РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательская деятельность средствами УМК

Исследовательская деятельность средствами УМК

В настоящее время все школы России переходят на стандарты второго поколения. Ключевым моментом нового образования является формирование у детей универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие жизненно важных компетенций: коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных качеств. Новые стандарты требуют нового подхода к обучению – системно-деятельностного, где главная ориентация на результат. Современный школьник должен уметь проявлять себя в проблемных ситуациях и находить правильные пути их решения. Одним из способов решения этой задачи является организация учебно-исследовательской деятельности.

Эффективность реализации требований ФГОС по развитию исследовательской компетенции зависит в значительной степени от возможностей использования ресурсов УМК. Содержательное и методическое построение учебника, Биология, 5 класс (авторы: И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, под редакцией И.Н. Пономаревой), направлено на развитие у школьников исследовательских навыков, вовлечения их в самостоятельную практическую деятельность.
В структуре учебника выделяется текст, который сопровождают различные рубрики «Подведем итоги», «Обсудите с друзьями», «Выскажите свое мнение», «Работа с моделями, схемами, таблицами», лабораторные работы - это своеобразный обучающий инструмент для постановки наблюдений и экспериментов с алгоритмом их выполнения. Эта работа доступна для выполнения в урочное время, внеурочное, а также в природе и в домашних условиях.

При выполнении ряда лабораторных работ необходимо знание устройства микроскопа и умения работы с ним. Тексты учебника способствуют формированию у учащихся приёмов безопасного обращения с веществами и оборудованием. В лабораторной работе «Устройство увеличительных приборов» учащиеся знакомятся с микроскопом и другими увеличительными приборами, отрабатывают правила работы с ними, осваивают правила приготовления временного микропрепарата. Эта работа всегда вызывает большой интерес у ребят, и времени на уроке обычно недостаточно, поэтому для пятиклассников провожу занятия во внеурочное время. Участники кружка не только развивают навыки работы с микроскопом, но и проводят исследования, учатся правильно анализировать и оформлять результаты исследовательской работы, представить четко структуру выполнения и осознать этапы.

При изучении темы «Химический состав клетки» в пятом классе на уроках провожу исследовательскую работу по обнаружению органических и неорганических веществ. В ходе проблемного диалога выясняю, что живые организмы состоят из клеток, клетки имеют ряд органоидов. На вопрос, какие вещества составляют клетку, учащиеся не могут ответить – возникает проблема. Далее формулируем тему и цель лабораторной работы. Последовательно доказывая опытным путем наличие в составе клеток белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, дети объясняют причину наблюдаемых явлений и формулируют выводы.
Исследовательская работа по наличию запасающей ткани в клубнях картофеля проводится учащимися самостоятельно, зная, что крахмал при взаимодействии с йодом изменяет окраску на фиолетовую, ребята делают правильный вывод. Используя инструментально – практические тексты и рисунки, направленные на правильную организацию наблюдений и пояснение результатов, в которых в полной мере раскрыта техника эксперимента, доказывают нахождения в составе семян жира.

Увлекательные и вполне доступные для пятиклассников исследования предлагают авторы учебника по теме «Многообразие живых организмов».

Исследовательская работа «Изучение многообразия птиц в вашей местности» (в парке, лесу, дачном участке), зарисовки и обсуждение результатов вызывает большой интерес.

Исследовательскую работу о значении кипячения молока, ребята вместе с родителями выполняют дома, результаты обсуждают вместе в классе. Полученные результаты чаще бывают разные, например, молоко у одних прокисло через сутки, или через несколько дней у других, время кипячения тоже бывает разное. Такая ситуация приводит к необходимости дальнейших исследований о том, как влияет длительность кипячения на процесс скисания молока. Это повышает мотивацию детей к обучению биологии, развивает мыслительную деятельность, способствует развитию коммуникативных способностей.

Изучая внешнее строение растения, провожу исследовательскую работу по выращиванию растения из семени, например редис, салат, огурец, томат. В ходе исследования предлагаю ответить на вопросы: сколько времени потребуется для прорастания побегов, как выглядят первые листья, какую форму приобретают листья по мере развития растения, когда наблюдается появление бутонов, цветение, выполнить рисунки и фото.

На протяжении учебного года ребята участвуют в различных исследовательских проектах. При изучении темы «Среды обитания» по биологии в 5 классе в ходе выполнения проекта «Влага и свет – нужны или нет?» дети создают плакаты, презентации, представляют свои работы на итоговом занятии.
Летние задания - простор для исследовательской работы.

Некоторые наиболее интересные предлагаемые авторами учебника:

  1. Во время посещения леса или парка постарайтесь найти лишайники. Исследуйте, где они размещаются, какая у них форма слоевища, какого они цвета. Все наблюдения запишите в дневнике.
  2. Понаблюдайте за шмелём или пчелой (не трогая их!). Как они перелетают с цветка на цветок? Как собирают в цветке пищу? Как переносят пыльцу с цветка на цветок? В какое время дня и при какой погоде было много, а когда было мало этих опылителей?
  3. Составьте список животных, которых вам удалось увидеть этим летом, — бабочек, лягушек, улиток, рыб в озере или реке, жуков и т) д. Опишите свою самую интересную встречу с каким-то животным.

Исследовательская деятельность дает учащимся новые биологические знания, способствует формированию умений и навыков самостоятельной работы, умения применять теоретические знания на практике, при решении проблемных задач, прививает интерес к изучению предмета, развивает активную познавательную деятельность, повышает мотивацию к обучению вообще и др.

Дети, которые не «сильны» на уроках, при выполнении таких работ проявляют огромный интерес к наблюдениям, экспериментам.
Те, которые обладают навыками исследовательской работы, способны не только самостоятельно проводить исследование, но и обрабатывать полученные результаты, представлять их. В будущем, надеюсь, ребята будут выбирать профессии, связанные с биологией и поступать в учебные заведения на биологические специальности.

Считаю, что учебник обладает хорошими возможностями для реализации исследовательской компетенции – одного из требований новых ФГОС.

Шумская Е.Л.21.06.2015 12870 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar