РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование познавательных УУД средствами интеллектуальных учебных заданий на уроках русского языка в начальной школе

Формирование познавательных УУД средствами интеллектуальных учебных заданий на уроках русского языка в начальной школе

Выполнила: учитель начальных классов
Молчанова Наталья Николаевна

Данная работа предназначена для учителей начальной школы, реализующих любой УМК. В работе освещена структура урока с использованием методики комплексного интеллектуального развития. В приложении имеются интеллектуальные задания для каждого этапа урока и разработка урока.

Пояснительная записка

Тема работы, по моему мнению, является актуальной, так как инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности.

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому я считаю, что воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.

Я убеждена, что важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Апробируя программу «Перспективная начальная школа» передо мной встала проблема: как активизировать интеллектуальную деятельность учащихся с разными складами ума, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей?

Я поставила перед собой цель: создавать условия для активизации интеллектуальной деятельности школьников; повысить эффективность учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников.

Исходя из целей моей педагогической деятельности, появились следующие задачи: поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления, т.е. учебный материал преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны; учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся; разработать систему упражнений, развивающих интеллектуальную деятельность младших школьников.

Изучив структуру интеллектуальных способностей, я пришла к выводу, что для развития личности младшего школьника следует актуализировать следующие интеллектуальные способности: мышление, память, внимание.

Введение

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта.

Ребенок, поступающий в школу, не всегда достаточно готов к обучению в ней по ряду причин. Одна из них это интеллектуальная пассивность. Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел в дошкольный период определенный путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.

В связи с этим, вновь прибывшие ученики пополняют ряды неуспевающих учащихся в школах. Труден им для изучения, как предмет русского языка, так и остальные предметы. Среди неуспевающих школьников начальных классов имеются дети с различными нарушениями речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи.

Начальная школа должна научить детей, поступивших в школу, научить не только читать, считать, но и грамотно писать, продолжая развивать ребенка как личность.

В 1 класс поступают и дети с достаточно хорошей предшкольной подготовкой. У них развита речь и нет интеллектуальной пассивности. Как подать учебный материал, чтоб было интересно одним и не трудно другим, чтобы все ученики усвоили учебный материал? В поисках решения этой проблемы я стала использовать методику Бакулиной Г.А.. Методика способствует комплексному развитию интеллектуальных особенностей учащихся младших классов на уроках русского языка, повышает речевую активность.

Интеллект — основа субъективности. Ядром субъективизации выступает логическое мышление школьника, способствующее понятийному осмыслению окружающего мира. Поэтому, субъективизация предполагает такое содержание учебного процесса, которое в первую очередь стимулирует развитие мыслительных качеств. В комплексе с ними успешно совершенствуется речь, память, внимание и прочие качества интеллекта учащихся. Под субъективизацией процесса обучения понимается сознательное социальное и активное включение школьника в планирование, организацию и осуществление его учебно-познавательной деятельности.

Для реализации системы комплексного интеллектуального развития в процессе обучения используются традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие учетно-контрольные, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов. Однако, методика проведения каждого этапа урока существенно меняется.

Новизна данной методики заключается, прежде всего в том, что в качестве системообразующего фактора в основу положена субъективизация, под которой понимается качественно новый уровень осознанной активной деятельности учащихся на уроке русского языка, их участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов. Вносятся определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения. Это введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного; увеличение использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов; включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера; расширение объема работы с понятиями и терминами.

Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность для развития речевых способностей учащихся.

Изменения в организации процесса обучения русскому языку связаны с реализацией ряда принципов проведения уроков. Наряду с общепринятыми принципами будем использовать принципы:

  • принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка;
  • принцип действенного подхода к обучению;
  • принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения;
  • эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

В структуру урока вводится мобилизующий этап урока. Цель мобилизующего этапа каждого урока – включение ребенка в работу. В его содержание входят три группы упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образцы). Упражнения рассчитаны на 2-4 минуты урока и призваны совершенствовать мышление ребенка. Одновременно с мышлением развивается внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевая способность.

На этом важном этапе происходит актуализация и углубление знаний учащихся по конкретной теме, а также совершенствование важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.), их дальнейшее развитие. Для решения данных задач школьники осуществляют указанные учителем мыслительные операции с заложенным мыслительным материалом и в результате приходят к нужному выводу.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации. Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.)

Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. Более того, в концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова моделирование включено в учебную деятельность как одно из действий, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы.

На уроках русского языка также используется моделирование. На этапе обучения грамоте это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении всего курса русского языка при изучении темы «Орфография». Очень хорошо помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и проведя исследовательскую работу изменить или уточнить данную схему.

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д. Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие — это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.

Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения «вид — род». Это такие отношения, когда все предметы, входящие в «вид», входят и в «род», имеют общие существенные признаки. Например, сандалии — обувь, окунь — рыба.

При отборе материала для работы учащихся на данном этапе надо учитывать то, что задания, предложенные учащимся, должны быть развивающего характера, оказывать воздействие на развитие соответствующих лингвистических способностей. Особого внимания заслуживают упражнения на развитие лингвистических способностей. (Приложение 1)

Тесно связан с мобилизующим этапом (а иногда и с другим фрагментом урока) следующий обязательный этап урока - формулирование учащимися темы и цели урока. Это своего рода логико-лингвистическая задача, которую ученики решают в процессе аналитико-синтетической деятельности и оформляют в виде небольшого текста - умозаключения.
Формулирование учащимися темы и цели урока очень важно с точки зрения его функциональной нагрузки: оно существенно повышает уровень субъективизации учебного процесса, так как у учащихся создается внутренняя установка и самоустановка на достижение этой цели, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу детей на остальных уроках.

В зависимости от содержания изучаемого материала и структуры урока это действие может иметь место после мобилизующего этапа, словарно-орфографической работы, после повторения ранее пройденного.

Следует обязательно сделать явными для учащихся цели их учебной деятельности - выполнение каждого действия на уроке, каждого задания, каждого упражнения. Иначе учебный процесс, организуемый учителем, не “заденет” ученика, не вызовет потребности включиться в него.

Принципы субъективизации обучения реализуется и в ходе изучения языковой теории. Новые знания не даются школьникам в готовом виде - они должны добыть их в процессе поисковой деятельности.

Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В подготовительном этапе выделяют две части:

  1. определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания;
  2. составление плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов

В первой части подготовительного этапа используются специальные упражнения, направленные на одновременное решение следующих задач:

  • самостоятельное выявление школьниками буквы, предназначенной для письма
  • формирование учащимися темы минутки чистописания

В разные периоды обучения учащихся на первый план выходят различные сочетания подлежащих развитию интеллектуальных качеств личности, их лингвистических значений и умений.

На первом году обучения используются простые речемыслительные упражнения.

Минутка чистописания становится универсальной структурной частью урока. Во время ее проведения, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слов по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается формирование качеств интеллекта.

Вторая часть подготовительного этапа тоже требует постепенного усложнения активной и сознательной деятельности учащихся. Учащиеся предварительно в процессе речемыслительной деятельности, осваивают порядок записи букв. Определяют и формулируют ее закономерность. Закономерность записи систематически меняется с постепенным нарастанием трудности.

Постепенно учащиеся привлекаются к составлению цепочки для чистописания. (Приложение 2)

Обязательным структурным этапом урока, проводимого средствами субъективизации, является словарно-орфографическая работа, которая тоже основывается на непосредственном, активном и сознательном участии школьников в определении предназначенного для изучения нового “трудного” слова.

Работа по ознакомлению с новым словарным словом обеспечивает осознанную учебно-познавательную активность школьника. В структуре словарно-орфографической работы выделяется несколько частей:

  • представление учащимися нового словарного слова
  • выявление его лексического значения
  • этимологическая справка
  • освоение написания слова
  • введение нового словарного слова в активный словарь детей

Представление нового словарного слова состоит в самостоятельном определении и формулировании школьниками темы словарно-орфографической работы. Эта деятельность осуществляется с помощью нового типа комплексно-логических упражнений, выполнение которых направленно на одновременное развитие важнейших интеллектуальных качеств ребенка. Все упражнения объединены в группы, у каждой из которых есть свои отличительные, характерные черты. (Приложение 3)

Для изучения нового материала в 1-2 классах применяется частично-поисковый метод – совместная поисковая деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием или правилом. В 3-4 классах предполагается создание учителем проблемной ситуации, исследование ее учащимися и формулирование ими вывода. Создание проблемной ситуации предусматривает разные уровни: низкий, средний, высокий. Уровни проблемности отличаются степенью обобщенности задачи, предложенной учащимися для решения, и степенью помощи со стороны учителя.

Проблемная ситуация на высоком уровне не содержит подсказок или может иметь одну подсказку, на среднем 1-2 подсказки. На низком уровне роль подсказок и выполняют вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к выводу. (Приложение 4)

При закреплении изученного материала существует возможность целенаправленно формировать определенные наборы интеллектуальных качеств и умений учащихся путем подбора и компоновки языкового материала в лексическо-орфографических упражнениях. Каждая группа заданий направлена на совершенствования того или иного комплекса интеллектуальных качеств. 

