РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Система работы с текстом на уроках русского языка на основе проектно-исследовательской методики"

"Система работы с текстом на уроках русского языка на основе проектно-исследовательской методики"

На протяжении трех лет я работаю над проблемой «Система работы с текстом на уроках русского языка на основе проектно-исследовательской методики как условие реализации коммуникативно-деятельностного подхода».

Условия возникновения проблемы. Проблема возникла в условиях, вызванных изменениями в обществе, требующими от личности умение решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, добиваться успеха в процессе коммуникации, т.е. быть социально адаптированным к изменяющимся условиям современного мира. Перед учителем на сегодняшний день стоит задача воспитать личность, владеющую культурой общения, обладающую основными видами компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Наиболее оптимальной формой работы, сочетающей обучение теории языка и формирование основных языковых умений школьника, является текст. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода при работе с основной единицей языка позволяет создать пространство учебной деятельности, в котором ученик самостоятельно выбирает способы усвоения учебного материала, активно включается в поиск решения, высказывает и аргументирует свою точку зрения.

Метод проектно-исследовательской деятельности позволяет организовать работу с максимальным включением обучающихся в учебные действия, направить усилия на конкретные результаты работы.

Становление опыта.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку выпускников МОАУ «Гимназия №8» выявил недостаточное умение школьников работать с текстом, правильно выражать свои мысли, редактировать высказывания. Мною выявлено сложившееся противоречие между общим невысоким уровнем культуры речи учащихся и требованием общества – развитие личности, способной создавать собственное речевое высказывание, анализировать информацию, содержащуюся в тексте. Содержание опыта работы по теме «Система работы с текстом на уроках русского языка на основе проектно-исследовательской методики как условие реализации коммуникативно-деятельностного подхода» способствует преодолению названного выше противоречия.

Актуальность проблемы обусловлена:

  • модернизацией процесса обучения;
  • утверждением нового требования в учителю, способному организовать работу с обучающимися в деятельностной парадигме, направленной на творческо-поисковую самостоятельность школьников, способных на непрерывное образование;
  • потребностью учащихся в ведении проектно-исследовательской работы.

Перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса возрастает в связи с внедрением государственной итоговой аттестации выпускников основного общего и среднего общего образования в форме ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. Возникает необходимость коммуникативной направленности преподавания школьного курса русского языка, большего внимания к анализу текстов различных стилей и типов речи, целенаправленному формированию разных видов речевой деятельности, умения воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Немаловажным фактором работы с текстом становится формирование способности осуществлять такие универсальные учебные действия, как сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация, конкретизация, установление определённых закономерностей и правил и т.п.

Теоретической базой опыта стали научные труды Т.А. Ладыженской, работы Е.И. Никитиной, рекомендации Т.М. Пахновой, методика поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Современные подходы к реализации требований ФГОС мы находим и в коммуникативной методике преподавания русского языка Е.А. Быстровой, теории использования проектных методов на уроках и во внеурочной деятельности А.Г. Нарушевича, личностно-деятельностном подходе к обучению и воспитанию Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Практической реализации опыта способствуют личностно-ориентированные технологии обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, технологии, ориентированные на эффективность управления и организации учебного процесса).

Новизна опыта заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно-ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Сформирован комплекс дидактических материалов для работы с текстами краеведческой тематики, представляющий из себя задания в формате ЕГЭ нового типа 2015 года, разработанные в соответствии с основным концептуальным подходам к построению экзаменационной модели ЕГЭ по русскому языку.

Целью педагогической деятельности по данной технологии является выявление и разработка методических приемов при реализации коммуникативно-деятельностного подхода в процессе работы над текстом как основы для создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей реализацию практической направленности обучения и формирование умения решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения (в том числе при решении заданий КИМов в формате ЕГЭ).

Этапы накопления и систематизации опыта.

Подготовительный этап. Важной является работа по созданию условий для реализации педагогического опыта. Подготовительный этап охватывает обучающихся 5-6 классов, с которыми проводится комплексный анализ текстов краеведческой тематики (Приложение №1). Ученики 7-8 классов самостоятельно создают тексты о родном крае с конкретным заданием: это должны быть тексты разных стилей и типов речи. Кроме того, ребята получают разноуровневые задания на информационную обработку текстов: от ответов на заданные вопросы, до самостоятельного формулирования заданий к тексту (Приложение №2).

Внедренческий этап рассчитан на обучающихся 9-11 классов. В 9 классе школьники редактируют тексты и выполняют задания в формате ОГЭ (Приложение №3); в 10 классе переносят знания и навыки по решению заданий № 1, №2, №3 (Приложение №4), №20-23 (Приложение №5) КИМов в формате ЕГЭ на тексты краеведческой тематики и самостоятельно создают КИМы; в 11 классе перенос производится на задания повышенного уровня сложности №24 и №25 КИМов ЕГЭ.

Технология опыта.

Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, т.е. самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией и эффективно использовать ее в учебной и профессиональной деятельности, поэтому в качестве технологии мною была выбрана проектно-исследовательская деятельность, т.к. она полностью соответствует коммуникативно-деятельностному подходу в преподавании русского языка. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, игровых, информационно-коммуникационных технологий.

Основные этапы реализации опыта рассмотрены на основе примера работы с обучающимися 10 класса.

  • подготовительный этап (На этапе подготовки к уроку в качестве домашнего задания обучающимся предлагается подготовить небольшие тексты из 5-7 предложений по заданной теме, например, «Улицы родного города» (или «Достопримечательности нашего города», «Памятники Оренбурга», «Известные горожане», «Вклад оренбуржцев в Победу» и т.д. В ходе совместного обсуждения определяется перечень из 5-6 улиц (памятников, имен и т.д.). Количество школьников класса распределяется равномерно, что станет основой для формирования групп на следующем уроке. Вариативность тематики, а также требование разноуровневого подхода в преподавании позволяет уточнить домашние задания: составить тексты публицистического стиля по теме «Проблемы современного города Оренбурга», тексты художественного стиля по теме «Писатели и поэты Оренбуржья», тексты научного стиля по теме «Интересные факты о родном крае» и т.п. Задание носит исследовательский характер, краеведческая направленность задания имеет мотивационный потенциал).
  • этап мотивации и планирования позволяет определить проблему, тему урока, цель работы и этапы выполнения конкретного продукта, сформировать группы, распределить обязанности, определить источники информации и т.д. (Обучающиеся класса распределяются по группам в соответствии с выполненными домашними заданиями. На основе текстов, подготовленных дома, школьникам необходимо отобрать готовый текст (или отредактировать текст, или создать новый текст на основе имеющихся текстов) и сформулировать задание №1 (Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров) в формате ЕГЭ на основе демонстрационного КИМа, а также задание №2 (Средства связи предложений в тексте), задание №3 (Лексическое значение слова)),
  • этап реализации проекта (члены группы за определенное время анализируют задания опорного КИМа, обрабатывают и интерпретируют информацию текстов домашнего задания, редактируют тексты или создают новые, переносят знания и умения по выполнению заданий №1, №2, №3 КИМа ЕГЭ на создание нового продукта, обсуждают результат, корректируют),
  • на этапе презентации происходит представление результатов работы группы. (За определенное время каждая группа школьников презентует результаты работы. Обучающиеся других групп выполняют предложенные задания КИМов, вносят предложения по совершенствованию или корректировке заданий),
  • осмысление, оценка, взаимо- и самооценка проекта, рефлексия (подведение итогов),
  • обобщение в конкретный продукт (результатом работы становятся дидактические материалы, которые можно использовать для отработки навыка выполнения заданий КИМов ЕГЭ).

Данная технология легла в основу ряда уроков, в результате которых совместно с учащимися 10-11 классов разработан пакет дидактических (раздаточных) материалов по работе с текстами краеведческой тематики и подготовки к выполнению не только заданий №1, №2, №3 в формате ЕГЭ, но и других заданий КИМа:

  • №20 (Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста)
  • №21 (Функционально-смысловые типы речи)
  • №22 (Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению)
  • №23(Средства связи предложений в тексте)
  • №24 (Речь. Языковые средства выразительности)
  • №25 (Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации).

О результативности данного опыта свидетельствуют следующие показатели:

  • результаты ГИА в 9 классе в формате ОГЭ: успеваемость 100%, высший балл по русскому языку - 29, средний балл – 23
  • на «4» и «5» закончили 9 класс - 60% выпускников
  • результаты ГИА в 11 классе в формате ЕГЭ: успеваемость 100%, высший балл по русскому языку - 100, средний балл – 79
  • на «4» и «5» закончили 11 класс - 62% выпускников
  • увеличение числа хорошистов и отличников по предмету в 9 классе с 6 (25%) человек в начале учебного года до 15 человек (60%) к концу 9 класса
  • увеличение числа хорошистов и отличников по предмету в 11 классе с 4 человек (45%) в начале учебного года до 12 человек (62%) к концу 11 класса
  • стабильные результаты контрольных и диагностических работ: успеваемость 100%, на «4» и «5» - 55-68%
  • 100% освоение государственных образовательных стандартов
  • повышение мотивации к изучению русского языка
  • повышение познавательной активности
  • рост числа обучающихся, успешно выполняющих задания в формате ЕГЭ по работе с текстом
  • повышение интереса родителей к проводимой работе с обучающимися

Работа с текстом способствует развитию речетворческих навыков, внимания, выработке стремления учиться, формированию коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитию готовности и способности к речевому самосовершенствованию.

У учащихся формируется умение говорить, слушать, анализировать, приобретается опыт самостоятельной творческой деятельности, положительный опыт сотрудничества, совершенствуется речевое развитие, что способствует повышению качества образования, позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.

Адресная направленность опыта.

В первую очередь данная методика рекомендована для обучающиеся, осваивающих программы основного общего и среднего общего образования (9-11 классы). Допустимо расширение возрастных границ, начиная с 5 класса на основе использования КИМов регионального экзамена по русскому языку для 7-8 классов, ГИА в формате ОГЭ в 9-х классах.

Условия использования опыта, при которых можно получить устойчивые положительные результаты: работа должна проводиться систематически, важны мотивация и проектирование результата, задания должны быть посильными, но опережающими зону ближайшего развития ребенка, активизация познавательного интереса основывается на ситуации успеха и положительной оценке (само- и взаимооценке).

Данный опыт может быть использован не только учителями русского языка, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин, работающих в режиме личностно-ориентированного обучения, как на этапе отработки навыка решения КИМов, так и на этапах обобщения, систематизации, а при наличии готового продукта – на этапе контроля.

Юсупова Эльмира Фаритовна07.06.2015 8470 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar