РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование исследовательских умений младших школьников посредством использования интерактивных методов на уроках литературного чтения

Формирование исследовательских умений младших школьников посредством использования интерактивных методов на уроках литературного чтения

Елена Михайловна Баумгертнер,
учитель начальных классов первой категории,
МБОУ "Табатская СОШ", Бейский район, республика Хакасия

"Современный национально – педагогический идеал, - по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, - это ответственный, инициативный, компетентный гражданин России".

Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что – то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы ключевых компетентностей, сделать самостоятельный выбор, принять решение.

А если ребёнок владеет алгоритмом исследования, то он изучит ситуацию. Для этого надо отточить исследовательские умения. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях.

Один из ключевых принципов построения стандартов второго поколения:
- рассмотрение в качестве основных концепций развивающего обучения, теории деятельностного подхода, при которой ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Это связано, сегодня, с применением интерактивных методов обучения, где происходит взаимодействие или беседа, диалог с чем – либо или кем – либо. Следовательно, интерактивное обучение на уроках, в частности литературного чтения – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Чтение, наравне с русским языком и математикой, занимает особое место в учебном материале ФГОСа второго поколения.

Какие основные группы умений, входящих в исследовательскую компетентность, разработаны в стандартах второго поколения:

  • умение объективно воспринимать те процессы, которые происходят в различных ситуациях;
  • умение анализировать соотношения «цель – средства – результат» применительно к выбору ситуации;
  • умение требовать и доверять;
  • умение быстро ориентироваться и переключать внимание;
  • умение проявлять позиционную гибкость при организации деятельности;
  • умение в одной и той же ситуации пользоваться разнообразными приёмами;

Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что формирует исследовательские умения.

Я составила карту "Характеристики учащихся по уровню сформированности исследовательских умений и навыков".

Группа Количество учащихся класса
1 группа 3 человека
- умеют находить несколько обоснованных способов решения учебных задач и свободно переключаются с одной умственной операции на другую
2 группа 5 человек
-умеют анализировать, делать несложные выводы на основании изученного; к обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работы
3 группа 2 человека
-отличаются инертностью мышления, не могут руководствоваться правилами даже в знакомой ситуации.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс формирования исследовательских навыков.

Основная идея: проблемное обучение рассчитано на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности.

Какие формы взаимодействия, по характеру общения с учениками, использую в ходе различных этапов учебной деятельности.

1. Коллективно – распределённая деятельность – коллективное размышление, дискуссия и совместные поиски:

  • использование на многих структурных этапах урока прогнозирования;
  • формулирование учащимися темы и цели урока;
  • интерактивные экскурсии;
  • коллективное сочинение сказок с продолжением.

2. Диалоговое общение между учителем и учащимися, между обучающимися:

  • на уроках чтения проводится работа над текстом: какие использованы описания; найти предложения, определяющие главную мысль текста; озаглавить; найти образное выражение; найти слова, которые усиливают настроение текста и т. д.;
  • обмен мнениями о прочитанных книгах на уроках чтения;
  • экспресс – исследования по предложенной тематике;
  • возвращение время от времени к ранее выполненным работам с целью редактирования и правки.

3. Общение по типу «учитель – ученик» в момент постановки проблемы:

  • установление соответствия реальности прогнозируемого результата поставленной цели.

4. Работа в паре «ученик – ученик» во время проведения самоконтроля и самооценки:

  • взаимообучение;
  • совместная исследовательская деятельность;
  • взаимопроверка, взаимооценка.

5. Групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи.

Работа в группе осуществляется по следующему плану:

  1. чтение и разбор задания (по группам);
  2. выполнение задания (в группах);
  3. обсуждение задания (в группах);
  4. осуждение задания (в классе);
  5. выводы.

- перенос акцента на поисковую и творческую деятельность;
- круглый стол;
- учебные групповые дискуссии.

6. Межгрупповое взаимодействие при обобщении, выведении общих закономерностей, формулировании выводов.

Деление класса на группы по способностям учащихся. В каждой группе равное количество сильных и слабых детей. Ученик – консультант обязательно руководит ходом работы в каждой группе.

  • деловая игра (так же, как и при работе в малых группах, только на последнем итоговом этапе еще и умение выстраивать диалог между группами, критически оценивать работы оппонентов, задавать «каверзные» вопросы, находить компромиссные решения);
  • состязание (развивает «командный дух», умение приходить к общим решениям, сопереживать);
  • чтение по ролям, обыгрывание ситуаций, дети выступают в роли театральных «постановщиков»;
  • работа в малых группах (у каждого своя «роль» в группе и, если эта «роль» не выполнена, то группа проиграет).

7. Индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ:

  1. теоретические экспресс – исследования (задача ребёнка – собрать материал из книг и других источников по заранее предложенной теме);
  2. при подготовке к написанию сочинений использую упражнение – составление стихотворений;
  3. использую метод, основанный на знаменитом магическом выражении К.С.Станиславского «если бы...» (ребёнок переносит себя или воображаемый персонаж из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую, пытается осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить текст о себе или воображаемом персонаже);
  4. использую метод трансформации текстов или составление одного вида текста на основе другого (текст, воспринимаемый в одной знаковой системе – словесной, изобразительной, музыкальной перекодируется в другую, более доступную возрасту ребёнка).

Участие учеников в конкурсах.

  • апрель 2006 г. – 2 школьницы участницы международного конкурса "Лучший урок письма" в номинации "Расскажу о своём крае";
  • январь 2008 г. – пять сочинений – сказок учащихся опубликованы в районной газете "Саянская заря";
  • сентябрь 2008 г. – 3 школьника получили свидетельства участников республиканского конкурса сочинений "Зелёная планета";
  • апрель 2009 г. – 2 ученика участники международного конкурса "Лучший урок письма" в номинациях "Письмо Президенту" и "Мой любимый вид спорта";
  • ноябрь 2009 г. – Международная игра "Русский медвежонок 2009 – языкознание для всех" – приняло участие 5школьников;
  • декабрь 2009 г. – 3 ученика - участники районного конкурса младших школьников в номинациях "Исследовательская работа" и "Интеллектуальный марафон".

В результате применения интерактивного метода обучения на уроках литературного чтения: учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми; организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Таким образом, интерактивные методы обучения способствуют формированию исследовательских умений.
Фрагмент урока в 4 классе по теме "Сказка мудростью богата".
Цель: сделать сравнительный анализ сказок о мудрости.

Работа в трёх малых группах: заполнение таблиц.
Заполнение сводной таблицы на доске.
- Так почему же три эти сказки стоят рядом в нашем разделе?
- Случайно ли авторы – составители поставили рядом 3 сказки разных народов с почти одинаковыми названиями?
- Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Ум, находчивость, метко сказанное слово, житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Белова И.С.Школа педагогического мастерства: семинары – практикумы, фестиваль педагогических идей. Волгоград: Учитель,2009.
  2. Кондаков А.М. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Начальная школа. 2009. №9
Баумгертнер Елена Михайловна08.11.2015 8640 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar