РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения.

Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения.

(Из опыта работы)
Шалютова С.В., учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2 им. А.И.Исаевой»
г. Нефтеюганска

Ни для кого не секрет, что речь современного школьник бедна, маловыразительна. Причина этого явления - бедный словарный запас. В детской речи есть слова всех грамматических категорий, но преобладают существительные и глаголы. Объясняется это тем, что мышление младших школьников конкретно, оно всегда связано с теми или иными фактами, явлениями, действиями. Очень мало в детской речи прилагательных, ещё реже встречаются наречия. Вследствие ограниченности словаря, ребёнок затрудняется в построении законченных фраз. Речь насыщается неуместными междометиями, частицами, словами - сорняками.

Из-за этого страдают устные ответы, письменные творческие работы, умение письменно обосновать свой ответ. Плохо говорящие дети начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными. Это часто приводит к неуспеваемости, к снижению мотивации, познавательного интереса. Поэтому одной из главных задач учителя начальных классов является развитие речи, формирование коммуникативной компетентности.

Понимая важность данной проблемы, у меня возникло множество вопросов, и прежде всего: с чего начать? Как формировать? И как бы чего важного не упустить.

Чтобы разобраться в этих проблемах, тщательно перечитала труды Львова М.Р., Ладыжинской Т.А., Лёвушкиной О.Н., Соколовой Т.Е., зная, что они внесли огромный вклад в разработку данной проблемы. В своих трудах методисты представили широкий спектр различных приёмов работы над словом, словосочетанием, предложением, текстом. Все авторы едины в том, что для развития речи, учителю необходимо создать благоприятные условия.

Для себя я выделила наиболее приемлемые условия:

  1. Потребность в высказывании, повышение речевой мотивации.
  2. Наличие содержательной основы для высказывания. (Ребёнок не только хочет, но и может говорить).
  3. Создание диалогового взаимодействия.
  4. Освоение детьми языковых средств, необходимых для создания конкретного текста.

Для того, чтобы дети стремились улучшить свою речь, необходимо на уроках вводить их в роль увлекательного рассказчика. Например, на уроке литературного чтения при изучении рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок», предлагаю сначала рассказать о произошедшем от лица мальчика - героя этого произведения, затем от лица матроса – очевидца и, наконец, от лица капитана - отца мальчика.

Как известно, в этом возрасте дети очень любят фантазировать, в связи с этим часто предлагаю сочинить собственные оригинальные тексты. Сочиняем загадки, небылицы, стихи, скороговорки. Особенно дети любят сочинять свои концовки к сказкам. Например, предлагаю написать, как же сложилась дальнейшая судьба Серой Шейки в одноимённом произведении Д.Н.Мамина-Сибиряка. Очень печальный конец у русской народной сказки «Снегурочка», предлагаю придумать свой, негрустный.

Чтобы вовлечь детей в разговор, создаю на уроках проблемные ситуации. При знакомстве со стихотворением Б. Заходера «Моя Вообразилия», начинаю урок со следующей проблемной ситуации: «Я случайно услышала разговор двух незнакомых людей, они утверждали, что фантазировать, придумывать то, чего не существует - это пустая трата времени. Это занятие для детей. А взрослые должны создавать нужные, реальные вещи, делать научные открытия». Спрашиваю, согласны ли дети с этим утверждением. Дети спорят, доказывают свои мнения. Дождавшись того момента, когда будут исчерпаны все «за» и «против», я вмешиваюсь в спор: «Не будем спорить. Чтобы разобраться в этом, я вас приглашаю в страну, которой не найдёте ни на одной карте, так как её не существует.

Эту страну придумал взрослый человек – поэт Б.Заходер. Страна называется «Вообразилия». Чтобы дети не боялись высказывать своих мнений, даже ошибочных, в классе должна царить атмосфера взаимоуважения, доброжелательности.

На каждом уроке литературного чтения должно присутствовать диалоговое взаимодействие, ведь именно в диалоге у детей формируются умение говорить и умение слушать, умение задавать вопрос и выстраивать ответ, умение вести беседу, спор. В связи с этим применяю на уроке литературного чтения следующие диалоговые формы: беседа, диспут, дидактические и ролевые игры, решение проблемных ситуаций, анализ выступлений и докладов. Способствует диалоговому взаимодействию работа в парах, группах.

Для того чтобы ребёнок не только хотел, но и мог высказать своё мнение, на каждом уроке ведётся работа по расширению и уточнению представлений об окружающем мире с помощью наблюдений, картин, книг.

Важное значение для обогащения и углубления понимания речи имеет работа над изобразительно - выразительными средствами языка. С этой целью на уроках литературного чтения знакомлю детей с эпитетами, метафорой, сравнением, олицетворением, гиперболой. Сначала дети находят перечисленные тропы в текстах, а в дальнейшем активно используют их в своей речи, при написании сочинений и других творческих работах.

Развитие речи младших школьников – это сложная и долговременная работа, и в рамках одного предмета эту проблему, конечно, нельзя решить. Только комплексный подход и решение проблемы через все учебные дисциплины обеспечивает хороший результат.

Шалютова Светлана Владимировна02.03.2015 13930 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar