РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нравственное воспитание на уроках адыгейского языка и литературы.

Нравственное воспитание на уроках адыгейского языка и литературы.

Есть много родов образования и развития,
и каждое из них важно само по себе, но
всех выше должно стоять образование
нравственное.
В.Г.Белинский

Самым трудным и самым значимым направлением деятельности учителя считала и считаю воспитательное.
На наших глазах коренным образом меняется школа: меняются содержание образования, цели, средства обучения.
Хотя эти перемены не означают, что в прошлом в школьном воспитании все было неудачным и показным. Раньше учителя писали стандартные планы. Теперь учителю предстоит самому решать, чего он хочет достичь в воспитании детей данного конкретного класса.
Для любого человека духовность - это самосознание, напряженный процесс собственной души. А душа выражается прежде всего в слове.
«Через родное слово,- отмечал педагог К.Ушинский,- отражается вся история духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных "носителей" национальной культуры.

Веками миллионы талантливых безымянных людей в бесконечной цепи поколений трудились над переработкой словесного "сырья", пропуская его через фильтры таланта, ума, вкуса, практического применения. Знание родного языка, умение пользоваться его "золотым" фондом - пословицами и поговорками, обогащение словарного запаса, укрепляют души детей, помогают противостоять духовному тлену, нравственному распаду.

В последнее десятилетие произошло снижение воспитательной роли школьного образования, и причины тому разные. Провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей не избежало педагогической разноречивости в их аксиологическом обосновании, а обновление понятийно-терминологического аппарата педагогики не обошлось без издержек, основной из которых стало размывание содержания понятия воспитания. Гуманистическая идея свободного развития личности начала подменяться установкой на спонтанное воспроизводство человеческой природы. Несмотря на то, что в условиях сужения внеучебной сферы воспитательной работы значение образования как фактора становления ценностных ориентации личности объективно возросло, принцип воспитывающего обучения значительно утратил свои позиции.

Проявления нравственного кризиса в обществе возвращают понимание того, что "образование без воспитания - дело ложное"
В поиске соответствующих решений не уделяется необходимого внимания начальному звену школы. Между тем уже в младшем школьном возрасте, "золотой поре" духовно-личностного становления, обнаруживаются симптомы меркантилизации ценностной сферы развивающейся личности ребенка в связи с проявлениями негативной национально-культурной самоидентификации.

Решению воспитательных задач препятствует недостаточная связь обновляющейся теории воспитания с теорией образования и дидактикой. Проблема имеет непосредственное отношение к предметным методикам, поскольку ценностно-ориентирующая функция образования реализуется на основе обладающих спецификой воспитательного потенциала учебных дисциплин.

В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой системы ценностей привели к упадку духовной культуры молодёжи.

Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

Родной язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного воспитания учащихся.

Под “нравственным воспитанием” понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному адыгейскому языку, потому что память основана на благодарности.

Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт, « обязана трудиться и день и ночь».

Воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке,и на перемене, и дома. Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель в плане воспитания учеников, нескончаемы.

Для активизации познавательной деятельности детей на уроке использую следующие способы:

  1. Необычное начало урока. На итоговом занятии по адыгейской литературе мною были объявлены цели урока в стихотворной форме. Или начинаю урок со скороговорок.
  2. Кроссворды. Они развивают мышление и смекалку у детей.
  3. Тематические уроки. На таких уроках знания, умения и навыки, которые учащиеся получают у них надолго откладываются в памяти.
  4. Интегрированные уроки. На уроке адыгейского языка по теме «Пчъэгъац1эхэр» (Числительные) детям даю решать арифметические примеры. Вместе с детьми находим сходства и различия с русским языком.
  5. Урок-исследование. Часто исследуем происхождения и значения пословицы особенно на уроках адыгейской литературы.
  6. Уроки развития речи и творческих способностей.

Для выявления творческих способностей на таких занятиях устраиваю пробу пера, устное сочинение по картине, сочинения-размышления. Не раз убеждалась, что такие уроки эффективны.

Главной формой организации учебно-воспитательной работы является урок. Преподавая родной язык и литературу есть возможность органичного использования народной педагогики.

Основными методами нравственного воспитания в адыгской народной педагогике являются пример, убеждение, упражнение, авторитет, испытание, поощрение и наказание.

