РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности выбора механизмов психологической защиты старшеклассниками

Особенности выбора механизмов психологической защиты старшеклассниками

Автор: Геращенко Елена Сергеевна

Одной из актуальных проблем в психологии является изучение защитных механизмов личности у подростков и старших школьников. Подростковый возраст, переход к юношескому возрасту – это самый трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к обществу. С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности. Но вместе с тем, эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственных черт характера и мотивов своего поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем.

Исследование механизмов психологической защиты изначально осуществлялось в рамках психоанализа и с близких к психоанализу позиций. Впервые термин «защита» ввел З. Фрейд в конце XIX века. Психологическая защита представляется как способ борьбы Я против болезненных и невыносимых для личности идей и аффектов. З. Фрейд определяет психологическую защиту личности как главное определение для всех способов, которые Я использует в конфликте, который может привести к неврозу [2, с.16].

Дальнейшее рассмотрение механизмов защиты связано с ревизией психоанализа и работами А. Фрейд и К. Хорни. А. Фрейд отводит изучению механизмов защиты одну из главных ролей в своих исследованиях и в работе описывает действие механизмов защиты, функциями которых является предохранение Я от тревоги, обусловленной ростом инстинктивного напряжения; от тревоги, обусловленной угрозами сверх-Я или реальной опасностью. Защита может выступать как против инстинктивных влечений, так и против аффектов [1, с 103]. К. Хорни реконструирует теорию защиты без обращения к фрейдовскому «Оно» с его инстинктивными влечениями, на его место она ставит борющиеся между собой стремления к безопасности и удовлетворению, конфликт между которыми вызывает вытеснение [3, с.250]. При этом Хорни использует защитные механизмы А. Фрейд, которые она классифицирует по рубрикам реактивных образований и проекций.

До сих пор не существует ясности относительно общего числа механизмов защиты (оно колеблется от 10 до 23). Это объясняется разницей концептуальных подходов к их определению и соподчиненности и приводит к отсутствию четкой классификации. Однако существует ряд защитных механизмов, существование которых признается всеми авторами.

Психологическая защита – это реальное психическое явление, открытое и описанное впервые в парадигме психоанализа. Возникновение механизмов психологической защиты способствует ситуации, которая представляет собой серьезное испытание для человека, которая в некоторой степени превышает его внутренние ресурсы, выходит за рамки его актуального развития.

Психологическая защита определяется не объективным событием как таковым, а субъективной значимостью этого события для человека. Главная задача психологической защиты – это устранение психологического дискомфорта, а не реальное решение ситуации. В этом смысле защита действует только в рамках актуальной ситуации, можно сказать, что она идет на поводу этой актуальной ситуации.

Срабатывая автоматически, психологическая защита снижает напряженность, улучшает самочувствие и тем самым приспосабливает человека к ситуации, т.к. уменьшает тревогу и страх. Однако нередко от человека требуется слишком много сил, чтобы держать свои страхи и желания «на привязи». В этом случае защита создает для личности множество ограничений, неизбежно приводит человека к замкнутости и изоляции. Значительные затраты энергии на удержание себя «в футляре» могут ощущаться как хроническая усталость или повышение общего уровня тревожности.

Можно видеть, что проблема психологической защиты содержит в себе центральное противоречие между стремлением человека сохранить психическое равновесие и теми потерями, к которым ведет избыточное вторжение защит. С одной стороны, безусловна польза от всех видов защит, призванных снижать накапливающуюся в душе человека напряженность путем искажения исходной информации или соответствующего изменения поведения. С другой стороны, их избыточное включение не позволяет личности осознавать объективную, истинную ситуацию, адекватно и творчески взаимодействовать с миром.

Исследование механизмов психологической защиты у детей старшего школьного возраста является актуальной задачей, ведь для юношеского возраста характерен ряд психологических особенностей, таких как: гармонизация физического и психического развития; формирование личностной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, открытие собственного «Я»; развитие рефлексии, самосознания; психологическая самостоятельность. В эмоциональной сфере сохраняется повышенная ранимость, чувствительность.

С целью исследования особенностей выбора старшеклассниками механизмов психологической защиты была использована методика «Индекс Жизненного Стиля – LSI» (LSI – Life style index).

Исследование особенностей выбора старшеклассниками механизмов психологической защиты проводилось на базе МБОУ «Гимназия №12 г. Белгорода». Мы выяснили, что у большинства испытуемых присутствуют механизмы замещения, компенсации, отрицания и вытеснения; у меньшинства – проекции. Общий уровень психологической напряженности находится выше среднего у 8 учащихся из 12.

Юность – пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.

В старшем школьном возрасте завершается в основном и формирование нравственного самосознания. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами, мировоззрением и желанием самоопределения. Потребность старшеклассника в общении со взрослыми выше, чем в другие возрастные периоды. Задача педагога – направить в нужное русло своих воспитанников, ведь от выбора, сделанного в старших классах, зависит его дальнейшая жизнь.

Список использованной литературы:

  1. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М., 2010. – 540 с.
  2. Фрейд З. Торможение: симптомы и тревога. – М., 1926.
  3. Хорни К. Собрание сочинений: В 3-х т. / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2007.

© Е.С.Геращенко, 2014

Геращенко Елена Сергеевна22.03.2015 8690 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar