечивают четкое достижение поставленных целей, оформление интересов;
  • определяют уровень личностной активности;
  • формируют правила и привычки социального поведения;
  • определяют выбор средств общения;
  • обеспечивают смену ролевых функций, стремление к расширению позиций и освоение новых социальных ролей, создающих конкурентное преимущество;
  • инициируют создание новых и совершенствование старых институтов, участвуют в накоплении социального опыта;
  • способствуют укреплению авторитета индивидуума, его успеху, генерации идей и новых знаний.

Для того чтобы на практике отследить значимость этих компетенций в развитии учеников разрабатывается проект, цель которого можно кратко сформулировать так: создание условий для развития обучающихся посредством приобщения к основам психологических, социальных, правовых знаний (наличии грамотности).

Приоритетные задачи:

  • разработка дидактического комплекса педагогических технологий, реализующего модель формирования социальной компетенции обучающихся посредством овладения традиционных и инновационных форм деловой коммуникации.
  • развитие речевого мастерства для подготовки к профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссий и т.п.);
  • формирование практических навыков (принятие решений, наблюдение, анализ ситуаций) и развитие способностей (лидерских, коммуникационных) посредством использования активных форм обучения и игровых технологий;
  • формирование критического мышления, творческого подхода, инициативности и готовности решать проблемы, оценивать риск и принимать решения конструктивного управленческого характера;
  • совершенствование комплекса методического и ресурсного обеспечения процесса реализации компетентностного подхода в обучении.

Качество образовательной программы. Это работа по программам инвариантной составляющей рабочего учебного плана на учебный год («Профессиональное самоопределение); и внедрение различных элективных курсов, курсов по выбору вариативной части программы..

Качество ресурсного обеспечения. Преподавание ведется на базе учебных кабинетов школы. Планируется в перспективе усовершенствование кабинетов физики, химии, биологии и приведение их к соответствующим современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям.

Использование мультимедийной и компьютерной техники, через сеть Интернет повышение возможностей пользования образовательными ресурсами участников образовательного процесса, работа над созданием электронной базы данных, дидактических материалов «Портфолио» ученика школы.

Пути решении проблемы формирования социальных компетенций в профильных классах.

Основными факторами, способствующими эффективному формированию социальных компетенций обучающихся, в процессе реализации профессионального программы или проекта является внедрение эффективных инновационных технологий. В практике школы № 1307 инновационные педагогические технологии представляют собой реализуемые в процессе обучения проекты совместной деятельности педагога и обучающихся. Часть педагогов школы работают над проблемой «Внедрение информационных технологий на уроках профильного обучения». Они позволяют воссоздать в учебной деятельности те интеграционные процессы, в результате которых формируется система социальных, профессионально-деловых навыков (коммуникативных, информационных, аналитических, инструментальных и др.). Происходит становление профессионально важных качеств будущего специалиста для решения широкого круга задач и проблем, развивается на основе нового опыта его творческий потенциал.

Необходимость формирования социальных компетенций учащихся в процессе образовательной деятельности позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективно формирование рассматриваемого вида компетенций идет при вовлечении учащихся в проектно-творческую деятельность. Поэтому в качестве основного средства формирования социальных компетенций выбирается учебный проект.

Объединение усилий всех подразделений школы для того, чтобы выпускники были творчески готовы к трудовой или новой образовательной деятельности; Профильное обучение в школе позволяет создавать благоприятные условия для полноценного развития личности, формирования у учащихся целостной картины мира- это программа – минимум.

Программа – максимум не имеет нормативного характера, но нацеливает учителей, учащихся и их родителей на достижение максимально возможных результатов.

Усиление роли семьи в профессиональной ориентации и подготовке обучающихся к трудовой деятельности.

Краткая характеристика путей решения выявленных проблем:

1. Внедрение в образовательный процесс нового профильного содержания возможно только за счет баланса между функционированием системы образования (сохранение норм) в школе и разработкой специальных целевых программ и проектов профессионального самоопределения учащихся основной и старшей школы, которые должны обеспечить решение поставленных задач.

2. Уровень профессионализма педагогов по данному вопросу в целом может быть определен как средний. Поэтому система методической и профильной работы в школе требует значительного совершенствования в ближайшей перспективе.

Выпускник школы представляется конкурентно-способным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей среды, диктуемым рынком труда. При этом выпускнику школы присущ социальный оптимизм, базирующийся на хорошей школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и непрерывном стремлении к самосовершенствованию. У него должны быть сформирована готовность находить нестандартные решения, проявлять инициативу в любой жизненной ситуации.

Успешная самореализация выпускника в современных условиях потребует от него много сил и хорошего здоровья, а значит, у выпускника школы должна быть воспитана персональная ответственность за собственное здоровье, потребность в здоровом образе жизни. Для педагогического коллектива важно сохранить психическое и физическое здоровье школьников.

Для выпускника школы значимы такие общечеловеческие ценности, как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание к ближним.

Чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, выпускник должен обладать универсальной подготовкой, ключевым компонентом которой может стать социальный. Это значит, что ученик в совершенстве владеет социальными навыками и может активно использовать в своей деятельности. Владение социальными компетенциями позволяет быть успешным практически в любой сфере социально-экономической и культурной жизни общества.

  • Развитие у ученика самостоятельности и чувства персональной ответственности за собственные успехи;
  • развитие у учеников волевых качеств путем их включения в посильную для каждого из них исследовательскую, творческую деятельность;
  • развитие способностей и готовности к самореализации и самообразованию;
  • побуждение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности.

Все устремления педагогического коллектива по развитию личности выпускника побуждают его к активному использованию деятельностно-развивающей технологии, предусматривающей содружество, сотворчество, партнерство. Обучение носит коммуникативный характер. В свою очередь это требует инновационных процессов, конечной целью которых является внедрение в образовательную деятельность ролевых игр, методов моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов.

Особое место отводится методу проектов, который позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников. Проектная деятельность позволяет изменить ракурс взаимоотношений учителя и ученика, обогатить жизненный опыт и тех, и других, а также, накопить опыт совместного решения проблем.

3. Важным стимулом для формирования личных достижений учеников является устремления педагогов к профессиональному и творческому росту. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу. Необходимо поддерживать желание вносить в свою деятельность изменения, повышающие уровень профессиональной компетенции педагога. Необходимо шире привлекать педагогов к управлению школой, а также информировать учащихся о достижениях их наставников.

4. Исходя из вышеизложенного, следует выделить приоритетные направления развития школы:

  • организация всей учебно-воспитательной деятельности в режиме нестандартного развивающего обучения (проектная методика, моделирование жизненно-практических ситуаций, социально-психологические тренинги, индивидуализация и профильность);
  • стабильный творческий рост педагогов школы и развитие педагогического коллектива на основе организационной культуры, дальнейшее развитие системы государственно-общественного управления школой;

Обучение в сотрудничестве, непрерывное образование – новые педагогические технологии.

Применение новых информационных технологий в образовательном процессе.

Интернет, как и сама жизнь, предоставляет бессчетное количество возможностей: это не только громадная база данных, способ общения и мгновенная передача информации, но и бесполезное, а иногда и даже вредное времяпрепровождение на сайтах сомнительного содержания, которая тупит не только мозг, но и душу. Возникает некоторая хаотическая система, где любые негативные процессы ускоряются.

Задача нашего педагогического коллектива – создать в мире информационных технологий систему координат: начало отсчета (опорную точку) и задать направление движения:

  1. восполнить пробел между классическим образованием и современным положением в области информационных технологий;
  2. показать их взаимосвязь, то есть одно не существует без другого;
  3. развивать образовательную культуру, то есть дать понять ученику, что виртуальный мир является отражением мира реального и нельзя виртуальный мир ставить выше реального;
  4. научить правильному отбору информации.

Необычный стиль проведения уроков с поддержкой Интернет технологий вызывает у учеников интерес и удовольствие.

Мы хотим показать красоту науки и делаем все, чтобы наука не казалась ученикам застывшей.

  • Направлено на развитие научной культуры.
  • Развивает способность к самостоятельному обучению.
  • Ориентировано на уровень требований к поступающим в престижные вузы Москвы.

Наша школа не трамплин в ВУЗ и не подготовительные курсы, но наши методики раскрывают потенциал учащихся, давая им возможность поступать в МГУ, МИФИ, МГИМО и др. вузы предполагает индивидуальный подход.

Обучение в сотрудничестве, непрерывное образование – новые педагогические технологии.

Каждая школа создает свою оптимальную модель организации профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Начиная с 8-9 класса учащиеся ГБОУ СОШ № 1307 начинают определяться в выборе будущей профессии, происходит специальное формирование профильных классов. Многие элективные курсы основываются на творческой деятельности учащихся и создаются под определённый творческий проект. Ребята одновременно могут выбирать разные спецкурсы, иногда даже из разных профилей.

Традиционно в школе проводятся проектные недели по различным предметам, и спрос на них очень велик.
Проектные надели ежегодно отличаются целями и задачами. Школьники приходят к нам 2-3 раза в неделю на уроки математики, экономики, информационных технологий, английского языка, и потому проектные недели школы нам нужны для более тесного контакта с учениками и для непрерывного образования, т.к. многие проекты готовятся в выездных лагерях на каникулах ( иностранные языки, творческие поездки).

Мы не ставим себе целью за короткий период подготовки проекта углубить знания в каком-либо предмете, а делаем упор на то, что наука – это часть культуры, и потому в программу школы включаются не только занятия по математике и экономике, но и обзорные лекции по тем же предметам и гуманитарным дисциплинам ( учитель истории Дмитриева Е.Д., учитель английского языка Манасян Р.Ю., Фаина С.Р., учитель экономикм Газиева С.Г., учитель русского языка Иванова К.И., Учитель ИКТ Скрылева А.В.).

Из анализа приведенных данных следует, что в настоящее время в школе наметилась устойчивая тенденция к повышению требований к уровню образования учащимися и их родителями (по крайней мере, заметной их части), повышению профессионализма педагогов. Это позволяет перейти к дальнейшему развитию модели профильной школы, то есть такой школы, в которой всем участникам образовательного процесса будет комфортно, школой, где взаимоотношения между ее участниками строятся по принципу субъект-субъектных отношений на гуманистической основе с учетом личностных особенностей всех участников образовательного процесса.

Организация системы оценивания, рефлексия.

Ведущим принципом контроля формирования и развития профессионально-деловой и социальной компетентностей является образовательный мониторинг.

Если ученик будет уметь работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, находить любую информацию - он добьется успеха, независимо от выбранной им профессии.

В качестве отслеживания результатов преподавания применяются следующие формы предметного мониторинга:

  • индивидуальные ответы у доски;
  • индивидуальная работа с раздаточным материалом;
  • домашние экспериментальные задания и их защита;
  • диктанты;
  • самостоятельные работы;
  • лабораторные работы;
  • зачеты;
  • тестовые работы;
  • контрольные работы;
  • защита проектов.

Предполагаемые результаты реализации профессионального проекта.

Одним из значимых результатов реализации профессионального проекта отбирается стратегия организации партнерской деятельности учителя и ученика в процессе усвоения предметного содержания курса.

Показателем результативности реализации профессионального проекта является позитивная динамика учебных достижений обучающихся а также успешное усвоение профессионально-деловой, социальной компетенции обучающимися. Данную компетенцию школьники в системе применяют в своей учебной, познавательной, творческой деятельности (конференции, дебаты, публичные доклады и т.п.). Развитие у учащихся критического мышления, творческого подхода, инициативности и готовности решать проблемы, оценивать риск и принимать решения конструктивного управленческого характера.

Информационно-методическая деятельность реализуется путем непрерывного самообразования, через участие в работе методических объединений, в работе различных семинаров и конференций в течение учебного года.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Исходя из результатов анализа, а также основных задач Программы развития на 2013-2016 гг., можно утверждать, что наиболее значимой целью деятельности школы на выбранном временном этапе является создание модели школы с системой предпрофильных и профильных классов, обеспечивающей высокий уровень обученности учащихся и сохранения здоровья учащихся.

Основные цели и задачи предпрофильных и профильных классов соответствуют целям и задачам, определяющим деятельность образовательных учреждений.

Профильные классы:

  • обеспечивают социализацию личности;
  • представляют учащимся оптимальные условия для получения среднего (полного) образования;
  • обеспечивают непрерывность среднего (полного) общего образования;
  • обеспечивают углубленное овладение знаниями и умениями по профилирующим дисциплинам;
  • создают условия для развития творческих способностей учащихся в соответствии с интересами и наклонностями;
  • осуществляют раннюю профилизацию, воспитание устойчивого интереса к избранному профилю.

Предполагается, что в результате реализации задач Программы развития школы будет обеспечено комфортное пребывание в ней учащихся с самыми различными запросами и уровнем подготовки, что позволит им подготовиться к адаптации в условиях рыночных отношений и различных социальных изменений.

В школе учащиеся получают общие знания, в том числе и повышенного уровня, а также основы профессиональных знаний, которые в дальнейшем будут затребованы обществом. Необходимая подготовка обеспечена учащимся с самыми различными возможностями. И тем, кого можно отнести к интеллектуальной элите, от кого зависит прогрессивное развитие общества, и тем, кто будет образовывать так называемый средний класс, и тем, кто в дальнейшем будет относиться к простым исполнителям, что позволит обеспечить выполнение городской целевой программы развития образования и приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации до 2020 года. При этом состояние здоровья учащихся должно стабилизироваться за счет активного внедрения здоровьесберегающих технологий на всех этапах образовательного процесса.

Реализация профильного обучения в ГБОУ СОШ № 1307 позволяет:

  • обеспечить квалифицированное психолого-педагогическое консультирование родителей;
  • удовлетворить потребности учащихся в занятиях по интересам в системе дополнительного образования с целью получения начальной профессиональной подготовки;
  • повысить профессиональное мастерство и качество труда педагогических кадров, в том числе и в системе дополнительного образования, за счет привлечения высококвалифицированных специалистов из учреждений дополнительного и среднего профессионального образования, а также высших образовательных учреждений;
  • создать здоровые и безопасные условия учебы;
  • создать условия для апробации учебных планов и программ профильных классов и предпрофильной подготовки учащихся.
  • повысить эффективность образовательного процесса в школе за счет внедрения информационных и инновационных технологий в образовательный процесс и процесс управления им;
  • создать сеть профильных классов и классов предпрофильной подготовки, с последующим переходом к индивидуальным учебным планам, за счет интеграции общего и дополнительного образования;
  • обеспечить удовлетворение потребностей учащихся в получении ими основ профессиональных знаний в системе профильного образования;
  • обеспечить знание двух иностранных языков на уровне, позволяющем учащимся конкурировать на международном рынке труда;
  • обеспечить сохранение здоровья учащихся за счет использования здоровьесберегающих педагогических технологий и технологий организации учебного процесса;
  • разработать рекомендации по созданию модели школы с предпрофильной основной школой;
  • тиражировать опыт работы школы в округе и городе.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Для реализации данных задач школы необходимо обеспечить:

  • целенаправленную, слаженную деятельность всех участников образовательного процесса: педагогов и сотрудников школы, учащихся и их родителей, а также общественности и органов государственной власти (реализация принципа партнерства);
  • единую стратегию координирования деятельности школы и ее партнеров:
  1. Управа района «Тропарёво-Никулино»
  2. Муниципалитет «Тропарёво-Никулино»
  3. Общественная Лига Ветеранов ЗАО г. Москвы
  4. Совет Ветеранов района «Тропарёво-Никулино»
  5. Центр внешкольной работы «Март»
  6. УВД ЗАО
  7. Центральный Архив Министерства Обороны РФ
  8. Федерация космонавтов России
  9. Школа Майевтики
  10. Дом-музей В.С.Высоцкого на Таганке
  11. Музей-усадьба «Абрамцево»
  12. Театр детской книги «Волшебная лампа»
  13. Военная Академия Генерального штаба РФ
  14. Региональный общественный фонд поддержки Героев России и Советского Союза
  15. Детская поликлиника № 119
  16. Детская стоматологическая поликлиника № 54
  17. Международное общественно-просветительское движение «Добро без границ»
  • научных организаций, центров, учреждений, ВУЗов (Педколледж №2,6,9, Институт стратегических исследований в образовании РАО, издательство Интернет 13, МПГУ кафедра истории, МГТУ им. Баумана, МГТУ «МАМИ» и др.) (реализация принципа целостности);
  • адаптацию образовательной системы школы к изменениям в обществе (реализация принципа саморазвития)

Литература:

  • Федеральный закон от 29.декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Вестник московского образования.М. 2013, № 23.
  • Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. Сб.науч. тр. / Под ред.проф. В.Н.Врагова. – Новосибирск.1999.
  • Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: 1999.
  • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1.М.:НИИ школьных технологий, 2006, 816с.
  • Суворов Н. “Интерактивное обучение: Новые подходы” М. 2005.
  • Петрова Н.Н., Новенко Д.В. Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств обучения на уроках географии в основной школе // Информатика и образование, 2003. №1.
  • Интернет-ресурсы
  • http://mygeog.ru/rubrica/interaktivnye-karty/
  • http://www.compress.ru/article.aspx?id=14787&iid=703
  • http://festival.1september.ru/articles/312993/
  • http://www.rhsweb.org/intro
  • http://www.schoollink.org/twin.
Глянкина Елена Ивановна15.01.2015 15520 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar