РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование сервисов Web 2.0 на уроке истории как средство повышения уровня знаний учащихся

Использование сервисов Web 2.0  на уроке истории как средство повышения  уровня знаний учащихся

Введение

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи

Современные требования общества ориентируют педагогическое сообщество на проектирование пространства современного образовательного учреждения с учетом перспективных ИКТ технологий. Эти технологии в современной образовательной среде заняли прочное место при организации учебного процесса по различным дисциплинам. Они помогают разнообразить формы проведения урока, создать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика и значительно улучшить качество образования.

В нашей школе создана единая информационно-образовательная среда, в которой каждый учитель, опираясь на критерии оценки её эффективности: высокотехнологичность, возможность самообразования, становится тьютором, способствующим самостоятельному развитию обучающихся. Работая в этой среде, я создала богатую коллекцию ИКТ, среди которых предпочтение отдаю Web 2.0 сервисам, использование которых сокращает время подготовки к урокам, разнообразит формы и повышает эффективность уроков, позволяет учащимся ускорить поиск информации, сузить спектр информационного потока в мировой паутине, обезопасив их от негативного влияния Сети.

Своим опытом я поделилась в 2013-2014 учебном году на заседании РМО учителей истории, которое проходило на базе нашей школы, выступив с докладом «Единая информационно-образовательная среда школы».

В этом учебном году, имея богатый опыт участия в сетевых проектах, на педагогическом совете провела для коллег мастер-класс «Как участвовать в сетевых проектах», затем 17 декабря приняла участие в городском учебно-методическом семинаре «Современные аспекты в преподавании истории и обществознания: от теории к практике», который проводился в Университете
правосудия. Моё выступление «Участие в сетевых проектах как средство привлечения интереса к истории» было признано как обобщение опыта учителя-практика (Приложение 1).

С 2011 года, когда в процессе прохождения курсов повышения квалификации в НИРО я познакомилась с особенностями Web 2.0 сервисов, стала активно применять их в учебно-образовательном процессе. В 2012-2013 году провела открытый урок и на педагогическом совете - мастер-класс «Использование Web 2.0 в учебном процессе».

Видя востребованность моего опыта, я считаю, что актуальность для педагогов освоения приемов работы с подобными сервисами не вызывает в настоящее время сомнений, поскольку мы живем и работаем в период перехода на новые образовательные стандарты, в которых достаточно серьезное внимание уделяется овладению обучаемыми навыками исследовательской деятельности, формированию их информационной культуры, а также развитию учебного сотрудничества. Всему этому научиться можно только в процессе деятельности, полной смысла для обучаемых.

Таким образом, цель моей работы — доказать, что использование Web 2.0 сервисов на уроках истории повышает компетентность учащихся.

На пути к данной цели я планирую выполнить следующие задачи:

  1. Показать суть, виды и актуальность Web 2.0 сервисов.
  2. Описать методы практического применения различных Web 2.0 сервисов в учебно-воспитательном процессе.
  3. Продемонстрировать эффективность применения Web 2.0 сервисов на уроках истории с помощью опросов и диагностик учащихся.

Глава I. Особенности сетевых сервисов

1.1. Понятие сетевых сервисов

Web 2.0 – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов, принципиальным отличием которых является то, что эти сервисы позволяют пользователям совместно работать, размещая в сети текстовую и медиа информацию. Второе название сети нового поколения - социальные сервисы.

Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только
получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. Доступность, открытость, интерактивность и коллективизм - отличия сервисов Web 2.0, целесообразность использования которых в учебных целях уже не вызывает сомнения. С помощью Web 2.0 можно организовать как индивидуальную, так и коллективную деятельность учащихся.

Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:

  • общения;
  • поддержки и развития социальных контактов;
  • совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации;
  • обмена медиаданными;
  • творческой деятельности сетевого характера;
  • выполнения множества других задач.

1.2. Место сетевых сервисов в системе уроков ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования отражает важнейшие задачи модернизации школьного образования: повышения его качества, формирование у школьников готовности к жизни и деятельности в информационном обществе, усиление внимания к личностно значимым умениям, развитие у учащихся способности к универсальным учебным действиям. Необходимо формировать у учащихся умение «организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение».

Для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам личности, общества и государства нужны новые средства и построенные на их основе новые образовательные технологии, новые организационные формы обучения.

Развитие социальных сетевых сервисов в значительной мере сказывается на ходе и результатах общественных, производственных, политических и культурных процессов. Изменения в сфере социальных сервисов Интернета столь значительны и стремительны, что разработка методики их использования в процессе обучения истории представляется весьма актуальной задачей, обусловленной многими факторами.

1.3. Виды сетевых социальных сервисов

1. Социальные поисковые системы.

В Рунете сейчас три основные социальные поисковые системы. Я выбрала систему Google. Система пользовательского поиска Гугл - персональный и совместный поиск. Данная система кроме прочего имеет множество сервисов, которыми я пользуюсь в своей работе: карты, презентации, документы, сайты, формы, альбомы и т.д.

2. Социальные сети.

В своей работе я активно пользуюсь социальной сетью В Контакте: приклепляю на стену различные презентации, задания, по просьбе учащихся отсылаю им индивидуальные задания, отвечаю на вопросы, делюсь различными документами. Использую данную сеть так же и как классный руководитель, т. к. все ребята — активные пользователи сети, поэтому множество вопросов воспитательного характера можно решить быстро и эффективно. Ещё один плюс этой социальной сети в том, что, являясь руководителем кружка «Основы творческой деятельности журналиста» и редактором школьной газеты «Стопятка», я могу обмениваться идеями с ребятами, получать от них материалы, тут же править и отсылать на верстку. Так в сети рождается продукт коллективного творчества и сетевого сотрудничества (Приложение 2).

3. Блоги.

Блог  — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором.
Сейчас этот сервис очень популярен и в том числе в учительской среде. Я пока только учусь использовать блог в своей образовательной и воспитательной работе. Думаю, что блог можно использовать при подготовке ребят к ЕГЭ, для оценки их творческих навыков и отстаивания личной позиции в полемике.

4. Вики.

Вики — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Крупнейший и известнейший вики-сайт — Википедия.
Вики в своей работе я использую в качестве хранилища исторической информации, к которой учащиеся могут обратиться во время урока или при подготовке домашних заданий. Так же на основе вики мы создаем страницы команд, когда участвуем в сетевых проектах (Приложение 3).

5. Социальные медиахранилища.

Социальные медиахранилища — сервисы для совместного хранения медиафайлов.

Их можно классифицировать по типу файлов размещаемых на этих серверах.

  1. Фотографии, схемы, рисунки
  2. Видео
  3. Документы (книги)
  4. Аудиозаписи, подкасты, интернет-радио

Из данного типа сервисов в своей работе я чаще всего использую YouTube для поиска видео к урокам. Найденный видеофильм я либо рекомендую учащимся для домашнего просмотра с последующими комментариями или ответами на вопросы, либо встраиваю в структуру урока.

Глава II. Применение сетевых сервисов на уроках истории

2.1. Уроки на основе сервисов Google

Совместные Google-презентации (Приложение 4)

Для совместной работы с презентацией я предлагаю учащимся следующие шаги: распределиться по группам, продумать тему презентации (по теме урока), обсудить оформление слайдов, распределить слайды между членами группы, определить темы каждого сайта. Таким образом, уже на фазе рефлексии урока получения новых знаний, учащиеся выстраивают план новой темы, продумывая маршрут поиска основной и дополнительной информации для выполнения групповой презентации.

Другой вариант работы в совместной презентации следующий: я даю тему презентации, ссылку на созданную презентацию с пустыми слайдами, распределяю слайды и даю готовые темы, а стиль, оформление и содержание слайда – творчество каждого. Этот вариант дает возможность ребятам проявить свои индивидуальные возможности в рамках групповой работы. Кроме того, на следующем уроке можно попросить каждого автора защитить свой мини проект, а затем обсудить общий стиль презентации.

Еще один вариант работы в совместной презентации заключается в том, что я создаю пустую презентацию, оформляю первый слайд с темой презентации и первый слайд, ребятам даю ссылку и задание продолжить ряд слайдов, придерживаясь логики темы. Ребята заходят по ссылке в разное время и оформляют следующий слайд. Плюс данного варианта в том, что они будут придерживаться логики темы, а для этого искать нужный материал, кроме того, легко отследить работу каждого. Минусы в том, что тем для всех может не хватить, вернее, ребята их могут не найти для себя, поэтому приходится тщательно продумывать тему презентации.

Домашние задания в Google-формах (Приложение 5)

Google –формы я применяю в своей практике для тестирования учащихся, для проведения викторин и социологических опросов.

В тестировании учащихся для идентификации ответов первыми вопросами я ставлю следующие:

  • Ваша фамилия (текст)
  • Ваш класс (выпадающий список)

Для настройки проверки ответов потребуется сравнивать введенные ответы с правильными, поэтому сначала на вопросы созданной формы я обычно отвечаю сама.

Google -форма – это удобная методика проверки домашнего задания, так как позволяет быстро проверить результаты. Учащимся дается на выполнение задания неделя, и работать в форме они могут в любое удобное для них время, используя удобные для них ресурсы-источники информации.

Проведение исторических и краеведческих викторин в Google -формах позволяет проводить внеурочную работу по предмету, повышает интерес учащихся к истории, расширяет их кругозор. Многие ребята, заинтересовавшиеся историей, участвуют в школьном и районном этапах олимпиады, НОУ, конкурсах различного уровня.

Социологические опросы в Google –формах я обычно провожу для уроков обществознания, для газеты «Стопятка», как классный руководитель для опросов учащихся и родителей, а так же во время участия в сетевых проектах и конкурсах. Удобство данных опросов в том, что выявляются общие тенденции для разных возрастов, проблемы и запросы аудитории.

2.2. Learningapps -создание мультимедийных упражнений

Learningapps позволяет самостоятельно в режиме онлайн создавать интерактивные мультимедийные упражнения и создавать коллекцию своих и заимствованных упражнений.

Упражнения в данном сервисе классифицируются по следующим группам:

  • Выбор (викторины, тесты, выделение нужных слов, составление слов из букв)
  • Распределение (найти пару, классифицировать, найти на карте, собрать пазл, привести в соответствие, сортировать по группам)
  • Последовательность (расставить по порядку, работа с лентой времени)
  • Заполнение (викторина с вводом текста, угадать слово, заполнить пропуски, заполнить таблицу, кроссворд)
  • Онлайн-игры

На уроках истории я чаще всего применяю упражнения на распределение и последовательность, онлайн-игры, так как их можно самим создать на уроке или быстро выполнить готовые на интерактивной доске (Приложение 6).

В Learningapps можно создать аккаунты для учеников и сформировать списки классов для организации домашних работ.
Преимущества сервиса Learningapps в разнообразии видов упражнений, которые, как мне кажется, и составляют суть деятельностного подхода в обучении истории и формируют все виды УУД, как того требуют новые ФГОС.

2.3. Создание ментальных карт Mindomo

Сервис Mindomo позволяет создавать красочные ментальные карты, содержащие фотографии, рисунки, звук, видео, гиперссылки.
Возможности Mindomo: совместное редактирование карты (приглашение по e-mail), использование значков, цвета и стилей, просматривание заметок, перетаскивание объектов мышью.

Я использую карты Mindomo на уроке для наглядности классификации или логичности осмысления новой темы. По сути, одна такая карта содержит в себе краткое и лаконичное содержание темы урока. Правильно составленная ментальная карта позволяет учащимся не только правильно сформулировать тему и план урока, но и эффективнее запомнить новый материал, активизируя слуховые и зрительные анализаторы.

В индивидуальной работе с сильными учащимися, я предлагаю им самим создать ментальную карту по пройденной теме и составить по ней вопросы для класса. Можно дать опережающее задание по новой теме, но в таком случае, необходимо обсудить с учеником детали работы и проверить карту накануне урока, чтобы правильно выстроить работу класса и деятельность автора карты.
Примеры использования карт Mindomo в Приложении 7.

Глава III. Повышение уровня знаний учащихся как результат проведения уроков с использованием Web 2.0 сервисов

Чтобы доказать эффективность уроков с использованием сервисов Web 2.0, я провела ряд методик (Приложение 8).

  • Во-первых, я выбрала 8а класс в параллели восьмых классов и провела в этом классе серию из трех традиционных уроков в разделе «Правление Николая I». Тестирование по итогам пройденных в этой серии тем я приняла за входную диагностику.
  • Во-вторых, я провела следующую в этом разделе серию из трех уроков с использованием сервисов Web 2.0. Тестирование по итогам пройденных тем я приняла за выходную диагностику.
  • В-третьих, я сравнила результаты входной и выходной диагностик и пришла к выводу, что уроки с использованием Web 2.0 наиболее эффективны, так как уровень знаний детей стал выше, значит учащиеся лучше усвоили новый материал.
  • В-третьих, в качестве рефлексии я провела опрос в 8а классе, в результате которого выяснила, что использование на уроках сервисов Web 2.0 помогло ребятам более легко и качественно усвоить тему.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не только на теоретическом уровне мной доказана эффективность применения на уроках истории сервисов Web 2.0, но и на практике применение данных сервисов показывает повышение уровня знаний, а это означает, что цель моей работы достигнута.

Заключение

В результате использования социальных сетевых сервисов стимулируется познавательный интерес учащихся, повышается мотивация учения, возрастает эффективность самостоятельной работы, развивается умение участвовать в работе группы за счет дифференциации процесса обучения, рационального сочетания коллективной формы работы с индивидуальным подходом в обучении.

Применение различных видов социальных сетевых сервисов (блоги, социальные поисковые системы и народные классификаторы, социальные медиахранилища) в процессе обучения предоставляет возможности для формирования способностей к универсальным учебным действиям (личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным).3

Учебные задания с использованием Web 2.0 содержат не только учебный материал, но и описание действий учащихся по самостоятельному изучению Интернет-заданий (это требование связано с развитием умения анализировать условия и возможности применения средств телекоммуникаций для решения типовых учебных заданий, умения обосновывать свои действия). Индивидуализированные задания стимулируют самостоятельность и усилия ученика в усвоении изучаемых понятий, допускают контроль и самоконтроль в процессе работы, предполагают возрастание роли самостоятельности самого ученика в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения и достижения результата.

В предлагаемой методике особое место занимает принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. В результате происходит формирование учебно-познавательных компетенций, повышается эффективность урока, возрастает уровень знаний учащихся.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 3.
  2. Дидактика XXI века: инновационные аспекты использования ИКТ в образовании: материалы международной научно-практической заочной конференции 19 мая 2014 года. Самара: ПГСГА, 2014.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.dissercat.com/content/metodika-ispolzovaniya-sotsialnykh-setevykh-servisov-v-shkolnom-kurse-informatiki
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальные_сетевые_сервисы
  3. http://www.dissercat.com/content/metodika-ispolzovaniya-sotsialnykh-setevykh-servisov-v-shkolnom-kurse-informatiki
Смирнова Светлана Александровна07.02.2015 25530 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar