РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование приемов здоровьесбережения в период обучения письму

Андриевская Надежда Ивановна

Андриевская Н.И.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №18»


Перед каждым учителем, набирающим первый класс, возникает масса вопросов: как методически грамотно, правильно выстроить уроки? Как организовать деятельность детей так, чтобы они сохранили чувство новизны, радости от неизведанного мира, в который они вступили, и, в то же время, приобрели предусмотренные программой знания, умения, навыки? Как облегчить трудный и, порой, скучный процесс обучения, помочь маленькому школьнику справиться с учебными нагрузками, которые ложатся на его плечи? Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует организовать урок с позиции здоровьесбережения учащихся, применяя технологии для поддержания общей учебной работоспособности предупреждения утомления учащихся.

Обучая первоклассников, я уделяю особое внимание развитию мелкой моторики. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.

Чем больше внимания вы уделяете пальцам рук, тем активнее развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен на кончиках пальцев! Так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори. Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот.

На своих уроках я применяю на уроках ряд приёмов, помогающих развивать у детей мелкую моторику:

  • работа с иппликатором Кузнецова, мячика с шипами, ореха, шишки;
  • прокатывание между ладонями ребристого карандаша, бигуди витые, бигуди ворсистые(вертикально);
  • прокатывание пальцев руки по ребристой поверхности;
  • работа с наждачной бумагой: письмо букв по вырезанному контуру,
  • написание букв пальцем на наждачной бумаге, парте, списывая с образца;
  • изготовление букв из проволоки
  • лепка букв из пластилина
  • выкладывание букв семенами.

Названные приемы помогают влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью работы с различными предметами.

Простым и действенным является массаж бельевой прищепкой. Поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук.

2 3 4 5 Кусается сильно котёнок-глупыш,
5 4 3 2 Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).
2 3 4 5 Но я же играю с тобою, малыш,
5 4 3 2 А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

Для создания благоприятной психологической атмосферы, создания ситуации успеха, для развития мелкой моторики и для отработки написания букв использую штриховку картинок буквами:

Следующий прием, используемый мною на уроках, воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Этот прием отличается от копировального способа тем, что учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя, ученик может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД, поэтому на уроках широко применяю такую форму, как работа в парах при выполнении заданий:

  • живая буква (изобразите вместе);
  • отгадай букву (пишем на спине, пишем на ладони);
  • изобрази букву пальцами;
  • допиши букву;
  • найди самую красивую букву.

Нельзя не сказать о значении пальчиковой гимнастики. Рука человека имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет важное значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Пальчиковая гимнастика «Ежики»:

Ёжик маленький замерз (сложить пальчики в кулачки)
И в клубок свернулся. (ёжик свернул иголки)
Солнце ёжика согрело (выпрямить пальцы)
Ёжик развернулся! (ёжик показал колючки)

Пальчиковая гимнастика «Зайчики»:

У зайки ушки на макушке, (Ручки на голове)
Он живет в своей избушке, (Над головой крыша)
Смотрит он в окно, (Одна ладошка сверху лица, другая — снизу)
Не идет ли кто.

Моя задача, как учителя начальных классов и более того учителя, первоклассников, дающего первые школьные знания, создать всем детям условия для достижения минимального уровня образования, обеспечить перспективу личностного роста каждого ученика. А это напрямую зависит от их физического и психического здоровья: чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости. Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока я организовать урок с позиции здоровьесбережения учащихся, применяя технологии для поддержания общей учебной работоспособности учащихся.

При проведении уроков я придерживаюсь идеи о трех главных «У», трех главных китах, на которых должно базироваться обучение в начальной школе. Особенно это важно для детей, имеющих трудности в обучении.

Успех. У каждого ребенка свой «порог» успеха, и поэтому удачи и неудачи можно сравнивать лишь с его личными достижениями, а не с успехами товарищей. Ребенка нужно научить учить себя! Обучение должно опираться не на восприятие и память (количество полученных знаний), а на воображение и мышление.

Удивление. Дошкольник многие знания о мире получает от взрослых. При этом он остается главным инициатором происходящего: двигается, щупает, задает вопросы, играет, ломает. Придя в школу, ребенок теряет инициативу. Деятельность по команде, по чужой схеме является принудительной и никогда не вызывает удивления. Ребенок остается объектом, но перестает быть субъектом деятельности, а деятельность перестает быть его деятельностью.

Уверенность. Уверенность — третье педагогическое «У», третий кит начального обучения. Уверенность ребенок приобретет тогда, когда сможет использовать свои способности, исходить из своих личных психологических особенностей и своего темпа усвоения учебного материала.

Использованные источники

  1. http://www.stranamam.ru/post/4898442/
  2. http://secrety-zdorovia.ru/massaj-paltsev-ruk/
  3. http://nachalocka.blogspot.ru/p/blog-page_71.html
  4. Кислинская Т. Пальчиковые игры для детей. Санкт-Петербург, 2003
  5. «Народное образование», 1995, № 6
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.