Ко всем упражнениям предъявляется ряд требований:

  1. Все упражнения составляются на основе лингвистического материала, соответствующего изучаемой теме на уроке
  2. Упражнения должны обеспечивать речемыслительную деятельность школьника
  3. Практическое применение заданий предполагает усложнение от класса к классу
  4. В целях развития внимания все задания произносятся учителем один раз
  5. На уроке используется до 50% упражнений, в которых учащиеся самостоятельно формулируют задания

В 1-2 классах использую интеллектуально-лингвистические упражнения, с помощью которых обеспечиваем развитие качеств интеллекта (устойчивость внимания, смысловая память, аналитико-синтетическое и абстрактное мышление). Вместе с тем дети учатся сравнивать, сопоставлять, группировать по признаку, обобщать, рассуждать, доказывать, делать выводы, включать различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
(Приложение 5)

Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии. Во время отдыха физическая нагрузка сочетается с умственной. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу. Например, тема: «Ударные и безударные гласные». Я буду называть слова. Если услышите слово, в котором есть только ударный слог, разводите руки в стороны, делаете наклон вперед. Если в слове есть и ударный и безударный слоги – руки вдоль туловища, наклоны влево и вправо. Лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, ежик, грач, дом, море, река, пыль, игла.

Мне интересно использовать данную методику. Она вносит определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения. Это введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного; увеличение использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов; включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера; расширение объема работы с понятиями и терминами. Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность для развития речевых способностей учащихся.

Я стараюсь провести каждый урок, чтобы на нем развивались познавательные УУД. Это и осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ. Я часто говорю: подумайте, сделайте вывод, проанализируйте, исследуйте слово. Стараюсь на уроках создать игровую атмосферу, которая развивает познавательный интерес, снимает усталость, позволяет удержать внимание, активизировать обучающихся. Поэтому на каждом уроке использую различные упражнения.
Я заметила, что чем выше уровень активности, самоорганизации учеников, тем эффективнее проходит процесс обучения на завершающем этапе урока. Прежде всего, повышается активность и осознанность действий школьников, возрастает интерес к предмету, интенсифицируется их интеллектуальное и речевое развитие, существенно улучшается качество их знаний, повышается уровень грамотности.

Я считаю, что развить интеллектуальные способности младших школьников можно только при общем гармоническом развитии ребенка, выявив задатки, склонности, интересы, поэтому познавательные и творческие способности младших школьников формирую с одновременной активизацией их мышления и воображения.

Правильное и систематическое использование данной методики позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать увлекательным и интересным для учащихся.

Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

Приложение 1 Методика проведения мобилизующего этапа

Мобилизующий этап проводится сразу после организационной части в течение 3-4 минут. Цель мобилизующего этапа урока – включение в работу.

Задачи, решаемые на мобилизующем этапе:

  • обеспечить вовлечение учащихся в учебную деятельность
  • повторить не в традиционной форме ранее изученный материал, необходимый для изучения новой темы
  • на основе этого материала сформировать тему урока

Содержание мобилизующего этапа составляют 4 группы специальных упражнений, которые постепенно усложняются. Это упражнения с игрушками, геометрическими фигурами, буквами, словами, предложениями, текстами. Упражнения совершенствуют речевые способности, мышление и развивают внимание, память, наблюдательность.

Упражнений по развитию наглядно-действенного мышления

  1. Произнесение вслух названий предметов или изображений в представленной последовательности и их запоминание.
  2. Осуществление учителем необходимого количества перестановок
  3. Воспроизведение учащимися по памяти расположения предметов (изображений) до перестановки и после нее с устным описанием действий.

Основным содержанием данной группы упражнений является сравнение, сопоставительный анализ. Например, упражнение с 3 перестановками.
Ы Н У
У Н Ы

Учащиеся переставляют карточки, сопровождая свои действия рассказом ( Карточку с буквой У поставлю в пустой кармашек. В освободившейся после буквы У кармашек можно поместить карточку с буквой Ы. В пустой кармашек, где была буква Ы поставим букву Н.) Далее учащиеся формулируют тему урока: «Сравните буквы, найдите среди них лишнюю» (Лишняя буква Н, значит тема урока буква Н и звуки, которые она обозначает.) Таким образом, дети составляют рассказ – умозаключение.
Развитие наглядно-образного мышления выполняется с буквами на игровом поле. Выполняя задания, учащиеся мысленно совершают действия с буквами, не меняя их положения на игровом поле, где условно изображаются 9 домиков, соединенных между собой дорожками. В каждом домике живет по 1 букве. Идея этой группы упражнений заимствована у А.З Зака.

Упражнения на развитие словесно-логического мышления.

Словесно-логические упражнения – специально составленный текст, насыщенный орфограммами на изучаемую на уроке тему. Содержит задание на осуществление логической операции – построение умозаключения на основе сопоставления суждений. Тексты даются как на восприятие на слух, так и зрительно.

