РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа в группах на уроках литературы и русского языка

Работа в группах на уроках литературы и русского языка

Баранова Наталья Евгеньевна
преподаватель высшей квалификационной категории
русского языка и литературы

Задачу подготовки квалифицированных специалистов можно решить только при отборе соответствующих форм учебной работы, в число которых входит самостоятельная работа. Считаю, что главный недостаток в организации самостоятельной работы – однообразие форм и видов её проведения. Для решения данной проблемы использую активные формы самостоятельной работы, например, работа в группах.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Преимущества группового обучения: свобода и активность, оригинальность и творческий подход, открытие, самостоятельность критическое мышление, общение и совместная работа, действия соответственно ситуации, жизненные задачи, оценка своей работы и других.

Чему учит групповая работа?

  • Сотрудничать
  • Ставить вопросы
  • Решать проблемы
  • Договариваться
  • Распределять роли и ответственность
  • Слушать других
  • Убеждать других
  • Отвечать за себя

Примеры из своей педагогической практики.

Пример №1

Учитель организует самостоятельную работу в группах, раздавая распечатанные карточки-задания и дидактический материал. Во время работы выступает в качестве помощника, консультанта.

  • Первая группа («логики») работает с учебно-научным текстом «Развитие логического мышления». Задание – кратко сформулировать законы логического мышления, объяснить, как они используются во время дискуссии.
  • Вторая группа («лексикологи») работает со «Словарем иностранных слов», определяя значение и происхождение слов: дискуссия, тезис, аргумент, полемика, оппонент, абсурд и др.
  • Третья группа («историки») подготавливает краткое сообщение об истории ораторского искусства, подчеркивая качества, которыми должен обладать искусный оратор, чтобы одержать победу в споре.
  • Четвертая группа («аналитики») выполняет упражнение, отвечая на вопрос: Какой прием использовал адвокат, для того чтобы добиться оправдательного приговора?
  • Пятая группа («актеры») подготавливает выразительное чтение по ролям фрагментов из десятой главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - спор П.П.Кирсанова и Е.Базарова.
  • Шестая группа («филологи») анализирует тот же художественный текст, обращая внимание на поведение спорящих, подчеркнутое авторскими ремарками, задумывается над словами Фенечки: «Помните, прежде вы с ним спорили. Я и не знаю, о чем у вас спор идет, а вижу, что вы его и так вертите, и так».
  • Седьмая группа («языковеды») читает и анализирует предложенный текст, определяются тема, основная мысль, стиль, тип речи, позиция автора, собственная точка зрения.
  • Восьмая группа («психологи») работает с теоретическим материалом учебника, составляя практические рекомендации для участников дискуссии.

В каждой карточке предусматривается дополнительное задание на случай, если работа будет завершена группой раньше других: подумать над «Памяткой участника дискуссии»; или об академике Лихачёве.

Представление «образовательных продуктов».

Выступают один за другим представители каждой группы.

  • «Лексикологи» по ходу работы объясняют значение ключевых слов.
  • «Логики» помогают осмыслить законы логического мышления
  • «Историки» дают краткие сведения из истории ораторского искусства «Аналитики» анализируют об использованных приёмах в речи на суде, которые позволили добиться оправдательного приговора в, казалось бы, безнадёжной ситуации.
  • «Актёры» после выразительного чтения эпизода спора Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова (И.С.Тургенев «Отцы и дети») высказывают мнение о приёмах в речи спорящих
  • «Филологи» делятся своими наблюдениями над поведением спорящих, объясняя, почему, по их мнению, победа осталась за Базаровым.
  • «Языковеды» подчеркивают: поведение спорящих существенно влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов…позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
  • «Психологи» представляют сформулированные ими правила ведения дискуссии и дают практические советы участникам спора. В обсуждении принимает участие вся группа.

Рефлексия, подведение итогов урока, выставление оценок (что показалось интересным, нужным, что необязательным, что запомнилось, какие выводы для себя сделали и т.п.).

Пример №2 По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»

Задания по группам на карточках.

Карточка №1.

Анализ эпизода: диалог Вани и «дяди шофера».

  1. Прочитайте выразительно диалог по ролям.
  2. Что вы узнали о Ванюше из его реплик?
  3. Что довелось пережить ему к моменту встречи с Андреем Соколовым?
  4. Какую черту в образе Ванюши подчеркивает информация о том, что пережил он во время войны?
  5. Как он отвечает? Обратите внимание на предложения, которые усиливают ощущение тяжести пережитого.

Карточка №2.

Анализ эпизода: «Ваня нашел отца».

  1. Выразительно прочитайте отрывок.
  2. Как было принято Соколовым решение усыновить Ванюшу?
  3. Почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что нашел отца?
  4. Как в речи Вани передается его эмоциональное состояние в данный момент?
  5. Какие слова, предложения свидетельствуют о том, как истосковался ребенок по теплу, заботе?

Карточка №3.

Анализ эпизода: «В доме, где жил Соколов, в момент вечернего разговора».

  1. Выразительно прочитайте отрывок.
  2. Что позволяет дополнить наше представление о мальчике?
  3. Проанализируйте глаголы.
  4. Кто из персонажей подчеркивает незащищенность, ранимость, уязвимость маленького мальчика?
  5. Почему слова Вани не успокоили плачущую хозяйку?

Пример № 3 На занятиях по русскому языку на лингвистических пятиминутках

Работа по группам над орфоэпическими нормами.

Произнесите следующие слова:

  • Группа №1. Афера, затекший, опека, оседлый, маневры.
  • Группа №2. Новорожденный, острие, платежеспособный, дареный, одноименный.
  • Группа №3. Свекла, многоженство, блеклый, никчемный, безнадежный.
  • Группа №4. Белесый, заем, двоеженец, договоренность, истекший.
  • Группа №5. Житие, забредший, испекший, щелка, бытие.

Ответы:

  • Афера, затекший, опека, оседлый, маневры.
  • Новорождённый, остриё, платёжеспособный, дарёный, одноимённый.
  • Свёкла, многожёнство, блёклый, никчемный, безнадёжный.
  • Белёсый, заём, двоежёнец, договорённость, истёкший.
  • Житие, забредший, испекший, щёлка, бытие.

Работа над грамматическими нормами.

Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.

  • Группа №1. Большинство картин художников - передвижников был.. воспринят.. как гимн человеку, прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности.
  • Группа №2. Часть студентов уже сдал.. экзамены по специальности.
  • Группа №3. Двадцать человек стоял.. в стороне.
  • Группа №4. Множество темноватых туч расползал..сь по небу.
  • Группа №5. Десять студентов окончил.. институт с отличием.

Ответы.

  • Большинство картин художников - передвижников было воспринято как гимн человеку, прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности.
  • Часть студентов уже сдала экзамены по специальности.
  • Двадцать человек стояли в стороне.
  • Множество темноватых туч расползалось по небу.
  • Десять студентов окончили институт с отличием.

Исправьте ошибки в употреблении словосочетаний.

  • Группа №1. Отчитаться в получении аванса.
  • Группа №2. Отзыв на статью.
  • Группа №3. Уделять внимание на каждую мелочь.
  • Группа №4. Превосходство новой техники перед старой.
  • Группа №5. Примириться пред неумолимой судьбой.

Ответы.

  • Отчитаться (о чём?) о получении аванса.
  • Отзыв (о чём?) о статье.
  • Уделять внимание (чему?) каждой мелочи.
  • Превосходство новой техники (над чем?) над старой.
  • Примириться (с чем?) с неумолимой судьбой.

Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

  • Группа №1. Об этом мы познакомим вас позже.
  • Группа №2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства.
  • Группа №3. Решительность парламента свелась лишь в предоставлении полномочий.
  • Группа №4. Вчера брат приехал с Москвы.
  • Группа №5. По окончанию переговоров представители сторон подписали совместное заявление.

Ответы.

  • С этим мы познакомим вас позже.
  • Докладчик подчеркнул необходимость строительства.
  • Решительность парламента свелась лишь к предоставлению полномочий.
  • Вчера брат приехал из Москвы.
  • По окончании переговоров представители сторон подписали совместное заявление.

Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.

  • Группа №1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события.
  • Группа №2. Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха.
  • Группа №3. Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам.
  • Группа №4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.
  • Группа №5. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определённая закономерность.

Ответы.

  • Объяснение этих явлений можно найти, взяв в качестве иллюстрации последние события.
  • После двух месяцев работы у него возникли осложнения с начальником цеха.
  • Приняв смену, диспетчер направляет дежурных водителей по объектам.
  • Торговый зал был очищен от людей из-за опасений, что рухнет потолок.
  • Изучая процесс разгосударствления, можно обнаружить определённую закономерность.

Внесите стилистическую правку в предложения с однородными членами.

  • Группа №1. Магазину требуются продавцы овощей и картофеля.
  • Группа №2. ООО Севастопольский приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих (мужчин и женщин).
  • Группа №3. В работу нужно включить как можно больше людей и лошадей, которые управлялись бы с уборкой картофеля.
  • Группа №4. Рабочие завода поддерживают и голосуют за кандидатуры, выдвинутые участниками митинга.
  • Группа №5. Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели.

Ответы.

  • Магазину требуются продавцы овощей: картофеля и др.
  • ООО Севастопольский приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и рабочих (мужчин и женщин).
  • В работу нужно включить как можно больше людей, которые управлялись бы с уборкой картофеля; необходимо использовать лошадей для облегчения труда работников.
  • Рабочие завода поддерживают кандидатуры, выдвинутые участниками митинга, и голосуют за них.
  • Автобус имеет высокие подножки, у него низкие динамические показатели.

Правильно организованная работа в группах помогает быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку обучающихся, а главное – учит работе в команде, общению в учебной деятельности.

Баранова Наталья Евгеньевна30.03.2015 13990 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar