РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Вопросы с подвохом – как один из методов развития мышления у обучающихся на уроках технологии

Агеев Олег Владимирович

Агеев Олег Владимирович
учитель технологии
МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

Предлагаю Вашему вниманию статью, представляющую собой некоторые примеры вопросов с подвохом, которые учитель технологии может использовать при проверке знаний у обучающихся 5 классов.

На первый взгляд вполне обычные вопросы содержат какие-то неточности или ложные сведения. Учитель заранее может объявить о том, что вопрос содержит подвох, а может, на своё усмотрение и в зависимости от ситуации, не сообщать обучающимся об этом. Отвечая на тот или иной вопрос, ученики вынуждены будут задействовать свою мыслительную функцию и не просто выбрать вариант ответа, которого, в общем-то и нет, а найти ошибку или неточность и, проанализировав это, выдать правильное решение учителю.

Использование такого методического приёма позволит обучающимся в дальнейшей своей деятельности внимательнее изучать любой вопрос, прежде чем ответить на него, а это очень важно, так как подвох может быть искусственно создан или быть результатом банальной ошибки человека.

1. Как нужно класть рубанок на столярный верстак – лезвием к столу или лезвием от стола?

(Ответ: на бок лезвием от себя)

2. Как правильно сказать: толстую деталь прибивают к тонкой или к тонкой детали прибивают толстую?

(Ответ: тонкую деталь прибивают к толстой)

3. Как называется изображение детали, выполненное с помощью чертёжных инструментов – техническим рисунком или эскизом?

(Ответ: чертежом)

4. Прямой угол соответствует 90 градусам по шкале Цельсия или Фаренгейта?

(Ответ: просто 90 градусам)

5. Помогает ли малка провести две линии под прямым углом?

(Ответ: да, но и под любым углом тоже)

6. Почему фольга не является металлом?

(Ответ: фольга –это металл, только очень тонкий)

7. Где применяются сложные детали – болт, гайка и шайба?

(Ответ: болт, гайка и шайба – это простые детали, применяемые почти во всех изделиях)

8. Сколько точек в изображении штриховой линии – одна или две?

(Ответ: ни одной точки, только штрихи)

9. Из чего получают пиломатериал – фанеру?

(Ответ: фанера – это древесный материал, получаемый из трёх и более тонких листов шпона)

10. Почему лиственницу, дуб и клён относят к лиственным породам?

(Ответ: лиственница – это хвойная порода, она как лиственные сбрасывает свои хвоинки на зиму)

11. Как правильно вставить пилку в рамку лобзика – зубьями от ручки или зубьями вовнутрь?

(Ответ: зубьями наружу с наклоном в сторону ручки)

12. Какое другое название у выпиловочного столика – «ласточкин клюв» или «ласточкин нос»?

(Ответ: «ласточкин хвост»)

13. Какой струг предназначен для чернового строгания – рубанок или фуганок?

(Ответ: шерхебель)

14. Как называется избыточный слой заготовки, подлежащий удалению при последующей обработке режущим инструментом – напуском или выпуском?

(Ответ: припуском)

15. В каких единицах цифры на чертежах указывают размер детали – в сантиметрах или в метрах?

(Ответ: в миллиметрах)

Мои коллеги, учителя технологии, могут использовать данный методический приём в своей работе, воспользовавшись моими примерами как дополнительным материалом при подготовке к занятиям по предмету или же использовать его в качестве образца для создания собственных методических материалов.

В любом случае, развивать мышление у обучающихся необходимо для того, чтобы в будущем получить из них самостоятельных, грамотно- и рационально мыслящих представителей социума, способных решать любые жизненные вопросы, которые иногда содержат подвох.

Агеев Олег Владимирович29.02.2016 4340 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar