РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Доклад «Инновационные подходы в практике работы с одарёнными как одна из форм при подготовке участия студентов колледжа в олимпиадах»

Доклад «Инновационные подходы в практике работы с одарёнными как одна из форм при подготовке участия студентов колледжа в олимпиадах»

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Бугурусланский нефтяной колледж»
г. Бугуруслана Оренбургской области

Ронжина Т.Б. –заместитель директора
по общеобразовательным дисциплинам
ГАОУ СПО «БНК»

1. Введение

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по – своему.

Задача каждого педагога - развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры обучающихся педагогической коллектив колледжа ориентирован на работу со студентами, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению.

Заниматься с одаренными детьми совершенно необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой и резкое возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из направлений деятельности нашего образовательного учреждения.

Ключевые понятия

Одаренность - совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких областях выше среднего ( по К.К. Платонову и А.М. Чередник).

Одаренная личность - личность, отличающиеся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения ( лидерство), психомоторной.

Одаренность бывает проявленной и скрытой, общей и специальной.

Виды одаренности:

  • Интеллектуальная
  • Техническая
  • Творческая
  • Художественная
  • Моторно-двигательная ( спортивная)
  • Социальная
  • Академическая

Показатели одаренности:

  • любознательность и потребность в позиции выходят за рамки возможностей традиционного обучения;
  • высокие интеллектуальные и творческие показатели ( общая одаренность);
  • высокий уровень развития абстрактного мышления и речи ( способность в языковой форме делать выводы);
  • легкость в общении, коммуникабельность;
  • активность;
  • высокая мотивация к учебной деятельности.

Комплекс качеств творческой личности:

  • наличие новой, значительной, общественно полезной достойной цели;
  • наличие программы (пакета программ) достижения поставленной цели и контроль их выполнения;
  • высокая работоспособность при выполнении намеченных планов;
  • "умение держать удар" - способность отставать свои идеи;
  • результативность деятельности.

2. Актуальность, цели и задачи работы с одаренными учащимся

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области, государства. Остается острой проблема раннего выявления одаренного ребенка, обеспечение грамотной психолого- педагогической поддержки его гармоничного развития и социализации.

Необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей при одновременном сохранении высокого уровня универсального образования.

Кроме того, важно объединить разрозненные технологии диагностики одаренности, обучения и развития интеллектуально одаренных детей в целостную работающую систему.

Важнейшим направлением решение данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности.

Задачи программы:

  • создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизация и поощрения их творческой деятельности;
  • развитие ресурсной базы колледжа ( кадровой, методической, материально-технической, информационной, технической), отвечающей современными образовательным запросам и творческим возможностям одаренных детей;
  • внедрение в образовательную практику колледжа продуктивных педагогических технологий, повышающих эффективность работы с одаренными детьми и индивидуализацию образования;
  • разработка и реализация вариативных образовательных программ для одаренных детей;
  • совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с одаренными детьми;
  • формирование системы мониторинга личностного роста одаренных детей;
  • совершенствование педагогической компетентности педагогов колледжа в направлении работы с одаренными учащимся.

3. Направления работы, способствующие выявлению и развитию одаренных студентов, актуализация их творческих и интеллектуальных способностей.

1. Выявление одаренных обучающихся включает:

  1. анализ аттестатов учащихся, поступивших в колледж (показывает количественный состав отличников и хорошистов, но не раскрывает их творческий потенциал);
  2. выявление уровня знаний (входная диагностика);
  3. выявление психологической направленности личности (наблюдение, анкетирование);
  4. выявление круга познавательных интересов и потребностей.

2. Проведение психолого- педагогического консилиума, включающего:

  • анализ итогов входной диагностики по группам (зам. директора по ООД);
  • психолого-педагогический анализ обучающихся групп (психолог лицея);
  • характеристику состояния здоровья первокурсников (фельдшер);
  • социальную характеристику обучающихся по результатам наблюдения и анкетирование ( мастера п/о и классные руководители);
  • выработку рекомендаций.

3. Организация работы:

  • предметных кружков («Лира», «Альфа», «Юный биолог», «Патриот», Топонимика», « Информатика и время» и др.);
  • факультатив («Эстетическое воспитание», « История родного края», «Литературное краеведение»);
  • углубленного изучения предметов (разработаны программы углубленного изучение физики, математики, химии);
  • спортивных секций (в колледже работают секции футбола, волейбола, легкой атлетики, бокса);
  • кружков художественного творчества (танцевального, вокального, художественного чтения, и др.)

4. Введение в практику работы колледжа:

  • обучение педагогов работе с одаренными студентами, управлению процессом становления саморазвивающейся личности;
  • проведение предметных недель;
  • интеграция учебных и научно- исследовательских заданий на уроках;
  • разработка учебных проектов.

5. В качестве средств выявления одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний в колледже традиционного выступают предметные олимпиады.

Система подготовки и проведение внутриколледжных олимпиад включает:

  1. изучение нормативных документов федерального и регионального уровней на совещании с преподавателями;
  2. подготовка организационных внутренних документов ( локальный акт, приказ, график);
  3. определение предметов и разработка заданий для проведения олимпиад в соответствии с методическими рекомендациями центральных предметнометодических комиссий Министерства образования и науки РФ;
  4. оформление заявок на участие в олимпиадах;
  5. проведение олимпиад по графику;
  6. заполнение протоколов итогов олимпиад по предметам;
  7. заседание оргкомитета по определению победителей и призеров, составление итоговой таблицы результатов олимпиад, определение участников муниципального этапа;
  8. награждение победителей на общелицейской линейке (грамоты, ценные подарки), стимулирование через систему стипендий;
  9. дополнительные занятия преподавателей с участниками муниципального этапа;
  10. анализ результативности участия студентов колледжа в предметных олимпиадах на различных этапах на заседании методической комиссии ООД и на педагогическом совете.

6. С 2006-2007 учебного года в колледже организовано и успешно работает научное общество учащихся «Лицеист». Руководит работой общества преподаватель истории и обществознания Хивинцева Н.П.

7. Традиционно в марте как результат работы научного общества, выполнения студентами в течении учебного года исследовательских работ проводится научно-практическая конференция « В профессию – через науку и творчество».

8. Важные эффективные формы стимулирования, практикуемые в колледже:

  • организация выставок творческих работ учащихся;
  • размещение фотографий на доске почета;
  • своевременное публичное поощрение успехов обучающихся;
  • отправление благодарственных писем по месту работы родителей;
  • сообщение о заслугах обучающихся родителям на родительских собраниях;
  • поддержка юных дарований через систему стипендий;
  • формирование портфолио успешно обучающихся студентов.

9. Введение новых традиций, стимулирующих творческую активность и интеллектуальное достижения студентов, к которым относятся:

  • ведение летописи достижений обучающихся;
  • вручение грамот педагогам по результатам их работы с одаренными детьми.

4. Мониторинг личностного развития одаренных студентов и результатов деятельности педагогов.

В качестве средств выявления одаренности обучающихся и средства повышения социального статуса знаний в колледже:

  1. создан банк тестов для проведения входной диагностики;
  2. создан банк олимпиадных заданий;
  3. создан банк данных успешно обучающихся;
  4. отслеживаются результаты участия обучающихся колледжа в предметных олимпиадах.

5. Проблемы в работе с одаренными студентами

  1. Ошибки педагогов при выявлении, диагностирования одаренных обучающихся.
  2. Изменение социального статуса учащихся, снижение мотивации к успешному обучению в силу их возрастных способностей.
  3. Невысокие результаты участия в муниципальном этапе олимпиад по русскому языку, истории, неучастие в олимпиадах по английскому языку, информатике по причине низких базовых знаний студентов.
  4. Отсутствие заинтересованности родителей в успешности своих детей.

Заключение.

Одаренный ребенок … Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой- либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями. Кто вырастит из него? Может быть, гениальный ученый, знаменитый художник, программист, способный возглавить лучшие мировые фирмы, виртуозный скрипач или …. заурядный чиновник, с болью вспоминающий, какой широкий и прямой казалось жизненная дорога через призму успехов. Почему не сложилось профессиональная карьера? Куда пропали те способности, о которых говорили учителя и родители?

Хотелось бы сказать о роли учителя в развитии способностей одаренного ребенка, включение его в деятельность на уровне его возможностей, ощущение успеха от достижения поставленной цели. Кто-то из великих сказал, что талант- это природный дар плюс огромный труд. Вот помочь ребенку найти то единственное, в чем он может быть успешен, а далее организовать деятельность по этой сфере - задача педагогов.

Поблагодарите судьбу за то, что вам довелось работать с одаренными учениками. Поверьте, в любом случае работа с ним оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но, помните, что это будет испытание на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.

Ронжина Татьяна Борисовна11.04.2015 14390 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar