РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дистанционные курсы как учебно-методическое пособие для обучения детей-инвалидов

Петракова Ольга Викторовна
учитель информатики
КГБОУ АКПЛ, ЦДО

Востребованность дистанционного обучения среди детей - инвалидов, по данным ЮНЕСКО, уже сейчас в России достаточно высока. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации – одна из самых актуальных педагогических тем, обсуждаемых в ряду инноваций, которые затрагивают систему образования. Организация дистанционного обучения – сложный процесс. Далеко не всегда удается сразу создать качественную систему, удовлетворяющую запросам администрации, преподавателей, обучающихся, родителей, контролирующих органов [1].

Согласно Национальному проекту «Образование» и программе по развитию дистанционного обучения детей с инвалидностью, получить образование с помощью данной формы обучения могут дети с нарушениями слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и с инвалидностью по заболеваниям почек, диабетом и так далее. [2]. С 1 сентября 2010 года в Алтайском крае начала реализацию программа обучения детей-инвалидов, по которой у них появилась возможность обучаться дистанционно независимо от места их проживания. Был организован центр дистанционного образования детей-инвалидов. Семье ребенка-инвалида бесплатно передается во временное пользование комплект оборудования, который включает в себя компьютер, принтер, сканер, графический планшет, web-камеру, микрофон, колонки, наушники, образовательный конструктор Lego, цифровой микроскоп и цифровой фотоаппарат. Учебный набор подбирается индивидуально с учетом возможностей ребенка. Помимо этого, предоставляется бесплатный безлимитный доступ в Интернет, что позволит каждому ребенку не только получать образование, но и расширить свои возможности посредством информационных и образовательных ресурсов Интернета, восполнить недостаток в общении с другими людьми.

В процессе дистанционного обучения детей-инвалидов, осуществляемого посредством компьютерных телекоммуникаций, для осуществления взаимодействия учителя и ученика, а также для поддержки информационного потока между ними должны использоваться дистанционные курсы [3]. Современные системы дистанционного обучения (СДО) позволяют поурочно разрабатывать занятия, наполнять их различными материалами: презентациями, видеороликами, интерактивными заданиями, тестами и так далее. Так же система дистанционного обучения позволяет отслеживать ответственность в посещении занятий учеником и учителем, их своевременного проведения.

Система дистанционного обучения успешно используется в краевом центре дистанционного образования детей-инвалидов (КЦДОДИ) уже четыре года. Она открывает перед учителем возможность не только организовать эффективную обратную связь с обучающими и оперативно оценить их знания, но и гибко менять структуру учебных материалов и практических занятий в соответствии с меняющимися задачами и особенностями здоровья ребенка. В центре созданы курсы по всем учебным предметам начальной школы, основного и старшего звена. Каждый курс отражает все темы рабочей программы предмета. Благодаря функционалу системы, есть возможность использовать весь спектр существующих интерактивных заданий, интегрировать в уроки современные информационные ресурсы. Ученики КЦДОДИ знают правила использования системы и перед каждым уроком обязательно заходят в нужный курс, показывают свою готовность и оценивают фронт предстоящей работы.

Современные сиcтемы дистанционного обучения обладает специальными функциями, позволяющие скрывать от ученика тот материал или тест, который он должен узнать только на уроке. Поэтому о преждевременной подготовке обучающегося к контрольной или самостоятельной работе можно забыть. Так же он не сможет списать у товарища и не увидит результаты других. Зато сможет после тестирования увидеть свои ошибки, оценить уровень своей подготовленности.

За последний год у программы Skype вышло много разных обновленных версий. Так выходит, что зачастую мы с учениками работаем в разных версия этой программы и не всегда можем выслать друг другу материалы к уроку или домашнее задание. И здесь на помощь приходит СДО, в которой у ученика есть возможность загрузить свою домашнюю работу и она точно попадет в руки учителю. После проверки работу можно отправить на доработку и ученик внесет необходимые коррективы по рекомендациям учителя. В силу специфики обучения детей нашего центра, курсы позволяют ученикам догонять «упущенный» по болезни материал, самостоятельно изучать темы в свободное время.

Таким образом, дистанционные курсы дают учителю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности детей-инвалидов [4]. Структура курсов в системе достаточно проста: есть главная страница, с которой мы можем перейти в любые существующие разделы. Курс дистанционного обучения разрабатывается на модульной основе: каждый модуль это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, качество работы с которым проверяется контрольными точками.

Учебная СДО обеспечивает важнейшие условия самореализации личности обучающихся, которые получают образование в удобном для себя темпе и в удобное время. И именно дистанционное обучение с его новыми высокими требованиями к школьному дидактическому инструментарию заставит систему переподготовки учителей, педвузы и школы обсудить принципиально новые подходы к такому консервативному понятию как школьный учебник [5].

Список использованных источников

  1. Никуличева, Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации [Электронный ресурс] / Н.В. Никуличева. – Режим доступа: http://u.to/x3b_Dw
  2. Дистанционное обучение детей с инвалидностью [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://progavrichenko.ru/reabilitaciya-invalidov/obrazovanie/distancionnoe-obuchenie-detej-s-invalidnostyu.html
  3. Васильев, О.А. Опыт работы учителя информатики «Дистанционные обучение в школе: форма, технология, средство» [Электронный ресурс] / О.А. Васильев. – Режим доступа: http://u.to/OXf_Dw
  4. Эшназарова, М. Ю. Moodle — свободная система управления обучением [Электронный ресурс] / М.Ю. Эшназарова. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/9/35/
  5. Канаво, В Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет [Электронный ресурс] / В.Канаво. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/2117346-pall.html
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.