РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие логического мышления у детей с нарушениями речи

К моменту перехода в школу дети должны обладать системой родовых и видовых понятий. У них сформированы операции сравнения, классификации, обобщения. Они умеют делать самостоятельно определенные умозаключения, отражая это в речи. Процессы логического мышления у детей опираются на усвоенные понятия и во многом соприкасаются с речевыми процессами.

Дети с нарушениями речи сталкиваются с определенными затруднениями:

  • в способности к многостороннему анализу предметов;
  • в умении применять общественно выраженные эталоны для обследования свойств, качеств предметов и явлений;
  • в способности к элементарному обобщению на основе выявления главных связей, зависимостей, признаков предметов и явлений;
  • в умении проводить сравнение предметов.

Поэтому необходимой образовательной потребностью у детей с речевыми нарушениями является коррекционная помощь по развитию речи и мышления. Это одно условие успешной школьной адаптации ребенка.

Большую роль в развитии логических форм мышления играет речь. Мысль об этом впервые высказал Л.С. Выготский. Он отмечал «единство мышления и речи возникает в результате развития и является характерным для человеческой интеллектуальной деятельности».

В исследованиях Л.А. Венгера, В.С. Мухиной доказано, что к началу школьного обучения (6-летний возраст) у детей на основе речи формируются задатки понятийного словесно-логического мышления.

Готовность к школе – важнейший итог коррекционно-развивающего обучения.

Одним из критериев готовности является интеллектуальное развитие детей.

Технология формирования начал логического мышления детей с нарушениями речи построена по определенной системе, которая позволяет работать над количественным и качественным составом словаря, учит детей выражать свои мысли связно, грамматически правильно.

Работа проходит в четыре этапа.

Задачи первого этапа:

  1. Формировать логические операции сравнения и классификации на наглядном материале.
  2. Развивать элементы логического мышления через словесные игры и упражнения.
  3. Формировать обобщающие родовые и видовые понятия.

Работа по данной теме начинается с начала учебного года в старшей группе и планируется с усложнениями. Особое внимание уделяется опоре на наглядность и работе над лексическим значением слов. Например:«Что нарисовано? Чем похожи? Где растут? Как одним словом можно все это назвать?»

Рекомендуются такие игры:

  • «Подбери, не ошибись». У детей наборы картинок с деревьями, цветами, животными, предметами и т.д. Они раскладывают их на группы и объясняют, почему так поделили.
  • «Ромашка». На бумажных «лепестках» ромашки картинки с изображением игрушек, одежды, мебели и т.д. Дети собирают лепестки, группируя их по определенному признаку.

После того, как дети научились сравнивать и классифицировать на наглядном материале, используются словесные игры: «Назови одним словом», «Летает – не летает», «Плавает – не плавает», «Движется – не движется», «Растет – не растет», «Съедобное – несъедобное», «Кто ходит?», «Я знаю 5 названий …(деревьев, цветов и т.д. по лексической теме).

Эти игры сочетаются с движениями (хлопки, прыжки, игры с пальчиками и т.п.) Данные игры помогают успешному усвоению обобщающих понятий, развивают наблюдательность, внимание, формируют умение словесно оформлять результаты сравнения и классификации.

После усвоения детьми обобщающих понятий, можно использовать вопросы-шутки, сталкивающие родовой и видовой признак:

  • Чего в лесу больше: деревьев или берез?
  • Чего в саду меньше: кустов смородины или кустарников?
  • Чего в поле больше: цветов или васильков?
  • Кого в реке меньше: рыб или карасей?

На втором этапе обучения в старшей группе стоят следующие задачи:

  1. Учить исключать лишний предмет по определенному признаку и обобщать оставшиеся (по цвету, форме, величине, материалу, вкусу, весу, функциональному назначению, внешнему сходству) и отражать это в речи, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  2. Развивать элементы логического мышления через словесные игры и упражнения.

Задачи решаются с постоянным усложнением, с использованием наглядного материала.

Детям даются задания: найти лишний предмет по родовому или видовому понятию. Дети могут зрительно определить разницу, объяснить, почему они так считают. В конце старшей группы используются задания, где ряд предметов логически связан друг с другом. Например: ночник, торшер, свеча, люстра. Чем они похожи? Найдите лишний предмет.

Назовите его и объясните, почему вы так решили? Далее даются задания на выделение предметов по функциональному назначению. Например: самолет, кукла, бабочка, стрела; ягода, орехи, картофель, яблоко. Что лишнее и почему?

Следующий вид заданий: найти сходство в разнородных предметах и объектах. Например: пилотка – лодка. Что в них общего? Что общего между снеговиком и пирамидкой? Детей не надо ограничивать в высказываниях. Принимать все варианты. При затруднениях в ответах, подводить к ответу наводящими вопросами. Результаты второго этапа можно увидеть в игре «Логический поезд». Дети берут любой вагончик (картинка) и соединяют с другим, путем какой-либо логической связи. Например: корова – цветок. В этой игре нужно четко следить, чтобы дети грамматически правильно выражали свои мысли (Я ставлю цветок, так как корова питается и цветок питается).

Задачами третьего этапа:

  1. Учить устанавливать закономерности, используя в речи сложноподчиненные предложения.
  2. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Используется упражнение «Закончи предложение». Дети используют сложноподчиненное предложение с союзами «потому что», «так как».Например: Мальчик решил переодеться, потому что …У Маши заболели глаза, так как …Даются игры «Аналогия», «Что сначала, что потом».

Для установления закономерностей предлагается дидактическая игра «Угадай-ка» (Чего не хватает в пустом квадрате?)

На четвертом этапе решаются следующие задачи:

  1. Учить детей рассуждать, делать самостоятельные выводы и умозаключения.
  2. Развивать сообразительность.

На этом этапе используются задания «Дополни предложение». Детям дается начало предложения и 3 варианта ответа. Они выбирают правильный ответ и объясняют. Например:

Моряк увидел остров, так как посмотрел в…(лупа, бинокль, очки).

Можно использовать материал из книги «Умные сказки». Читая детям сказку, нужно остановиться в том месте, где требуется помощь ребенка. Дети должны разрешить сложную проблему, в которую попал герой сказки, предложить выход из создавшегося положения. Все дети принимают вместе варианты ответов, обсуждают их, пытаются разрешить проблему, а затем дочитывается сказка до конца, где конец – решение автора. Оно тоже интересное.
Материал книги хорош тем, что в конце каждой сказки предлагаются автором разные задания, которые развивают сообразительность и закрепляют уже полученные ранее знания на предыдущих этапах. Для развития сообразительности используются в работе различные задачи-шутки. Например: Как можно принести воду в решете? Что делает сторож, если у него на шапке сидит воробей?

В итоге планомерной и систематической работы дети с речевыми нарушениями успешно овладевают умениями:

  • сравнивать и классифицировать на наглядном и словесном материале;
  • оперировать в уме знаниями о предметах, их связях и отношениях обобщенных и индивидуальных свойственных этим предметам;
  • выделять причинно-следственные связи между явлениями и действиями окружающего мира;
  • понимать и использовать в активной речи слова, обозначающие родовые и видовые понятия;
  • выделять и называть обобщенные признаки и свойства предметов, связей и зависимости между ними (цвет, форма, материал, величина и т.д.);
  • уметь находить и называть прямые аналогии знакомых предметов;
  • понимать и выполнять словесные инструкции взрослого.

Список литературы:

  • Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники: Кн. для воспитателей дет. сада / Лариса Тихомирова. – М.: Рольф, 2000.
  • Логические упражнения для развития речи: тетрадь дошкольника / Т.А. Ткаченко. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  • Логические игры и загадки: Пособие для родителей и воспитателей / Евгения Синицына. – М.: ЮНВЕС, 2000.
  • Умные сказки: пособие для родителей, гувернеров, воспитателей / Евгения Синицына. – М.: Лист, 1999.
  • Л.Ф. Тихомирова. Логика. Дети 5-7 лет. – Ярославль, 2001.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.