Цель этих упражнений – развитие речи, словесно-логического мышления, орфографической зоркости и совершенствование внимания, памяти.

Задания:

1. Нахождение общего в словах и построение умозаключения. При изучении темы: «Склонение имен прилагательных в единственном числе» . На доске запись: новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий. Учащимся надо определить, что объединяет эти слова и сказать о склонении какой части речи будет идти речь на уроке. (Все слова - прилагательные в единственном числе. Значит тема урока «Склонение им. прилагательных в единственном числе». Далее можно предложить задания связанные с орфограммами.

2. Установление смысловой связи в словах; нахождение общего; осуществление группировки; исключение лишнего слова, построение умозаключения. Тема: «Первое склонение прилагательных».
М-рков- к-ртофел- п-м-дор
М-ряк л-сник п-сател-
Сн-гир- -рел грач-
Бабушка -тец доч-
Учащимся надо прочитать слова. Написать, группируя по орфограммам, вставляя пропущенные буквы. Найти общее в словах ( существительные, нарицательные, в единственном числе). Определить среди этих слов лишнее и определить склонению каких существительных будет посвящена сегодняняя тема.

3. Подведение слов под понятие, нахождение общего, построение умозаключения. Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе»
На доске запись: Пекин, Лондон - ? (столичные города)
соловей, канарейка -? (певчие птицы)
добрый, честный - ? (положительные качества человека)
К каждой паре слов подберите общее понятие в виде словосочетаний или фразы. Найдите общее и скажите о склонении какой части речи будем говорить на уроке. (Прилагательные во множественном числе.)

4. Нахождение общего и различия, группировка, построение рассуждения и умозаключения. Тема: « Склонение прилагательных мужского и среднего рода». На доске: интересный рассказ, глубокое озеро, литературный журнал, новое правило.
Определить, что написано на доске, найти общее. Найти различия и сказать склонению каких прилагательных будет посвящена тема урока.( Прилагательные среднего и мужского рода)

5. Нахождение общего и различия, альтернативная группировка, построение рассуждения и умозаключения. Тема: «Правописание местоимений с предлогами». На доске: (без) ракеты, () фамилией, (ля) него, (без)тебя, (с) ней, (к) городу), (для) победы), (к ) нему.
Прочитайте, разделите слова на возможное количество групп с объяснением. (Существительные с предлогом, местоимения с предлогом; родительный падеж, творительный и дательный падежи). Назовите орфограммы. Найти неизвестную орфограмму и сформулировать тему урока. (местоимения с предлогами)

6. Нахождение общего и различия, группировка по двум признакам, построения суждения и умозаключения. Тема: «Спряжение глаголов». На доске: С-диш-, св-тлееш-, кр-чиш-, вл-заеш-, зам-чаеш-, ч-рнееш-.
Прочитать, найти общее (глаголы 2 лица, единственного числа настоящего времени. Пишутся с ь на конце). Раздели на группы по двум признакам одновременно. ( с безударной «е» в корне и окончанием –ешь и с безударной «и» в корне и окончанием –ишь). На какой вопрос нам предстоит ответить на уроке? (Почему в одних глаголах пишем окончание –ишь, а в других –ешь).

7. Нахождение общего и различия, группировка по 4 признакам, построение рассуждения и умозаключения. Тема: «Правописание не с глаголом» На доске пословицы: Дело лени (не) любит. Ласковым словом и камень растопишь. Лень добра (не) делает.
Прочитать, объединить две по 4 признакам. (Говорится о трудолюбии, есть подлежащее и сказуемое, отсутствуют имена прилагательные, есть частица не) Установить к какой части речи относится частица не. Сформулируйте тему урока.

8. Нахождение общего, выделение языковой категории по отсутствующим признакам, построение рассуждения и умозаключения. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных» На доске: любимый город, нов—школа, широк—поле, старш—брат, больш—окно, высок—стена.
Прочитать, определить общее, назвать словосочетания, в которых нет прилагательных среднего и женского рода; найти словосочетания, в которых нет прилагательных женского и мужского рода; найти словосочетания в которых нет прилагательных мужского и среднего рода. Назовите общий грамматический признак прилагательных последней группы и имеющуюся орфограмму. Сформулируйте тему урока.

Приложение 2 Структура и методика проведения минуток чистописания

Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В подготовительном этапе выделяют две части:

  1. определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания;
  2. составление плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов

В первой части подготовительного этапа используются специальные упражнения, направленные на одновременное решение следующих задач:

  • самостоятельное выявление школьниками буквы, предназначенной для письма
  • формирование учащимися темы минутки чистописания

В разные периоды обучения учащихся на первый план выходят различные
сочетания подлежащих развитию интеллектуальных качеств личности, их лингвистических значений и умений.

На первом году обучения используются простые речемыслительные упражнения.

1. Рассмотрите данное изображение. Какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается чаще других. Сколько раз она изображена.

Р Я У Х Б
О Х
Р М В Г Р
Н
Р Постепенно в заданиях постепенно уменьшается количество наводящих установок.

2. Упражнения, направленные на развитие аналитико-синтетического мышления и речевых способностей. Ряд букв: т, п, к, е, н. Какую букву будем писать? Объясните, почему?

3. Упражнения, где акцент делается на развитие абстрактного мышления и устной речи. Расшифруем данную запись и определим букву.

5 3 1
Д В ? (А)

4. Упражнения, направленные на развитие речи, умение сравнивать, сопоставлять и находить общее в частых лингвистических явлениях, абстрагировать

Б О Р Т
З У Б Р
О Б О З
Б О Р Щ

Сравнить между собой написанные слова. Определить букву и объяснить почему?

5. Упражнения, ориентированные на первостепенное развитие языкового чутья, речи, сообразительности.

С помощью этой буквы образуются все слова данной схемы
К

Т М Л Н К Д

6. Упражнения, на развитие речи, интуиции, сообразительности.

П, В, С, Ч, П, С,… (понедельник, вторник….) Равным образом можно зашифровать названия цифр, месяцев, составлять ряды гласных или согласных букв, идущих по порядку или через одну, две и т. д.

Во втором и в последующих классах развитие интеллектуальных умений продолжается, но на более высоком уровне трудности. Эти упражнения стимулируют развитие речи, мышление с использованием различных лингвистических заданий. Например, через подбор синонимов к словам: доктор – врач, рев - … (плач), зов - … (клич), ураган - … (смерч). Или подбор антонимов, или использование словарных слов и шифр и др.

Требования ко всем упражнениям:

  • От урока к уроку степень трудности заданий возрастает.
  • Содержание упражнений связывается с темами русского языка
  • Каждое задание предусматривает активную речемыслительную деятельность школьников

Вторая часть подготовительного этапа тоже требует постепенного усложнения активной и сознательной деятельности учащихся. Учащиеся предварительно в процессе речемыслительной деятельности, осваивают порядок записи букв. Определяют и формулируют ее закономерность. Закономерность записи систематически меняется с постепенным нарастанием трудности.

Например, / а //а///а….(закономерность: строчная а чередуется с наклонными прямыми, которые увеличиваются на одну), ра, рб, рв, рг…. (закономерность: строчная р чередуется с буквами алфавита), обл, лбо, обл, лбо… (закономерность: строчная буква б пишется с буквами о и л, которые в звене цепочки меняются местами). 

Постепенно учащиеся привлекаются к составлению цепочки. Используем такие виды деятельности:

  • восприятие на слух предложенной закономерности;
  • самостоятельное выявление закономерности;
  • полная самостоятельность – это составление учащимися закономерности чередование букв и ее озвучивание.

Таким, образом, в процессе организации и проведения минуток чистописания включение ученика в учебный процесс реализуется активно, что позволяет обеспечивать плодотворную учебную деятельность.

Постепенное усложнение заданий сопровождается увеличением доли участия детей в организации учебного процесса.

Например, как это выглядит во время проведения минуток чистописания.

Первый вариант предусматривает совмещение нахождения буквы предназначенной для написания с неполным фонетическим разбором. На доске слова: нос, лак, лён. (Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем сегодня писать во время минутки чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится? ) Учащиеся дают ответ на два поставленных вопроса, не нарушая их последовательности и одновременно характеризуют предстоящие учебные действия.

От урока к уроку задания усложняются за счет увеличения исходных слов. Это позволяет развивать объем и распределение внимания, сосредоточенность, наблюдательность , анализ и синтез. Например, на доске пять слов: енот, елка, маяк, льет, мед. Надо определить букву, которую будем писать на чистописании. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква? В каком слове находится?

Второй вариант предполагает поиск буквы с одновременным введением поиска объектов, связанных с изученными темами русского языка. Например, на доске слова: лампа, ветка, отлетел. Буква, которую мы будем писать, находится в корне глагола и обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится? Постепенно количество поисковых объектов увеличивается, расширяется. Так, при изучении глагола детям может быть предложено задание такого рода: «Прочитай слова: м-рщины, ел-ник, тр-вяной, разв-лил, сб-жал. Буква, которую мы будем писать, находится в корне существительного женского рода множественного числа и обозначает непарный глухой всегда мягкий звук. Какая это буква? В каком слове находится? В этих же заданиях проводим о работу над орфограммой, распознаем части речи, учимся с детьми классифицировать, обобщать.

Третий вариант предполагает использование поиска буквы элементов шифра, кодирования и т.д.

Четвертый вариант обеспечивает необходимость самостоятельного формулирования и выполнения задания, предусматривающего определение буквы. Например, даем установку, ориентируя детей на запись на доске. «Если мы правильно сформулируем и выполним задание к данной записи, то узнаем букву для минутки чистописания.
Война – мир. Сухой - … Старый - .. Глубокий -… Гладить - … Твердый -… Это буква «М»

Таким образом, на втором году обучения минутка чистописания становится универсальной структурной частью урока. Во время ее проведения, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слов по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается формирование качеств интеллекта.

Приложение 3 Методика проведения словарно-орфографической работы

Работа по ознакомлению с новым словарным словом обеспечивает осознанную учебно-познавательную активность школьника. В структуре словарно-орфографической работы выделяется несколько частей:

  • представление учащимися нового словарного слова
  • выявление его лексического значения
  • этимологическая справка
  • освоение написания слова
  • введение нового словарного слова в активный словарь детей

Представление нового словарного слова состоит в самостоятельном определении и формулировании школьниками темы словарно-орфографической работы. Эта деятельность осуществляется с помощью нового типа комплексно-логических упражнений, выполнение которых направленно на одновременное развитие важнейших интеллектуальных качеств ребенка. Все упражнения объединены в группы, у каждой из которых есть свои отличительные, характерные черты.

В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление. Например, для определения нового слова надо расположить прямоугольники в порядке увеличения точек.

Постепенно количество конкретных указаний учителя уменьшается. Например, ученик сможет найти слово, если найдет прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установит последовательность остальных букв. (Учитель)

В учебный процесс вводятся упражнения , предусматривающие полное отсутствие указаний. Например, КМООРЛООВКАО

С помощью этих приемов продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся. Уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей мыслить, мобилизовывать свою интуицию, волю, сообразительность, наблюдательность.

Вторую группу составляют упражнения предусматривающие работу с символами, цифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление. Например, два слова зашифрованы с помощью чисел.

1 слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. ( капуста)

2 слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8. (картофель)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А г к о р у ф ь л е п с т

Например, задания с частичным указанием учителя. Надо внимательно рассмотреть данный шифр и ключ к нему: 2-3, 1-6, 2-7, 1-4, 1-3 (солома)
3 4 5 6 7 8 9 10
1 а м н о р к в у
2 с г д я л ч ц т

В третью группу входят упражнения, связывающие искомое слово с с изучаемым лингвистическим материалом. Например, закрепление знаний по фонетике. Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в цепочке и узнаете слово.

ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА (береза)

В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем курса русского языка можно использовать такое задание: «Прочитайте: выд-вить, охр-нять, б-лезнь, кр-ситель, зн-чение, мн-жать, аб-жур, сл-мался, л-кает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная буква а, и вы узнаете слово с которым мы познакомимся. (вокзал)

Специфика четвертой группы заключается в применении разнообразных шифров и кодов . Пример задания на использование знаний по математике.

1 6 7 8 9
2 Л В К Ж
3 Б А Д Ь
4 У Ф М И
5 П Г Т О

Шифр 16, 36, 14, 21, 40, 27 ( цифры верхнего ряда умножаем на цифры сбоку) (кивать)

В пятой группе упражнений сочетаются разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слов по составу, деление слов на слоги, орфографическая работа и т.д, в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память. 

Например, чтобы узнать новое словарное слово, мы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы.

  1. Первая буква слова является согласной в последнем слоге слова комната
  2. Вторая буква – последняя согласная в корне слова север
  3. Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак
  4. Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове малина
  5. С пятой буквы начинается второй слог в слове овес
  6. Шестая буква является окончанием в слове солома
  7. Седьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук в слове урожай. (трамвай)

Далее по методике Бакулиной Г.А. упражнения последующих групп усложняются.

Определение лексического значения слов осуществляется путем совместного поиска рассуждения. Используется этимологический словарь. И новое слово вводится в активный словарь детей за счет использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов или оперирование словами не связанными между собой пот смыслу. Например, новое слово трамвай, а во время повторения изученного были задействованы слова квартира, комната, завтрак, малина, солома, овес. Варианты ответов : Варенье из малины везли в трамвае. Возле трамвая разбросана солома, рассыпан овес. И т.д.

Для проведения словарного диктанта подберем необходимое количество слов компонуя их попарно на основе ассоциативной связи. 

Например:

  • Корова – молоко Завод – рабочий
  • Ученик – тетрадь Класс – учитель
  • Работа – лопата Ворона – воробей
  • Одежда – пальто Мороз – коньки

Каждую цепочку из двух слов произносим один раз. Постепенно порядок записи усложняется. 

