РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие музыкальной культуры учащихся посредством обучения игре на музыкальном синтезаторе

Развитие музыкальной культуры учащихся посредством обучения игре на музыкальном синтезаторе

О. В. Соколова,
преподаватель фортепиано общеэстетического факультета
КГУ «Средняя школа №29» акимата г.Усть - Каменогорска

Начало ХХI века ознаменовалось глобальными изменениями в способах общественных связей. На смену привычным СМИ пришла электронная почта, интернет - конференции, форумы, интернет – издания, цифровое телевидение и др. Не за горами создание на цифровой основе таких универсальных устройств, которые позволят с одного аппарата получать и отправлять разнообразную информацию, делать и просматривать видео-, фото- съемки, слушать и сочинять музыку, создавать композиции с помощью компьютерной графики и т.д.

Система музыкального образования в соответствии с требованиями «информационного общества» также претерпела изменения. В результате технической революции произошли кардинальные изменения в художественной сфере – возникло понятие «цифровые искусства», обозначающие такие виды деятельности, продуктивная фаза которых определяется цифровой средой.

Одно из направлений современного музыкального искусства - компьютерная музыка, которая включает в себя алгоритмическую композицию, звуковой синтез, практическое использование наиболее популярных компьютерных программ и систем с целью сочинения и воспроизведения музыки.

Изменение музыкальных потребностей современного общества стало причиной появления новых инструментов и синтезирующих устройств. Клавишный синтезатор, как и ряд других электроакустических инструментов, представляет собой, в сущности, специализированный музыкальный компьютер и его широкое распространение в профессиональной музыке, в музыкальном быту – проявление современной тенденции компьютеризации различных видов деятельности.

Сегодня существует множество разновидностей синтезаторов. Широкое распространение получил так называемый «интерактивный синтезатор», наделенный функциями автоаккомпанемента, записи мелодии, создания музыкальных аранжировок и др. функциями. Какая – то его часть выполняет знакомые функции, т. е. на нем можно играть соло или в ансамбле как, скажем, на рояле, скрипке или трубе. Другая часть синтезатора – это целый набор различных агрегатов: один может записывать мелодии, другой подбирает партии для аккомпанемента, третий дополняет нижние голоса к мелодии согласно выбранной гармонии и т. д.

Новые технологии, на основе которых построен клавишный синтезатор, позволяет значительно обогатить процесс творческого развития учащихся – включить в него наряду с традиционной исполнительской деятельностью элементы деятельности композиторской и звукорежиссерской. В самом деле, чтобы озвучить на синтезаторе нотный текст, сначала надо выбрать из большого количества имеющихся в наличии электронных тембров те, которые лучше всего подходят данному тексту, то есть создать проект аранжировки. Затем надо озвучить этот проект – исполнить его или ввести в память инструмента, при необходимости внести те или иные поправки в тембры синтезатора или даже создать новые оригинальные разновидности. Творчество музыканта при этом становится не только многогранным и увлекательным, но одновременно простым и продуктивным.

Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность данной деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей.

В рамках дополнительного эстетического образования на базе КГУ «Средняя школа №29» г. Усть-Каменогорска функционирует школа искусств и общеэстетический факультет, целью которого является развитие творческих способностей учащихся на основе их природных задатков (музыкальных, хореографических и др.). В основе обучения учащихся игре на фортепиано заложена традиционная методика преподавания. Однако, в качестве дополнительного инструмента к основному фортепиано используется синтезатор.

Методика преподавания при этом не меняется, т. е. все учащиеся традиционно изучают нотную грамоту, получают необходимые навыки игры на фортепиано и только затем подключаются к игре на синтезаторе. Порядок ознакомления с инструментом и глубина освоения учебного материала зависят от возраста ученика, его способностей и заинтересованности в обучении. Единственным отличием является то, что нотный материал при работе над композицией в классе синтезатора не является чем-то окончательным и неизменным. Это некий каркас, начальный импульс в работе над аранжировкой.

Другая особенность обучения на синтезаторе – специфические задачи, которые связаны с развитием техники левой руки. Быстрое построение и извлечение аккордов по буквенной схеме - это важный, но далеко не единственный навык, требующийся от исполнителя на синтезаторе. Оперативное и своевременное нажатие кнопок и клавиш, управляющих различными возможностями, включая смену звуковых банков, стилевых вариаций автоаккомпанемента - все это связано с выработкой умения гибко переключаться с чисто исполнительских задач на дирижерские, режиссерские.

На начальном этапе обучения игре на синтезаторе учащиеся могут исполнять несложные мелодии в ансамбле с преподавателем или другими учениками, при этом достаточно овладеть навыками переключения кнопок - «старт», «стоп», «изменение громкости и темпа». Преподаватель сам устанавливает режимы звучания, выполняя звукорежиссерские функции (стиль, тембр, фактура, гармония).

Учащиеся средних классов исполняют произведения также в ансамблях или самостоятельно, используя режим автоаккомпанемента, различные тембры, паттерны, наложении голосов, фактурные заготовки инструмента. Осваивая художественные возможности инструмента, ученик в соавторстве с преподавателем выполняет работу по инструментовке и режиссуре произведений, овладевает рядом специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры.

В старших классах учащиеся фортепианного отделения школы искусств, применяя полученные знания о стилях, инструментоведении, музыкальной форме самостоятельно делают аранжировки произведений. Так, ученик последовательно отвечает на вопросы, касающиеся жанрово-стилистической направленности, формы, гармонии, фактуры; ищет нужные паттерны, подбирает тембры, режимы исполнительской артикуляции; определяет оптимальные варианты звучания по звукорежиссерским параметрам, необходимые эффекты. Развитие способности решать эти проблемы связано с выработкой у учащихся представления о целостности аранжировки, что лежит в основе достижения образности и яркости звучания.

Репертуаром данной практической деятельности для нас являются произведения академических жанров, классическая, современная, популярная эстрадная и народная музыка. Главным критерием подбора произведений являются яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления учащихся и возможностей самого электронного инструмента. К сожалению, специальный репертуар для синтезатора пока еще мало доступен и не так доступен как, например репертуар для фортепиано, но практически любое произведение может быть озвучено с его помощью.

Большой помощью в этом направлении являются сборники пьес для синтезаторов, где авторами предлагаются творчески переосмысленные известные произведения классических жанров, а также современная музыка – джазовая, эстрадная, саундтреки к кинофильмам, авторские произведения. Особенностью данных учебных материалов является вариативность тембрового и фактурного решений большинства представленных произведений. Следует также учитывать, что звучание голосов и паттернов с одинаковыми названиями на разных моделях синтезаторов иногда сильно отличается. Таким образом, учащимся предоставлен широкий выбор для поисков оригинального решения.

Все учебные задачи решаются в ходе творческой практики учащихся – электронной аранжировки и разучивания музыкальных произведений. В основе этой работы лежит поисковое движение от самых общих параметров ко все более частным. Учащиеся средних классов могут решать более сложные творческие задачи, как, например, электронную аранжировку собственного сочинения. Так, ученица 4 класса получила задание - сочинить мелодию на тему, отвечающую ее музыкальному вкусу. Руководствуясь логикой развития мелодической линии, наличием в ней точных или варьированных повторов, правил тональности, в основу сочинения легли две лирические темы: первая более подвижная, энергичная, вторая - напевная, выразительная. Обе музыкальные темы выстроены по ниспадающим секвенциям. Представленная ученицей мелодия «Школьная фантазия», отличаясь яркой образностью музыкального материала, была отмечена эскизностью изложения нотного текста. Совместная творческая работа с преподавателем над художественными и исполнительскими задачами позволила добиться нужного результата.

Таким образом, работа с учащимися класса фортепиано при обучении игре на синтезаторе позволяет выявить такие положительные стороны процесса обучения:

  • активизация самостоятельной творческой деятельности учащихся на уроках фортепиано;
  • повышение мотивации в обучении;
  • активизация концертной деятельности учащихся фортепиано;
  • популяризация лучших образцов классической, эстрадной и народной музыки;
  • широкий охват учащихся в разнообразной творческой деятельности;
  • создание активной музыкальной среды в семье.

Важно, что синтезатор как атрибут современной музыкальной технологии по своей природе ближе к ученикам, чем, скажем традиционные инструменты. Он символизирует собой связь между музыкальными традициями и духом времени. Компьютерные технологии, необычайно расширяя художественные возможности этого инструмента и упрощая технику игры, делают его поистине волшебным средством для введения детей и подростков в мир музыкального творчества.

Соколова Ольга Витальевна30.11.2015 5860 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar