РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Оценочная деятельность учителя в условиях безотметочного обучения

Оценочная деятельность учителя в условиях безотметочного обучения

Автор: Пастер-Штейн Наталья Вадимовна

Цель начальной школы не только формирование функционально грамотной личности-человека, способного «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач», но и создание психологической комфортности, как мотивация успешности, постоянного продвижения вперед», формирования положительного отношения к себе, как к ученику – «Я могу».

На оценочную деятельность на уроке надо отводить достаточно времени 6-8 мин при 45минутном уроке, 4-5 мин при 35минутном уроке. Когда мы выслушиваем ответы детей на наш вопрос, нельзя сразу же говорить:»Молодец, правильно», а при неправильном ответе: «Нет, неправильно». Необходимо выслушивать ответы нескольких учеников, говоря : «Так», «У кого не так, иначе?», «В каком месте ты не согласен?». А затем всем вместе выйти на правильный ответ и выслушать доказательство, с которым согласны все ученики. В диалоге с учениками нельзя подчеркивать свое превосходство, насильно втягивать ученика в разговор, особенно, если заметно, что у ребенка на душе тяжело. Может быть дома что-то случилось или просто плохое настроение из-за погоды за окном.

Так же на уроке нельзя терять время на прослушивание, уводящих в сторону. У всех уроков должна быть рефлексивная направленность, а также у каждого этапа урока. Ребенок должен понимать, чем он занимается, зачем он это делает, и почему он здесь ошибся.
Очень полезно давать на уроке и в д/з задания по желанию и на выбор, всегда помнить, что лучше меньше выполнить упражнений, но правильно, качественно.

При открытии нового на уроке стараться опираться на опыт ребенка, просить сделать самому, если не получается, то добываем новые знания, возвращаемся и выполняем.

Очень важно соблюдать правила «оценочной безопасности»:

  1. Учет психологических особенностей ребенка младшего школьного возраста.
  2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
  3. Использовать оценку как форму поощрения. Не скупиться на похвалу (необязательно словесную: часто бывает достаточно кивка головой и т.п.).
  4. Ориентировать учащихся на ситуацию успеха: «На бочку дегтя – ложку меда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
  5. Ставить перед ребенком только конкретные цели.
  6. «За двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассниками несколько задач одновременно.
  7. Фраза «Опять ты не…» - верный способ вырастить неудачника.
  8. Оценивание неотделимо от процесса обучения. Оценка ориентирована на прогресс ребенка, на его индивидуальные достижения.
  9. Формировать у школьников умение оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонами, видеть ошибки.
  10. Начинать практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Очень важны и такие принципы:

  1. Меньше отметок, больше оценок.
  2. Ученики получают от учителя четкие критерии самооценки.
  3. Цель совместной работы родителя и учителя – не наказать ребенка, а найти способ помочь ему.

У детей, умеющих проводить самооценку, рефлексию, другой тип мышления. Мышление у них не критиканское, а критическое. Они видят в своей и чужой работе положительные стороны, подмечают отрицательное и стараются его избегать.

Напомню слова С. Рубинштейна: «Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70%, что проговаривает и 90%, что делает сам.»

Для нормального функционирования головного мозга нужно, чтобы 60% раздражителей были эмоционально нейтральны, 35% эмоционально положительны и только 5% могут быть эмоционально отрицательными. Вывод делается простой: один раз поругал, семь раз похвали.

У взрослых людей существует система психологической защиты, а у детей этого нет. В учении нет другого стимула для продвижения в учебной деятельности, как похвала. У младших школьников не всегда желания совпадают с возможностями. Даже, если нет возможностей, надо стимулировать.

Этапы формирования оценочных суждений.

Целью является адекватная самооценка Для детей нет ничего запредельного. Сначала формируется устное оценочное суждение, носящее образовательный характер. Учитель озвучивает, что ребенок сделал. «Ты прочитал по шагам, в том и том слове допустил ошибку, но в следующий раз ты прочитаешь правильно.» Еще пример:»Ты решил все четыре столбика, но здесь и здесь ошибки, ты, наверное, мало потренировался, ты разберешься и в другой раз решишь правильно.»
Формула +,-,+! Без эмоций.

Хорошо, но…
Постепенное введение в оценочное суждение воспитательной функции:

  1. Правильно
  2. Аккуратно
  3. Полно

Что тебе удалось выполнить? Сравните с образцом. Правильно? Ставим себе +. Образец должен быть выполнен на белом фоне синим цветом такого же размера.

Передайте образец по рядам, сравните, если у вас аккуратная работа, поставьте себе +. Если выполнена вся работа, поставьте себе +.

Найдите ошибке в своей работе и исправьте их. У детей рассеянное внимание.

За что ты можешь похвалить себя здесь и сейчас? Это стимулирует к усилию. А сейчас ты можешь написать лучше? Давайте напишем.

Введение социальной функции оценки.

Мы учим сравнивать свой ответ с позиции достоинств, а затем уже переходить к тому, что нужно исправлять.

После этого вводим эмоциональную оценку. Дети проговаривают, что они делают, указывают ошибки, понимают, что это преодолимо. Умеют сравнивать с образцами, понимая, что могут быть ошибки. Эмоциональная оценка продукту деятельности.

Учить понимать свое настроение, выражать эмоции можно уже со II половины сентября 1 класса, когда пройдет состояние эмоционального шока.
Мы знакомим ребят с Радужным деревом или Радужным павлином.

Хроническая неудовлетворенность приводит к заболеванию. А когда все радует, все получается, иммунная система не дает сбоев. Очень важно, чтобы ребята уходили домой из школы в хорошем настроении, с желанием завтра прийти в класс. Если ребенок пришел с утра уже в грустном настроении, то учителю необходимо так построить общение, чтобы в конце учебного дня ученик шел домой уже веселым и радостным.

В этом поможет Радужное дерево. Мы спрашиваем у ребят: «Вы видели такое дерево?» «Оно вам нравится? Зачем оно нам?»

Затем оговариваем, что означает каждый цвет.
Красный – хочется бегать, прыгать.
Оранжевый – весело, но не кричится.
Желтый – приятно, тепло, нежимся.
Зеленый – едем за город, спокойствие.
Голубой – волнения, мечты.
Синий – тревога, беспокойство.
Фиолетовый – грозовые тучи, катастрофа.

Рядом лежат фотографии 3х4 с магнитом на обороте. Присоедините свое фото на нужный цвет.

Некоторые дети могут избегать, психологически не готовы, не хотят показать, что у них на душе и в этом случае давить на ребят нельзя.
Радужным деревом можно пользоваться в I полугодии. А во II полугодии эмоциональное состояние можно регистрировать символами:
½ тетради в клетку «Что я хочу рассказать».

  1. Такой я обычно
  2. Такой я иду на урок
  3. Так я думаю о себе
  4. Так я думаю об учителе
  5. Так я думаю о ребятах
  6. На уроках я такой
  7. Так я оцениваю свои знания

Весь первый класс идет процесс адаптации, привыкания к школе. Очень важно, чтобы произошло осмысление и принятие, ребенка должно тянуть в класс, к учителю, ребятам. Нельзя говорить ребенку «не думал», «не старался». Лучше говорить: «Давай посмотрим, как лучше».

Энергетический всплеск – конец апреля. В это время проводятся итоговые работы, после который проводится коррекция.
Со II полугодия, а можно раньше, отмечаем, используя офицерскую линейку, свое отношение к работе.

  • Как вы чувствовали себя на уроке?
  • Получали удовольствие от работы на уроке?
  • Вы можете показать, нарисовать такой символ

Если урок прошел неудачно, вы неправильно отвечали . Если урок прошел хорошо, но вы хотели бы лучше, то
Закончился урок. Учитель идет, проверяет. Все ли показали свое отношение к работе, отрывку работы. Это оценка эмоционального состояния, кто не делает, значит что-то неблагополучно, если хорошо, то скрывать нечего.

Используя рейтинг, можно поднять самооценку ребенка. Всем известно, что А.С.Пушкин был по литературе в первой пятерке, первым по французскому языку, а по химии 14м. Поэтому в каждом ребенке есть какой-то талант, способность к чему-то, учителю важно рассмотреть это и показывать успешность, подбадривая ученика, работая на позитиве.

Очень помогает использование символов.

? – если вы хотите задать вопрос, то ставите этот знак на полях.
- если все понятно, нет вопросов, напротив задания.

Если 2-3 вопроса за неделю нормально, но, если 7 вопросов, то необходимо выяснить ситуацию, разобраться, в чем проблемы.\\
- если хотел ответить, но тебя не спросили.
- если к учителю есть «секретрная информация», то, что никто не услышит. Вы мне что-то хотите сказать.

Степень активности на уроке можно стимулировать жетонами. Пластиковые баночки на парте. В них нарезать геом. Картонные разноцветные жетоны.

  • Письмо – красный цвет. Знал , не согласен
  • Чтение – желтый цвет. Знал , не согласен

Уровень знания, незнания, участия на уроке. Кто думал также, возьмите жетон… Кто хотел дополнить, возьмите жетон… Что бы ученик думал о том же, был на одной волне. Сосед бдит. Вы учите себя, так или не так, вы оцениваете себя, а я ваш помощник. Жетоны наклеиваются на лист, и родители видят, на сколько ребенок участвует в уроке, как слышит других, себя.

Еще хочется рассказать о «Портфеле достижений». Это яркая, красочная папка с кнопкой, в которую мы вкладываем все удачные работы, лист активности, лист достижений, на него ставим печать или наклейку за отличный ответ, дежурство, лист словаря с успехами, график читательского роста. Итоги подводим в конце недели на последнем уроке, раздаем наклейки за поведение, учебу, дежурство, по разным номинациям.

В 1 классе – еженедельно, в 3 классе – 1 раз в месяц, в 4 классе – 1 раз в четверть.

Так же ведем с 1 класса журнал «Портфолио» учащегося начальной школы. М Изд. «Ювента» 2014г. под ред. Т.Л. Мишакиной.

Систематическая работа по этим направлениям помогает решать важные задачи:

  • своевременно отмечать успехи ученика
  • проследить индивидуальный рост успешности ребенка
  • поддержать интерес к учебе и труду
  • учить ребенка самому оценивать выполненную работу, формировать самооценку
  • развить уверенность в себе
  • развивать одаренность в какой-то области деятельности.

На выпускном празднике «Портфель достижений» или «Папка радости» передается для знакомства классному руководителю в средней школе.

Пастер-Штейн Наталья Вадимовна02.04.2015 9660 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar