РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сущность интерактивных методов и средств обучения.

Сущность интерактивных методов и средств обучения.

Автор: Грехова Светлана Валериевна

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов.

В настоящее время в педагогической литературе выделено довольно большое число методов обучения и воспитания (более 50 по подсчетам В.И. Андреева) [5, с.28]. Кроме традиционных М.И. Махмутов дает по бинарной классификации 5 методов преподавания и 5 методов учения. Выделяется целая группа методов организации дидактических, деловых и других игр. Интенсивно разрабатываются эвристические методы (мозгового штурма, эмпатии, инверсии, эвристических вопросов и др.)[ 5, с.42].

Категория методов обучения выводит на ответ на традиционный дидактический вопрос – как учить. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей [5,с.56 ].

Какие же методы будут более эффективными в обучении сегодняшнего современного информационно – насыщенного ученика?

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям [19, с.47]. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для наглядности представим их схемами.

Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

  1. Пассивные методы.
  2. Активные методы.
  3. Интерактивные методы.

Еще сто лет назад Л. Н. Толстой развил новые для России представления о школе, основанные на признании за детьми права на активность, творчество, самостоятельность и выработку нравственных убеждений. Педагогическая деятельность, основанная на любви к детям, пробуждает все лучшее, что есть в ребенке от рождения. Свобода как возможность творчества лежит и в основе деятельности учителя. Только он, вместе со своими учениками, определяет порядок учения, методы преподавания, опираясь на интерес детей, их права свободы выбора [17, c. 69].

Опыт Л. Н. Толстого неповторим, но идеи, вытекающие из этого опыта, сегодня актуальны как никогда.

Современное состояние обучения требует поиска новых путей, новых педагогических технологий и методов. Одним из таких новых подходов является интерактивный режим обучения.

Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие), обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Суть этого обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Каждый из них вносит свой особенный личный вклад, идет обмен знаниями, идеями, методами деятельности. Это происходит в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать познавательную деятельность, Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания [ 15, c. 6].

Данный вид обучения характеризуют следующими чертами:

  • это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно);
  • это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;
  • это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.

Всё выше перечисленное и является развитием коммуникативных УУД.

О.Г. Смолянинова рассматривает три формы интерактивности [15, c. 13]:

  1. Реактивная интерактивность: ученики отвечают на то, что им представляет программа. Последовательность задания определяется строго (линейная модель обучения). Приложения такого типа в качестве демонстрации или первоначального знакомства с изучаемым материалом.
  2. Действенная интерактивность: ученики управляют программой. Они сами решают, выполнять задания в предлагаемом программой порядке или действовать самостоятельно в пределах приложения (нелинейная модель обучения). Приложения данного типа используют гипертекстовую разметку и имеют структуру электронных справочников, энциклопедий, баз данных. Нелинейная модель эффективна при дистанционном обучении.
  3. Взаимная интерактивность: ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»). Модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида – игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы и др.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

  • развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
  • решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
  • развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
  • обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Интерактивный метод (схема 3). Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал) [21,c.17].

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску [21, c. 35]. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Особенностью образования ХХI века является то, что впервые за всю историю развития педагогики появилось поколение средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют совершенствовать учебный процесс и повышать его эффективность и качество.

Средства обучения являются обязательным элементом оснащения образовательного процесса. С их помощью преподаватель может сделать дисциплину интересной для обучаемого, заставить его увидеть за формулами и законами настоящие живые явления природы. С этой целью современное образование использует различные формы, средства, методы активной педагогики, получившие название интерактивных.

Определение:

Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо [19, c. 18].

В педагогических исследованиях чаще всего рассматривают интерактивность информационно-коммуникационных средств обучения на базе компьютерных технологий, хотя интерактивностью в той или иной мере обладают все средства обучения. А.А. Журин в своем исследовании определял степень интерактивности различных средств обучения (учебных кинофильмов, телепередач, диафильмов, учебников, рабочих тетрадей на бумажной основе, электронных программных средств), на основе анализа возможных взаимодействий участников образовательного процесса с информацией. Интерактивность, здесь понимается через «взаимодействие участников дидактического информационного процесса и при непосредственном контакте, и при опосредованном обучении» [19, c. 37].

Интерактивность в традиционном учебном процессе обычно понимается как взаимодействие субъектов обучения с помощью непосредственного контакта. В обучении с применением информационных технологий, интерактивность – это «возможность пользователя активно взаимодействовать с носителем информации, по своему усмотрению осуществлять ее отбор, менять темп подачи материала» [15, с. 13].

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г №373.
  2. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. М.: Логос, 2004. – 304 с.
  3. Андреенкова Н. А. Математика. Интерактивные дидактические материалы. 3 класс. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. Издательство «Планета», 2013.
  4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Белошистая А. В. Методика обучения математики в начальной школе. М.: Владос, 2007. — 456 с. — (Вузовское образование).
Грехова Светлана Валериевна02.03.2015 25080 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar