РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Создание видеообраза стихотворения как один из путей постижения лирического текста

Как известно, работа над поэтическими произведениями является одной из самых сложных.

При работе с лирическим произведением учитель должен научить детей проникать в подтекст, исследовать языковые средства создания смысла, воспитать чуткого и внимательного читателя.

М. Цветаева писала: «Что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов».
Чтобы решить эти проблемы мы предложили учащимся принять участие в создании компьютерных презентаций стихотворений Пушкина.

В работе над проектом перед учащимися была поставлена проблемная ситуация: им было предложено создать видеообраз стихотворений, позволяющий наглядно увидеть героев, мир, в котором они живут, дать им возможность заговорить, воспроизвести музыку их взаимоотношений.

Задача учащихся как художников – сделать построчные иллюстрации поэтического текста, чтобы фон рисунков представлял собой цветовое воплощение мелодики и настроения стихотворения, а картинка делал акцент на ключевом образе стихотворения. Для выполнения этой работы ученики проходят сначала теоретическую подготовку: даются сведения из теории литературы о цветописи и звукописи. Устанавливаются звуко-цветовые соотношения гласных. Исследования современных ученых выявили, что звуки вызывают вполне определенные представления и впечатления. В своем анализе мы опирались на результаты исследований профессора Журавлева, который выявил звукоцветовые соответствия гласных звуков.

Кроме того, в качестве дополнительного материала приводится теория художника Серебряного века В.Кандинского о языке форм и красок. Особое внимание уделяется ассоциативному значению цвета.
Хотя, не обязательно брать за основу мысли Кандинского, можно предложить и собственное цветовое видение.
Параллельно ведётся работа с чтецами и подбор музыки. Чтецам необходимо найти нужную интонацию, выбрать теип, скорость и громкость чтения, но и создать речевой художественный образ персонажей, показать их внутреннее состояние.
После завершения работы художников и чтецов начинается работа по анимации и подбору музыкального фона.

Изучая любовную лирику А.С. Пушкина в девятом классе, мы ставили перед собой задачи:

  • узнать об адресатах поэта;
  • провести углубленный анализ стихотворений о любви;
  • показать богатство и разнообразие в постижении темы любви;
  • дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова.

Создавая видеообразы стихотворений Пушкина, мы придерживались принципа абсолютной достоверности и реалистичности, так как они имеют реальных адресатов. Иллюстрации, фотографии были взяты из Интернета, мультимедийных энциклопедий или отсканированы.

Учащиеся разделились на 4 группы:

  • 1 группа – «Сожженное письмо»
  • 2 группа – «Признание»
  • 3 группа – «Я помню чудное мгновение»
  • 4 группа – «Я вас любил».

Выступления учащихся по защите своих проектов строились по следующей схеме: выразительное чтение стихотворения с одновременным показом слайдов, затем вступительное слово об адресате стихотворения, предваряющее анализ произведения, и в заключение - рассказ о технологии создания презентации.
Наиболее удачными и интересными оказались работы двух групп, которые более или менее справились со своей задачей.

1 группа работала над стихотворением «Сожженное письмо». В своем выступлении они рассказали о графине Воронцовой, которой адресовано стихотворение. В анализе выделили центральные образы стихотворения – Он и Она. Отметили особенности композиции, разделили стихотворение на 3 части. Нашли образы-символы: письмо как символ любви, пепел как синоним слова «воспоминание». Разобрались в ритмике стихотворения, которая передает чувства лирического героя, его внутреннее состояние.
Зрительные образы оформили в виде таких слайдов: 1 слайд – Пушкин читает письмо; 2 слайд – свеча; 3 слайд – горящее письмо; 4 слайд – портрет Воронцовой. Цветовой фон выбран тоже удачно, исходя из собственного видения и опираясь на ключевые слова «пламя» - красный цвет; «провиденье» - светлые оттенки; «пепел» - серый, дымчатый цвет.

2 группа работала над созданием видеообраза стихотворения «Признание». У них был свой подход к решению проблемы. Фоном слайда служат картины, передающие настроение стихотворения, можно сказать, что это ассоциативные иллюстрации.
Первые два слайда – об истории создания стихотворения.

Четыре последующие - посвящены восприятию и истолкованию поэтического текста.
Стихотворение начинается с признания «ангелу» - возникает возвышенный образ любимой, поэтому на 1 слайде на фоне гор фотография А. Осиповой.
2-й слайд – синий цветовой фон – внезапное появление возлюбленной – затем муки любви – и награда – движение лирического сюжета воспринимается как гроза.
3-й слайд – фоновый рисунок реки отражает спокойное течение жизни – любование возлюбленной, нежные чувства к ней.
Последний слайд показывает, что в заключении стихотворения наступает развязка любовных отношений – отсюда вечерний образ, красивый закат, преобладает мотив воспоминания о счастливых мгновениях любви.

В процессе работы над проектом учащиеся смогли реализовать собственный подход в постижении лирического текста, свое видение и создать зримые образы стихотворений, что было для них ново и интересно.
Данные презентации могут быть использованы при проведении литературных вечеров, а также как иллюстративный материал к урокам.

Положительные результаты подобной работы мы видим в том, что:

  • повышается интерес к чтению поэзии;
  • развивается ассоциативное мышление учащихся;
  • совершенствуются умения литературоведческого анализа;
  • происходит интеграция 2-х предметов: литературы и информатики;
  • расширяется поле познавательной деятельности учащихся;
  • реализуется деятельностный подход в преподавании литературы, когда «ученики становятся соавторами учителя».

Использованная литература.
1. Жерготова В.Е. Фонологический уровень поэтического текста. – «Народное образование Якутии», 2001, №4.
2. Марутина И. Методика создания мультимедийных проектов по литературе. – «Литература», 2005, №1
3. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.
4. Сидоренков В. А. Углубленное изучение русского языка: Кн. Для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены