РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Профориентация на уроках химии и биологии, как одно из условий успешной социализации выпускников"

"Профориентация на уроках химии и биологии, как одно из условий успешной социализации выпускников"

"Профориентация на уроках химии и биологии, как одно из условий успешной социализации выпускников"

Со сменой Федерального Государственного Образовательного Стандарта образовательный процесс должен строиться на основе освоения способов деятельности учащихся, их профессионального самоопределения, на формировании у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Вопрос "Куда пойти учиться и какую профессию мне выбрать?" задает себе каждый подросток. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и адаптироваться на рынке труда, сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям здоровья, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Но порой, недостаточная осведомлённость обучающихся о специализации высших, средних профессиональных учебных заведений, неумение адекватно оценить собственные способности и отсутствие устойчивых интересов, может помешать профессиональному самоопределению подростка. И здесь важно вовремя сориентировать ребенка.

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Поэтому основной задачей является создание условий для развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить их от неблагоприятных факторов.

Через учебные дисциплины на уроках химии и биологии возможно расширение информированности учащихся о мире профессий, относящихся к различным типам, о новых профессиях на рынке труда, что успешно сказывается на социализации подрастающего поколения.

Ежегодно я провожу анкетирование среди учащихся на интересующих их профессию. Анализ анкет позволяет ранжировать полученные результаты по типам специальностей.

Наиболее востребованными среди учащихся МБОУ СОШ №18 являются следующие профессии: повар- кондитер, ветеринар,автослесарь, медицинский работник и др.

Исходя из полученных результатов, на уроках биологии и химии я создаю условия для формирования профессиональной направленности подростков, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Реализуя технологию деятельностного метода обучения, при отборе содержания учебного материала руководствуюсь основными принципами: научность и доступность, наглядность, интерактивность, учет индивидуальных особенностей, ориентация на развитие мышления и открытый диалог учителя с учащимися.

При этом, я использую в своей педагогической деятельности следующие методы и формы:

  1. На уроке стараюсь предлагать учащимся задания, ориентированные на ту или иную профессию, проводить беседы о профессиях при решении химических задач, а также показываю роль и значение химии и биологии в жизни и деятельности людей, что позволяет решать вопросы профориентации. Так на уроках биологии в 8 классе, программный материал позволяет акцентировать внимание на таких профессиях, как фельдшер, врач и медицинская сестра. В 7 классе – ветеринар, а учащиеся 6 класса впервые знакомятся с такой профессией как ландшафтный дизайнер. На уроках химии в 9,10 и 11 классах программный материал позволяет ребятам почувствовать себя в роли ювелиров, слесарей, автомехаников через решение расчетных задач
  2. Моделирование молекул органических веществ на уроках химии в 10 классах позволяет учащимся познакомится с навыками конструирования.
  3. Обогащение материла историческими фактами, знакомство с жизнью и деятельностью ученых, занимательной и познавательной информацией, яркими и интересными примерами из сообщений СМИ, рекламной информации позволяет раскрыть перед учащимися значимость самоопределения, социализации и самообразования.
  4. Проведение в парах и в группах лабораторных, практических работ и учебный химический эксперимент в рамках урока, позволяет учащимся приобретать навыки работы в коллективе, самостоятельности и развитию личностных результатов обучающихся.
  5. Домашний эксперимент и лабораторная работа в домашних условиях как вид самостоятельной работы обучающихся применяются мной с целью выявления склонностей учащихся к изучению химии и биологии, развития их интереса к науке, совершенствования химического и биологического образования, воспитания потребности в самообразовании. Кроме того, при выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения. Я предлагаю темы для домашнего эксперимента. Например, в 6 классе на уроках биологии ребята с удовольствием исследовали появление плесневых грибов на различных пищевых продуктах в зависимости от условий окружающей среды. В 10 классе на уроках химии изучали влияние карбоновых кислот (на примере уксусной кислоты) на природные биополимеры. Многие ребята охотно берутся за их выполнение. Они спешат принести результаты эксперимента в класс, похвастаться и с восхищением рассказать о том, как проводили его. Этот метод как никакой другой способствует повышению интереса к химическому обучению. Домашний эксперимент, проведение лабораторных работ и практических работ позволяет попробовать практическим путем свои силы в таких профессиях, как лаборант и фармацевт.
  6. Я активно приобщаю учащихся к исследовательской и проектной деятельности, что позволяет создавать условия для развития познавательного интереса школьников к химии и биологии. Совместно с детьми осуществлен ряд индивидуальных, групповых и коллективных творческих и исследовательских проектов с последующей презентацией. За 2 года ребята воплатили в жизнь 11 крупных проектов: Серебрянова Татьяна «Газированные напитки – вред или польза», Полякова Ю. «Чистая планета детства» и «Определение чистоты воздуха г.Камышина», Лазарева Полина и Ковалева Елизавета «Изучение влияния состава и условий хранения на скисание молока», Гуленко Дмитрий «Изучение условий содержания гигантской улитки Ахатины в домашних условиях» и др. Свои работы учащиеся презентовали на различных уровнях: городской открытой научно- практической конференции 5-11 классов «Одаренные дети – будующее России», региональная научно- практическая конференция в КТИ «России – творческую молодёжь», различных дистанционных конкурсах научно- исследовательских работ «Грани науки», «Мегаконкрс.ру», «Интертехинформ», где стали победителями и призерами. Работа над исследовательски проектами не только воспитывает трудолюбие, самоорганизацию, формирует ключевые компетенции у обучающихся, умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, развивает аналитическое мышление, является средством развития креативности. Все это помогает в самоопределении учащихся и позволяет приобщить ребят к научной работе.
  7. Организация на уроках и во внеурочное время встреч с представителями различных профессий, экскурсий на предприятия, ВУЗы и СУЗы позволяет более успешному самоопределению учащихся в жизни. Так ребята знакомятся с интересными людьми, знакомятся с профессиями, предлагаемыми на рынке труда и областью их деятельности. За 2 года мы посетили ООО «Любимый город», ГОУ НПО ПУ №22, салон красоты «Магия», станцию переливания крови, станцию скорой медицинской помощи, где учащиеся познакомились с деятельностью данных предприятий и организаций, а также родом деятельности таких профессий как, парикмахер, технолог, фельдшер, медицинская сестра, автослесарь, автомеханик, повар- кондитер и др. Встречи с психологом женской консультации №2 Капустиной М. В., старшим оперуполномоченным УФСКН Деминым А.В., старшей медицинской сестрой наркодиспансера Коробкиной Л.П, участковым врачом– фтизиатром ГКУЗ ВОПТД №10 Шушкиной А. Б., фельдшером ССМП Чешуиным А.Н., Гребенниковой Н.В. и Грищенко М.В. - медицинскими сестрами МБОУ ЦГБ №1, Сердюковым И.Г. (врачом- наркологом), Бедаревой Е.Н. – участковым Детской поликлиники №2, позволили не только осветить вопросы здорового образа жизни, но и способствовать к формированию социализации учащихся. На данных встречах, как правило, ребята интересуются фактами и ситуациями, связанными с профессиональной деятельностью приглашенных.

Я считаю, что успех социализации и профессиональной ориентации обучающихся на уроке во многом зависит от умения учителя связать программный материал с жизнью, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность работы, направленной на социализацию учащихся, в преподавании биологии и химии зависит и от содержания материала и особенности его включения в предмет.
Профессиональное самоопределение выпускников нашей школы является начальным звеном профессионального развития личности. За последние 3 года 21 выпускник продолжил обучение в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования.

Таким образом, становление учащихся, как личность, их профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс в жизни каждого молодого человека. Для выбора специальности подростку, его самоопределению в жизни необходима информация о мире в целом, о возможных профессиях и требованиям, предъявляемым к каждой из них, о себе самом, своих способностях, интересах, возможностях, медицинских противопоказаниях. Необходимо постоянно расширять кругозор обучающихся, знакомить с разными видами трудовой деятельности, создавать условия для самоопределения. И тогда каждый учащийся сделает правильный выбор.

Обухова Наталья Иванвона19.03.2015 23171 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Грамотно
avatar