На уроке адыгейского языка по теме «Предложение», используя разноуровневое обучение, класс разделила на 4 группы ,каждая из которых должна была составить рассказ по рисункам . Первая написала рассказ (3-4 предложений) об Адыгее, о красоте и богатстве ее природы .

Вторая группа назвала свой небольшой рассказ «Уважаем старших» . Дети написали о том, что, когда в переполненный автобус вошла пожилая женщина, девочка встала и уступила место . В третьем рассказе прослеживалась идея, как адыги стремились выработать у детей выносливость в труде. Так же учащиеся определили порядок слов в предложении.

Одним из проявлений человеколюбия адыгов являлась доброта. Она ценилась высоко. «Добрый человек умирает, но слава о нем остается», говорит народная пословица. Эта мысль получила отражение в работе четвертой группы класса.

Обобщая работы детей, решила свои воспитательные задачи, используя адыгскую педагогику. Дети правильно ответили на мои вопросы о правилах приличия и соблюдения знаков внимания к человеку.

На уроках адыгейского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры адыгского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами адыг ского фольклора.

При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.

Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.
На уроках адыгейского языка все учителя обращают внимание на культуру речи, мы проводим внеклассные мероприятия на эту тему, предметные недели, занимательные беседы, учим любить родной язык, раскрываем его красоту, призываем беречь его. И на занятиях дети с нами соглашаются, даже иногда очень интересно высказываются по этому поводу.

Велика роль и литературы. Литература всегда носила нравственно- воспитательное значение. Адыгейская литература – основа воспитания. Адыгейская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Адыгейская литература развивает в ученике способности к творческому мышлению, стимулирует его фантазию, побуждает к добрым чувствам.
А рассказ «Ныхэр» Д.Костанова! Сколько сочувствия, милосердия звучат в защиту одинокой Марии Васильевны и глубоко страдающей Аминет. Все свои чувства и эмоции дети передали в своих ответах отгадывая кроссворд по теме, показав сценку на открытом уроке.
Ребята готовы сопереживать и сочувствовать любому человеку, даже такому, кто на первый взгляд не достоин этого. Значит, их души не черствые.
С детства мне запала в душу героиня Адыиф из нартского эпоса, которая освещала трудную дорогу своему мужу. Благодаря свету, исходящему от ее теплых рук, муж проходил через пропасть между скалами.

Почему-то, взрослея и выбирая профессию, я ощутила параллель между учителем, несущим знания, свет и тепло своей души ученикам, и героиней нартского эпоса Адыиф.

Ведь каждый человек на Земле проходит в определенном возрасте через теплые руки учителя, который оберегает его, наставляет на верный путь и подводит к светлому будущему.

Также в 10-ом классе была проведена исследовательская работа по героическому эпосу адыгов «Нарты». Она заключает в себе богатейший материал, который представляет для воспитания подрастающего поколения огромный интерес. Действительно, дети с удовольствием работали над каждым героем эпоса. Результатом моих учеников были сочинения, а самое главное - презентация. Дети убедились, что старшее поколение адыгов передавало младшему поколению многовековой опыт жизни «борьбы и труда».

Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания нравственных ценностей.

Говоря о нравственном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Руководствуюсь словами педагога С. И. Гессена, который отметил, что «только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он индивидуальностью, занимающей свое особое незаменимое место в общечеловеческой культуре». Именно этот подход лежит в основе формирования духовных ценностей при изучении предмета.

Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др. Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба»- «товарищество» - «приятельские отношения».

Огромную возможность для нравственного воспитания учителям дают пословицы и поговорки адыгского народа. Нужно только умело их преподносить детям.
Весьма ценны литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят школьников к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование. Для решения нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, надо самим учиться вместе с ними, показывать пример. На уроках адыгейского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как язык открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают обучающимся познакомиться с особенностями адыгейского видения мира, понять и познать себя как представителя адыгской нации.

Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя.

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая все - таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
А может, они меня учат.

Таким образом, я считаю, что, если учителем будут использованы все воспитательные возможности адыгейского языка, то эффект от таких занятий значительно повысится. И адыгейский язык не только сыграет большую роль в поднятии грамотности и развития речи, но и окажет огромную помощь в формировании морально-нравственного облика личности учащегося.

Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках адыгейского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.

Шовгенова Светлана Меджидовна13.02.2015 13390 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar