РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Становление личности растущего человека как носителя и творческого продолжателя традиций терских казаков.

Титоренко Наталья Николаевна

Титоренко Н.Н.,
учитель начальных классов
МБОУ КСОШ №19 г. Пятигорска
Ставропольского края

В современной российской школе происходит становление новой развивающей ценностной парадигмы образования. В условиях внедрения образовательного стандарта нового поколения это направление должно стать ведущим.

Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России. В Концепции модернизации образования говорится, что воспитание должно стать необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры.

Гражданская идентичность - это осознание личности своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности. Поэтому о становлении гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе.

Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности.

Доверчивость детей, их склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личная позиция, создают благоприятные условия для успешного воспитания. Именно в младшем школьном возрасте происходит процесс накапливаний знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми. В это время чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют его поступки, выражают отношения к окружающему миру.

Формирование гражданской идентичности - дело благородное и серьезное. В наше непростое время очень важно не растерять то, что является вечной сутью нашего Отечества – любовь к Родине, родному дому, уважение к старшим, воспитанию эстетических чувств.

Мировая педагогическая мысль выдвинула и обосновала теорию поликультурного (многокультурного) образования, которая позволяет целостно рассматривать многие вопросы. Образование должно способствовать формированию нравственных качеств человека, способности жить в изменяющемся мире, быть толерантным. Способным восприниать свою культуру и культуры «других» народностей.

Северный Кавказ является самым многонациональный в нашей стране. Здесь живут свыше 50-тинародов. Вряд ли найдешь на земле место, где на сравнительно небольшой территории проживало бы столько народов. И в нашей школе обучаются дети разных национальностей. Поэтому в ноябре каждый учитель совместно с библиотекарем школы проводят «Международный день толерантности».

В современной России происходят процессы формирования российской гражданской идентичности. Педагогам в силу их профессии постоянно приходится обращаться к решению этих проблем. Модернизация российской системы образования предполагает поиск и осмысление эффективных подходов к обеспечению баланса между общечеловеческими, российскими общенациональными и этнокультурными ценностями в образовательных учреждениях.

В нашей школе разработана комплексная система воспитания и образования, основанная на возрождении культуры казачества, способствующая воспитанию подрастающего поколения.

Основной задачей работы школы является создание условий для становления личности растущего человека как носителя и творческого продолжателя традиций терских казаков, как гражданина многонационального государства, способного самоопределиться в мировой цивилизации.

За каждым классом закреплены казаки – станичники, которые в установленной форме знакомят детей с казачьими заповедями, устоями.

Закон РФ «Об образовании» предусматривает включение в образовательную программу Государственного образовательного учреждения наряду с федеральным образовательным компонентом второй – этнокультурный, национально – региональный.

В нашей школе одним из видов регионального компонента является – казачий компонент. Внедрение регионального казачьего компонента способствует формированию достойного представителя России, казачьего общества, ориентирует педагогов на реализацию задач преподавания в поликультурном контексте, создания условий для осмысления обущающимися региональных, Российских, мировых тенденций, осознание учащимися общности судеб народов, населяющих Юг России.

Региональный этнокультурный (казачий) компонент государственного стандарта общего образования характеризуется высокой степенью междисциплинарности, что позволило на его основе разрабатывать образовательные программы наполненные широким спектром гуманитарных, художественно эстетических, естесственно – научных курсов, учитывающих особенность нашего учреждения.

В системе дополнительного образования в нашей школе с учетом культурно - исторических традиций казачества юга России реализуются факультативные курсы: «Культура казачества юга России», «Основы православной культуры», «История Ставропольского края», «Живое слово», «Введение в народоведение».

Курс «Культура казачества юга России» способствует формированию гармонично развитой личности путем приобщения детей к духовным ценностям, накопленных казачеством. Факультатив имеет важное воспитательное значение, вызывает у детей любовь и гордость за свой родной город, край. При подготовке и проведении занятий преподаватели используют методическую литературу, а также дополнительные источники информации.

На этих факультативных занятиях по «Основам православной культуры» ребятам прививают навыки вдумчивого, осмысленного отношения к жизни, учат благочестивому поведению. Большую помощь в проведении этих занятий оказывают священнослужители.

Факультативный курс «История Ставропольского края» знакомит школьников с историей, традициями и бытом народов Ставрополья. На занятиях данного факультатива дети учатся любить свою родину, свой край. В рамках изучения курса были проведены следующие мероприятия: интеллектуальная игра «Нет нашего края чудесней», КВН «Нет милей родного края», беседы «Писатели и поэты на Кавказе», «В краю синих гор». Были запланированы и проведены экскурсии в Краеведческий музей, по Лермонтовским местам. Также проведены конкурсы: «Песни народа края», конкурс рисунков «Край родной на век любимый».

Факультатив «Живое слово» курс художественно – эстетической направленности. Составители: коллектив учителей начальной школы. Ориентирован на развитие общей и эстетической культуры учащихся, носит ярко выраженный креативный характер. Предусматривает возможность самовыражения, творческой импровизации. Фольклор – коллективное народное творчество, а Ставропольский край всегда был краем, в котором сохранялись народные песни, традиции, обычаи.

Курс «Введение в народоведение» знакомит младших школьников с народной культурой. Занятия распределяются по темам: «Единство годового круга жизни природы и человека», «Человек и семья в народной культуре», «Смысл круга человеческой жизни от рождения и до кончины». Внимание занятий сосредоточено на родственных связях человека и на ближайшем окружении семьи. Красочные рисунки делают книгу великолепным наглядным пособием. В начале учебного года было проведено занятие и практическая конференция «Моя родословная». Дети начали изучать историю своей семьи, составили свое родословное древо.

Школа имеет сложившуюся систему физкультурно – оздоровительной деятельности. В начальных классах осуществляется целый комплекс оздоровительно – гигиенических упражнений.

На базе нашей школы работают спортивные кружки и секции, где ребята обучаются бесплатно.

Самой популярной внеурочной формой работы являются различные экскурсии: посещение «Домика Лермонтову», поезки на Медовые водопады, страусиную ферму, Голубые озера.

Итогом становятся творческие работы: сочинения, отзывы, стихи, рисунки, презентации. Все это помогает ученику осознать свою принадлежность к истории родного края, создают условия для воспитания чувства любви к своей малой Родине.

Реализация казачьего этнокультурного компонента в системе дополнительного образования характеризуется: системностью, преемственностью перспективностью, что обуславливает целостный, непрерывный процесс данного образования.

Работа педагогического коллектива в рамках реализации выше названных программ была отмечена благодарственным письмом министерства образования РФ.

Особое место в формировании гражданской идентичности младших школьников является посещение городского Краеведческого музея.

Научные сотрудники ГУК «Пятигорский краеведческий музей» внедряли тематические экскурсии для начальной школы «Основание казаками станицы Горячеводской», «История моего города», «Оружие казаков», лектории «Семейное воспитание в Терском казачестве», «Орден в твоём доме», «Человек на войне».

Также в нашей школе работает детская организация « Таволга», которая является добровольно – массовой, общественно – патриотической, самоуправляемой организацией, сохраняющей демократию казачьего круга, созданная с целью объединения православных христиан в самостоятельную организацию. Детская организация « Таволга» призвана возрождать традиции и культуру казачества.

Наша школа находится в центре поселка Горячеводский, что дает широко использовать воспитательные возможности микрорайона. Горячеводская Казачья Община, библиотеки, музыкальная школа, кинотеатр – помощники интеллектуальных и эстетических потребностей учащихся.

Подобный подход к модернизации современного образования, на наш взгляд, позволяет перейти к дифференциации обучающихся и воспитательных стратегий, построенных с учетом этнических факторов. Сообразно возрастному развитию учащиеся приобщаются к фольклорному, литературному наследию Терских казаков, традиционным обрядам, поверьям, приметам и основам семейного воспитания мальчиков и девочек. Плановая система взаимодействия родителей и педагогов, казаков общины позволяет воссоздать атмосферу казачьих традиций в современных семьях детей казаков и обеспечит более высокий результат эксперимента и уровень культивирования традиций Терского казачества.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что работа по формированию гражданской идентичности младших школьников помогает нам воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:

  • он гражданин, патриот, несущий ответственность за прошлое, настоящее и будущее своей родины;
  • поликультурно образован, коммуникативен, бережно относится к общечеловеческим ценностям;
  • умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, честен, настойчив в преодолении трудностей;
  • способен к сознательному управлению своим поведением;
  • обладает уверенностью в себе, чувством достоинства, положительной самооценкой.

Коллектив учителей начальных классов, проанализировав свой опыт работы, сделал вывод, что задачи по формированию гражданской идентичности и поликультурному образованию могут быть решены, когда уроки тесно связаны с внеурочной деятельностью, когда устанавливается связь поколений, познание своего ближайшего окружения, сохранение духовной и культурной традиций нашей страны, формирование толерантности у учащихся, способности находить решения проблем путем освоения и анализа разноплановой информации. Эти ценности образования имеют универсальный общечеловеческий характер.

Список литературы:

  1. Александренков Э.Г. Этническое самосознание или этническая идентичность? Этнографическое обозрение . 1996.- № 3.
  2. Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно – ориентированного обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук: (13.00.01) / Тюмен. гос. ун – т. Екатеринбург, 1997. –42 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.