Теперь в цепочке три слова с сохранением ассоциативной связи.

  • Колхоз – деревня – молоко Медведь – заяц – лисица
  • Город – завод – машина Петух – собака – корова
  • Пенал – карандаш – тетрадь

Потом, даем цепочки из 3 слов, где ассоциативная связь не прослеживается.

  • Дежурный – Москва – лопата Ветер – народ – фамилия
  • Суббота – язык - ягода

Приложение 4. Изучение нового материала

Для изучения нового материала в 1-2 классах применяется частично-поисковый метод – совместная поисковая деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием или правилом. В 3-4 классах предполагается создание учителем проблемной ситуации, исследование ее учащимися и формулирование ими вывода. Создание проблемной ситуации предусматривает разные уровни: низкий, средний, высокий. Уровни проблемности отличаются степенью обобщенности задачи, предложенной учащимися для решения, и степенью помощи со стороны учителя.

Проблемная ситуация на высоком уровне не содержит подсказок или может иметь одну подсказку, на среднем 1-2 подсказки. На низком уровне роль подсказок и выполняют вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к выводу. Например, при изучении темы «Мягкий знак на конце им. сущ. после шипящих» возможны 3 уровня.

Высокий уровень. 

Прочитайте слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило.
Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.

Средний уровень. 

Прочитайте столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания.
Дочь врач
Тишь шалаш
Рожь нож

Низкий уровень. 

Прочитайте. Ответьте на вопросы:

  • К какой части речи относятся все слова?
  • Определите род существительных
  • Какие согласные стоят в конце существительных?
  • В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?

Для работы над решением проблемной ситуации определяем уровни в соответствии с уровнем подготовки детей.

Приложение 5. Методика закрепления изученного материала

При закреплении изученного материала существует возможность целенаправленно формировать определенные наборы интеллектуальных качеств и умений учащихся путем подбора и компоновки языкового материала в лексическо-орфографических упражнениях. Каждая группа заданий направлена на совершенствования того или иного комплекса интеллектуальных качеств. 

К упражнениям предъявляется ряд требований:
1. Все упражнения составляются на основе лингвистического материала, соответствующего изучаемой теме на уроке
2. Упражнения должны обеспечивать речемыслительную деятельность школьника
3. Практическое применение заданий предполагает усложнение от класса к классу
4. В целях развития внимания все задания произносятся учителем один раз
5. На уроке используется до 50% упражнений, в которых учащиеся самостоятельно формулируют задания

В 1-2 классах используем интеллектуально-лингвистические упражнения, с помощью которых обеспечиваем развитие качеств интеллекта (устойчивость внимания, смысловая память, аналитико-синтетическое и абстрактное мышление). Вместе с тем дети учатся сравнивать, сопоставлять, группировать по признаку, обобщать, рассуждать, доказывать, делать выводы.

Виды комплексных упражнений в 1-2 классах:

Тема: «Знакомство со слогом».

Прочитать, подобрать подходящее слово, обосновать ответ. Написать слова, сгруппировав в соответствии с темой урока.

вода куст нора
крот роса ?

Тема: « Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей»

Прочитай. Напиши в строчку слова, которых нет в правом столбике. Найди среди них лишнее.

  • (М, м) аршак (П, п) оэт
  • (П, п) оэт (М,м) ихаил
  • (А,а) лексей (Б,б) орисов
  • (Р,р) епин (С,с) ергей
  • (С,с) емёнов (И,и) ванов

Напишите имена отчества и фамилии людей в соответствии с шифром. Шифр указывает на количество слогов в словах.

(Л,л)ев (Н,н)иколаевич (Т,т)олстой
(М,м)ихаил (А,а)лександрович (Ш,ш)олохов
(Б,б)орис (В,в)ладимировович (З,з)аходер

Шрифт: 1) 2-5-3 2) 1-5-2 3) 3-5-3

Тема: «Мягкий знак в конце слова»
Прочитайте цепочки слов, исключите лишнее. Орфограммы подчеркните.
1) Дуб, дерево, ольха, тополь, береза
2) Снег, дождь, осадки, град, иней

Тема: «Предложение»
Прочитайте, дайте характеристику. Распространите, добавляя к нему по одному слову и повторяя все ранее сказанное. Запишите предложение по памяти.
Туман опустился на город. (Белый туман опустился на город. Белый туман медленно опустился на город.)

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос кто?, что?»
Соедини пары слов, подходящие по смыслу (диван-мебель). К каждому слову задай вопрос. Составленные пары записать.
Лещ цветок
Тарелка птица
Сорока посуда
Ландыш рыба
Тема: «Парные звонкие и глухие согласные»
Выпиши слова парами, которые начинаются на звонкий и глухой согласный, так чтоб они подходили по смыслу.
Виноград, грач, финики, пиджак, кукушка, брюки.

В 3-4 классах задания с ранее использованными видами упражнений усложняются с целью повышения степени воздействия на качества интеллекта. Это обеспечивается несколькими путями.

1 путь увеличение количества исходных слов в упражнениях. Например, тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком». Прочитать, запомнить. Через 1-2 минуты закрываются первые слова, а учащиеся ориентируясь на второе слово записывают словосочетания. Подчеркивают орфограммы.

Съедобный гриб Въезжать в лес
Объяснил задачу Подъем флага
Съемка фильма Подъемный кран
Съежились от холода Съел печенье
Объявил решение Объехал вокруг

2 путь увеличение количества самостоятельно определяемых признаков. Например, тема « Изменение глаголов по числам» . Поочередно исключить лишнее по самостоятельно найденным признакам, так, чтобы осталось одно слово.
Ночует, наливает, пчела, бегут, подпиливает, объединяет (Пчела – существительное, бегут – глагол множественного числа и т.д)

3 путь перевод на антиципацию и использование упражнений на основе фольклорного материала. Антиципация – предвидение, опережающее отражение окружающей действительности.

Карточки с упражнением “Рассыпанные буквы"

Отгадай загадку, запиши слова-отгадки.

1. Два серебряных коня
По стеклу несут меня. (Коньки, каток)
Назови слова отгадки.
Выделите три слова из загадки с такой же орфограммой, как в слове каток.
(по стеклу, несут, коня)

Отгадай загадку, запиши слова-отгадки.
2. Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нем. (Собака, конура)
Добавь к словам-отгадкам третье слово из загадки. (Хозяин)

Отгадай загадку, запиши слова-отгадки.
3. В нем много овощей растет,
В ней витамины круглый год. (Огород, морковь)
Какие слова из загадки можно присоединить к каждому слову отгадке?
(Огород – год, морковь – овощей)

Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений

  1. На небе сгустились тучи. Прохожие открыли зонты. Сверкнула молния. Начался дождь.
  2. Прилетели пчёлы. Получился вкусный мёд. Пчёлы собрали нектар, отнесли его в улья. Расцвели цветы.
  3. Стволы яблонь оголяются. Зимой у зайцев мало еды. Беляк обгладывает в садах кору молодых яблонь. Они болеют и погибают.

Карточки с упражнениями на установление причинно – следственных связей в парах слов

Найди пару, запиши.
1. Мед – пчела
Яйцо – курица
Шерсть – овца
Молоко - ?
Подчеркни орфограмму, подбери однокоренные слова

Найди пару, запиши.
2. Бабочка – гусеница
Лягушка – головастик
Рыбка – икринка
Цветок - ?
Подчеркни орфограмму, подбери однокоренные слова

Найди пару, запиши.
3. Изюм – виноград
Бензин – нефть
? – бумага
Подчеркни орфограмму, подбери однокоренные слова

Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений

1. На небе сгустились тучи. Прохожие открыли зонты. Сверкнула молния. Начался дождь.
2. Прилетели пчёлы. Получился вкусный мёд. Пчёлы собрали нектар, отнесли его в улья. Расцвели цветы.
3. Стволы яблонь оголяются. Зимой у зайцев мало еды. Беляк обгладывает в садах кору молодых яблонь. Они болеют и погибают.

Упражнения на установление
причинно-следственных связей в предложениях.

1. Перед едой енот моет добычу.
Енота прозвали полоскуном.
2. Из крапивы получают краску, производят ткани, тесьму, веревки, нитки.
Крапива - полезное для человека растение.
3. Рис используют не только в пищу, но и для приготовления крахмала клея, пудры. Рис – очень важный продукт.

Используемая литература

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка – М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999
  2. Бакулина Г.А. Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка // Начальная школа №1. 2003 г. С 32.
  3. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа №4. 2006 г. С 63.
  4. Волина В.В. Учимся играя - М. «Новая школа» 1994 г.
  5. Жукова З. П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры // Начальная школа № 5. 2006 г. С 30
  6. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1999 г.
  7. Обухова Е.А. Словесно-логические упражнения на уроках русского языка // Начальная школа № 4. 2006 г. С 32.
  8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1998 г.
  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Росто-на-Дону, 1999г.
  10. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей школьников. – Ярославль, 2002 г.
  11. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. – Ярославль, 1998 г.
  12. Тепляков С.О. Интеллектуальное развитие // Начальная школа № 4. 2006 г. С 36.
Молчанова Наталья Николаевна25.10.2015 31230 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar