РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровый образ жизни как один из приоритетов стиля жизни

Здоровый образ жизни как один из приоритетов стиля жизни

Романова С.В. ФГБОУ ВО «Мичуринский ГАУ»
Климова Е.Ю. ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж» г. Мичуринск

Сегодня, как никогда, остро встает проблема формирования здорового образа жизни молодежи. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, препятствующий или способствующий раскрытию потенциала личности. Молодежь выступает как наиболее перспективная, в отношении формирования здорового образа жизни, возрастная категория.

Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и учащейся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений.

По данным НИИ педиатрии 20% детей 6 – 7 лет не готовы к обучению в школе, у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах [2]. Около 70% детей страдают от гипокинезии. По данным Института возрастной физиологии РАО, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами [6]. По данным Центра здоровья детей и подростков АМН, около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеет хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.п. При этом отмечается четкая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок [4].

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся не пребывание ребенка в образовательных учреждениях, является одним из периодов, в течение, которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов.

Здоровый образ жизни, являясь координирующим элементом культуры молодого человека, содействует формированию здоровья, повышению общей работоспособности и творческой активности. Конкретная повседневная реализация ЗОЖ – неотъемлемая часть гуманитарной культуры молодого человека, богатство его духовного мира, жизненных целей и ценностных ориентаций [3]. Поэтому одно из центральных направлений ЗОЖ – это воспитание сознательного отношения у подрастающего поколения к здоровью своему и окружающих.

В этой связи одной из отвечающих насущным запросам времени является проблема формирования здорового образа жизни молодежи.
Издревле, еще до возникновения профессиональной медицины, люди отмечали влияние на здоровье характера труда, привычек, обычаев, а также верований, мыслей, переживаний. Известные медики разных стран обращали внимание на особенности труда и быта своих пациентов, увязывая с этим возникновение недугов.

Представления о здоровом образе жизни встречаются ещё в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате «О здоровом образе жизни» рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями [5].

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Отношение к здоровью – динамичный процесс, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая и пр.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию формированию навыков и потребностей к здоровому образу жизни [1].
При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Для того чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.

Таким образом, с ранних лет необходимо формировать культуру поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  2. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. – 2003. - №2. – С. 35 – 39.
  3. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология. – 2004. - №1. С. 21 – 26.
  4. Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148 – 153.
  5. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.
  6. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М., 2002. – 156 с.
Климова Екатерина Юрьевна17.11.2015 6420 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar