РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Комплексная работа при изучении темы "Части речи" в начальной школе

Части речи в начальной школе

Изучение родного языка важно для развития познавательной активности человека. Систематическая лингвистическая работа, развитие речевых умений и навыков будет способствовать успешному обучению и по другим предметам. Большую роль в этом играет практическая работа: восприятие и понимание речи собеседника, полноценное, беглое и осознанное чтение, устное и письменное выражение своих мыслей, знаний и чувств.

Для этого необходимо сочетать грамматико-орфографическую и речевую работу на уроках русского языка, в процессе которой у учащихся формировался бы целый комплекс специальных умений. Кроме того, такой подход к изучению лингвистического материала обеспечивает широкие возможности для развития мышления, становления основ познавательной активности и познавательного интереса учащихся. При этом учителю важно в процессе этой работы привлечь внимание учеников к слову как к объекту и изучения, и наблюдения, и правильного использования в своей речи. Грамматические темы курса русского языка в начальных классах предоставляют учителю большие возможности для ведения такой комплексной работы.

Изучение данной темы целесообразно начать с уточнения уже сложившегося у учеников общего представления о системе частей речи в языке, повторения и обобщения известных им со II класса опознавательных признаков каждой части речи.

В результате дети должны дать ответ на вопросы: что называет каждая часть речи? На какие вопросы отвечает? Как называется?

Организовать на этом же уроке беседу, в процессе которой у учеников не только возникает интерес к слову, к его роли в языке, но и создаются условия для развития теоретического мышления, поскольку сначала обобщается понятие «части речи», а затем рассматриваются частные языковые факты.

С этой целью в ходе беседы и составляется схема-таблица, обобщающая уже имеющиеся у детей знания. Впоследствии она будет пополняться информацией по мере изучения темы. Как вы думаете, много ли слов в русском языке? Обобщая ответы учеников, учитель показывает «Словарь русского языка» и отмечает, что даже в самом полном словаре невозможно зафиксировать все слова родного языка, которые мы знаем. А зачем нужно так много слов? Какую работу они выполняют в языке?

Вокруг нас много разнообразных предметов, явлений, продолжает учитель, и все их надо называть. Это делают одни слова. Но предметы могут действовать, и эти действия тоже надо называть. Такую «работу» выполняют другие слова.

Предметы и явления, бывает, нужно характеризовать, называть их признаки, т.е. говорить, какие они. Для этого в языке есть третья группа слов. А какие слова помогают из слов-названий построить предложение и выразить мысль? Да, это слова-помощники. Таким образом, возникает схема слова: слова-названия предметов, действий, признаков, слова- помощники.

Общее представление о словах каждой части речи складывается из знания того, что слово называет, и вопросов к нему. Вместе с ним формируется и способ действия при установлении принадлежности слова к определенной части речи: надо выяснить, что слово называет, и задать к нему вопрос. Изучение грамматических тем предполагает еще и решение орфографических и речевых задач. Такие упражнения позволяют повторить правила правописания парных согласных на конце и в середине слова, безударных гласных в корнях и некоторые другие.

С этой же целью к заданию можно добавить следующие: обозначь в словах все известные орфограммы. Какая одинаковая орфограмма есть в словах? Могут ли данные слова быть опорными для составления текста? Попробуй с их помощью восстановить в памяти хорошо известную тебе сказку и расскажи ее. Как она называется?

В качестве лингвистического материала предлагается от данных имен существительных образовать однокоренные имена прилагательные и наоборот. Что произойдёт, если дополнить этот ряд глаголами? Чтобы у третьеклассников сформировалось представление о местоимении как особой группе слов, надо прежде всего показать его роль в речи.

Для знакомства детей с какой-либо языковой нормой психологи рекомендуют начать с целенаправленного нарушения этой нормы, что приведет в дальнейшем к ее пониманию и естественному соблюдению. Чтобы показать ученикам необходимость использования в речи местоимений, предлагаем текст, требующий редактирования с точки зрения замены повторяющихся существительных местоимениями.

У меня живёт кот. Кот рыжий и пушистый. У кота острые когти и крепкие зубы. Коту нравится охотиться. Однажды кот поймал лягушку. Потом кот долго спал на солнышке. Коту снились мышки. Понравился ли вам этот текст? Что бы вы хотели в нем исправить? Какие слова вам для этого потребуются? Вместо каких слов вы их будете использовать? Из ответов на вопросы у детей складывается общее представление о местоимении и его роли в речи, которое затем подтверждается при чтении материала страницы учебника, после чего в приведенную выше схему-таблицу вносится новая информация.

Продолжая работу, надо предложить детям подобрать к существительным имена прилагательные. Не стоит ограничивать детей подбором только одного «подходящего по смыслу имени прилагательного». Наоборот, ряд прилагательных к одному имени существительному надо максимально расширить, обсудив с детьми наиболее точные названия признаков, оттенки их лексического значения. Тогда уместными будут вопросы типа: когда так говорят? Каково значение слова в словосочетаниях?

Кроме того, не следует упускать возможности для орфографической работы: среди предложенных существительных включить слова с непроверяемыми написаниями. Для закрепления предлагается работа с деформированным текстом, порядок слов в предложениях которого неоднозначен и зависит от контекста, интонации и т.д. Каждый вариант предложения требует обсуждения его с детьми.

Имеющийся заголовок сделан с точки зрения темы (о чем?). Другой вариант заголовка, предложенный детьми, может отражать основную мысль и будет уже конкретнее. К тому же текст, предъявленный без пропусков букв, предоставляет учителю возможность дополнительно потренировать детей в орфографической зоркости: найти слова без орфограмм или слова, содержащие орфограммы определенного вида.

Заканчивается изучение раздела «Части речи» обобщением уже имеющихся у детей знаний о предлогах. На этом этапе целесообразно организовать повторение с использованием упражнений, направленных на формирование умений правильно употреблять предлоги в речи, на предупреждение вероятных ошибок. Систематическое проведение комплексной работы на уроках русского языка эффективно, т.к она способствует орфографической зоркости, развивает речь помогает формированию лингвистического мышления, учит анализу.

Томских Елена Владимировна07.11.2016 1180 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar