РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Комплексная работа при изучении темы "Части речи" в начальной школе

Части речи в начальной школе

Изучение родного языка важно для развития познавательной активности человека. Систематическая лингвистическая работа, развитие речевых умений и навыков будет способствовать успешному обучению и по другим предметам. Большую роль в этом играет практическая работа: восприятие и понимание речи собеседника, полноценное, беглое и осознанное чтение, устное и письменное выражение своих мыслей, знаний и чувств.

Для этого необходимо сочетать грамматико-орфографическую и речевую работу на уроках русского языка, в процессе которой у учащихся формировался бы целый комплекс специальных умений. Кроме того, такой подход к изучению лингвистического материала обеспечивает широкие возможности для развития мышления, становления основ познавательной активности и познавательного интереса учащихся. При этом учителю важно в процессе этой работы привлечь внимание учеников к слову как к объекту и изучения, и наблюдения, и правильного использования в своей речи. Грамматические темы курса русского языка в начальных классах предоставляют учителю большие возможности для ведения такой комплексной работы.

Изучение данной темы целесообразно начать с уточнения уже сложившегося у учеников общего представления о системе частей речи в языке, повторения и обобщения известных им со II класса опознавательных признаков каждой части речи.

В результате дети должны дать ответ на вопросы: что называет каждая часть речи? На какие вопросы отвечает? Как называется?

Организовать на этом же уроке беседу, в процессе которой у учеников не только возникает интерес к слову, к его роли в языке, но и создаются условия для развития теоретического мышления, поскольку сначала обобщается понятие «части речи», а затем рассматриваются частные языковые факты.

С этой целью в ходе беседы и составляется схема-таблица, обобщающая уже имеющиеся у детей знания. Впоследствии она будет пополняться информацией по мере изучения темы. Как вы думаете, много ли слов в русском языке? Обобщая ответы учеников, учитель показывает «Словарь русского языка» и отмечает, что даже в самом полном словаре невозможно зафиксировать все слова родного языка, которые мы знаем. А зачем нужно так много слов? Какую работу они выполняют в языке?

Вокруг нас много разнообразных предметов, явлений, продолжает учитель, и все их надо называть. Это делают одни слова. Но предметы могут действовать, и эти действия тоже надо называть. Такую «работу» выполняют другие слова.

Предметы и явления, бывает, нужно характеризовать, называть их признаки, т.е. говорить, какие они. Для этого в языке есть третья группа слов. А какие слова помогают из слов-названий построить предложение и выразить мысль? Да, это слова-помощники. Таким образом, возникает схема слова: слова-названия предметов, действий, признаков, слова- помощники.

Общее представление о словах каждой части речи складывается из знания того, что слово называет, и вопросов к нему. Вместе с ним формируется и способ действия при установлении принадлежности слова к определенной части речи: надо выяснить, что слово называет, и задать к нему вопрос. Изучение грамматических тем предполагает еще и решение орфографических и речевых задач. Такие упражнения позволяют повторить правила правописания парных согласных на конце и в середине слова, безударных гласных в корнях и некоторые другие.

С этой же целью к заданию можно добавить следующие: обозначь в словах все известные орфограммы. Какая одинаковая орфограмма есть в словах? Могут ли данные слова быть опорными для составления текста? Попробуй с их помощью восстановить в памяти хорошо известную тебе сказку и расскажи ее. Как она называется?

В качестве лингвистического материала предлагается от данных имен существительных образовать однокоренные имена прилагательные и наоборот. Что произойдёт, если дополнить этот ряд глаголами? Чтобы у третьеклассников сформировалось представление о местоимении как особой группе слов, надо прежде всего показать его роль в речи.

Для знакомства детей с какой-либо языковой нормой психологи рекомендуют начать с целенаправленного нарушения этой нормы, что приведет в дальнейшем к ее пониманию и естественному соблюдению. Чтобы показать ученикам необходимость использования в речи местоимений, предлагаем текст, требующий редактирования с точки зрения замены повторяющихся существительных местоимениями.

У меня живёт кот. Кот рыжий и пушистый. У кота острые когти и крепкие зубы. Коту нравится охотиться. Однажды кот поймал лягушку. Потом кот долго спал на солнышке. Коту снились мышки. Понравился ли вам этот текст? Что бы вы хотели в нем исправить? Какие слова вам для этого потребуются? Вместо каких слов вы их будете использовать? Из ответов на вопросы у детей складывается общее представление о местоимении и его роли в речи, которое затем подтверждается при чтении материала страницы учебника, после чего в приведенную выше схему-таблицу вносится новая информация.

Продолжая работу, надо предложить детям подобрать к существительным имена прилагательные. Не стоит ограничивать детей подбором только одного «подходящего по смыслу имени прилагательного». Наоборот, ряд прилагательных к одному имени существительному надо максимально расширить, обсудив с детьми наиболее точные названия признаков, оттенки их лексического значения. Тогда уместными будут вопросы типа: когда так говорят? Каково значение слова в словосочетаниях?

Кроме того, не следует упускать возможности для орфографической работы: среди предложенных существительных включить слова с непроверяемыми написаниями. Для закрепления предлагается работа с деформированным текстом, порядок слов в предложениях которого неоднозначен и зависит от контекста, интонации и т.д. Каждый вариант предложения требует обсуждения его с детьми.

Имеющийся заголовок сделан с точки зрения темы (о чем?). Другой вариант заголовка, предложенный детьми, может отражать основную мысль и будет уже конкретнее. К тому же текст, предъявленный без пропусков букв, предоставляет учителю возможность дополнительно потренировать детей в орфографической зоркости: найти слова без орфограмм или слова, содержащие орфограммы определенного вида.

Заканчивается изучение раздела «Части речи» обобщением уже имеющихся у детей знаний о предлогах. На этом этапе целесообразно организовать повторение с использованием упражнений, направленных на формирование умений правильно употреблять предлоги в речи, на предупреждение вероятных ошибок. Систематическое проведение комплексной работы на уроках русского языка эффективно, т.к она способствует орфографической зоркости, развивает речь помогает формированию лингвистического мышления, учит анализу.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.