РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся средних профессиональных учреждений

Формирование мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся средних профессиональных учреждений

Морозова Екатерина Андреевна
преподаватель английского и немецкого языков
ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж»
г. Екатеринбург

В настоящее время иностранный язык не является каким-либо преимуществом, он глубоко проник в нашу жизнь и осел в ней. Мы сталкиваемся с ним каждый день, не важно где мы находимся на работе или дома. Мы видим иностранные слова на улице, в газетах и журналах, в кино, в интернете, при работе на компьютере, а также слышим слова иностранного происхождения. Мы уже не задумываемся над значением слов таких как «бутерброд», «абажур», «компьютер», «скайп», а также многих других, так как они давно закрепились в нашем языке. Межкультурное общение становиться все более реальным для простого обывателя, ведь в век телекоммуникационных технологий все это возможно и доступно.

Обучающиеся часто знакомы с многими понятиями на иностранном языке и легко оперируют ими в своем разговоре. И казалось бы, что им интересно изучать язык, но это не всегда так.

Преподаватели стараются вызвать интерес у обучающихся к изучению языка, а также поддержать его различными способами. Высокую роль здесь играет мотивационный настрой обучающихся.

Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Фридман Л.М. отмечает, что разные исследователи определяют мотивацию то как мотив, тем самым отождествляя эти два понятия, то как единую систему мотивов, то как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии и подчеркивает, что понятие «мотив» уже понятия «мотивация», поскольку последнее «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [2].

Что же является учебной мотивацией?

Учебная мотивация - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения.

Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:

  • образовательной системой;
  • организацией учебного процесса;
  • субъектными особенностями обучающегося;
  • субъектными особенностями педагога;
  • спецификой учебного предмета.

Соответственно принято различать две группы мотивов:

  • познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
  • социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у обучающегося «мотива достижения», который состоит в стремлении студента к успеху в ходе постоянного соревнования с самим собой, в желании добиваться новых, более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими работами.

Социальные мотивы связаны с потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения.

Характерная особенность личности обучающихся - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований студентов к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Особенно высокие требования обучающиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одногруппников.

Высокое место в мотивационной структуре занимают такие социальные мотивы, как стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу людям, убежденность в практической значимости науки для общества.

Познавательные интересы обучающихся очень часто связаны с жизненными планами, профессиональными намерениями, которые, в свою очередь, способствуют формированию учебных интересов, изменяют отношение к учебной деятельности.

Обучающиеся в средних профессиональных учреждениях всегда хотят установить истину. Им становится скучно, если нет интересных задач «для ума». Необходимо дать студенту такие задачи, которые заинтересовали бы и педагога.

Формирование мотивации у студента основано на трёх педагогических законах Л. С. Выготского:

  1. «Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» [1].
  2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желаний угодить и т. д. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен» [1].
  3. «Третий вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [1].

Процесс обучения относится к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения множество, но все они формируют единую систему, которую объединяет общая цель – повышение эффективности обучения.

Методы мотивации, которые можно использовать для повышения эффективности процесса обучения многочисленны, но чаще всего используются следующие:

  1. Информирование о цели урока. Сообщение целей урока направлено на ознакомление с целями и задачами занятия, формирование внутренних стимулов мотивации.
  2. Самоорганизация преподавателя. Стабильно организованный учебный процесс является залогом успешной мотивации. Обучающиеся, знающие требования преподавателя, будут тратить меньше времени на организационные моменты и осмысление происходящего на занятии.
  3. Создание микроклимата в группе. Создание дружелюбной и работоспособной атмосферы в группе – залог успеха на занятии. Интонации преподавателя должно быть достаточно для того, чтобы выделить самое основное, заставить задуматься студента. Недопустим крик и оскорбление обучающихся.
  4. Использование современных методов обучения. Активно используемые современные педагогические технологии и методы обучения повышают мотивацию студентов.
  5. Организация и проведение творческих мероприятий. Очень важно организовывать и информировать обучающихся о различных конкурсах, олимпиадах, деловых играх для того, чтобы студенты смогли применить полученные результаты на практике.
  6. Исключение визуального и психологического барьера. В изучении иностранного языка важно преодолеть языковой барьер, который тесно связан с психологическим и визуальным. Необходимо добиться того, чтобы студенты не боялись отвечать. Ведь путь к познанию идет тропой ошибок.
  7. Связь теории с практикой. Обучающиеся всегда заинтересованы в материале, который непосредственно связан с профессией, которую они получают; либо с актуальными проблемами современного мира. Связь теории с практикой повышает интерес и внимание студентов.
  8. Публичность статистики успеваемости. Необходимо информировать обучающихся о результатах их деятельности, проводить статистику уровня их успеваемости, останавливаться на распространенных ошибках студентов, обсуждать недочеты и совместно находить правильные решения.

Итак, на любого студента вне зависимости от выбранного курса обучения действуют разнообразные мотивы. Это может быть желание получить информацию по определенным, интересующим обучающегося вопросам, которые могут быть не затронуты в учебной программе вообще, или не освещены в полном объеме на занятии. Чаще всего на студентов оказывают влияние социальные мотивы: выбор курса, который поможет подготовиться к сдаче экзаменов, к поступлению в вуз, причем в большинстве случаев обучающиеся руководствуются мнением и выбором родителей. В такой ситуации, когда влияние происходит извне, есть большая вероятность того, что результат обучения не будет соответствовать необходимому уровню.

Учитывая темпы информатизации образования и общества, выпускникам средних профессиональных учреждений необходимо соответствовать многим требованиям для успешного и комфортного вступления во взрослую жизнь. Знания иностранного языка обучающихся будут преимуществом при поступлении на работу, в последующей профессиональной деятельности или при повышении по должности.

Преподавателю необходимо знать, с помощью каких методов и средств обучения можно оказать влияние на формирование у студентов мотивации к изучению иностранного языка, познавательного интереса как высшего уровня развития познавательной потребности, а также четко понимать механизм формирования познавательного интереса обучающегося, и оптимально использовать различные методы обучения.

Таким образом, при обучении проблема формирования мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся стоит достаточно остро. В настоящее время продолжается изучение проблемы, так как знание иностранного языка уже является необходимостью для общества в целом, а формирование мотивации у обучающихся является двигателем учебного процесса.

Список литературы:

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2005.
  2. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования - М.: Издательство МПСИ, 2003.
Морозова Екатерина Андреевна03.12.2015 4840 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar