РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности развития зрительной памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Ключевые слова: дошкольники, интеллектуальная недостаточность, зрительная память, игровая деятельность.

Память – это психический процесс организации и содержания прошлого опыта, которое делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращается в сферу сознания. Благодаря памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности. Память играет огромную роль в психической жизни человека. В памяти хранятся и ожидают своего применения знания и эмоции, обеспечивающие не только выживание человека, но и придающие полноту его жизни, наполняющие ее смыслом.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память детей характеризуется большой пластичностью, т. е. легкой запечатлеваемостью действующих раздражений. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Значительный вклад в изучение памяти детей дошкольного возраста, внесли такие учёные как Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Л.Л.Кондратьева.

Проблема развития памяти детей с интеллектуальной недостаточностью относится к числу наиболее изученных вопросов специальной психологии и педагогики. Данному вопросу посвящены работы Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, Г. М. Дульнева и других исследователей.

Основные процессы памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – запоминание, сохранение и воспроизведение имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Эти дети усваивают всё новое очень медленно, лишь после многократных повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике.

Проблема развития зрительной памяти у детей занимает особое место в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью различна, поэтому каждого ребенка надо научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания.

Развитие памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен помнить, зачем нужно запомнить. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.

Следует побуждать ребенка контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом. Но следует помнить, что только у детей 5-6 лет сочетание задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность памяти. И все-таки в любой период дошкольного детства ребенку лучше два раза воспринять материал и в промежутках попытаться его воспроизвести, чем воспринимать большее число раз подряд, не восстанавливая заученное в самом процессе запоминания.

Работа по развитию зрительной памяти наиболее эффективно реализуется в игре, поскольку игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, оказывающий существенное влияние на развитие всех сторон психики ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях. В игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Ценность игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая определенные трудности. Игра создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не показывая открыто дидактическую позицию.

При проведении игр, направленных на развитие зрительной памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью, нужно обязательно учитывать специфику таких детей.

Проводить игры, соблюдая следующие условия: процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на вычленение свойств объекта: цвет, форма, величина. Должно быть усложнение дидактических игр, заключающееся в усложнении содержания материала, в увеличении деталей у запоминаемых объектов, инструкцию необходимо повторять несколько раз.

Для того чтобы целесообразно использовать дидактические игры и говорить об успешном развитии зрительной памяти у детей дошкольного возраста нужно:

  • определить условия для оптимального развития зрительной памяти детей дошкольного возраста;
  • подобрать серию дидактических игр для развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста.

Далее предлагается комплекс игр и игровых упражнений для развития зрительной памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

1. «Дверная скважина»

Цель: игра для развития зрительной памяти и пространственного мышления.

Оборудование: небольшая яркая и подробная картинка и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины.

Ход игры: играть лучше всего группой в 4-5 человек. Воспитатель прикрывает картинку листом и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем воспитатель предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его.

2. «Пуговицы»

Цель: игра для развития зрительной памяти и внимания.

Оборудование: пуговицы большие (можно нарисованные), игровое поле, расчерченное на клетки ( 4-6 клеток).

Ход игры: перед играющими (ребёнок и воспитатель) лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточно взять всего 3 пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек) и накрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.

Обычно на первом этапе дети не могут играть правильно, следует обучить их помогать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях "вверх", "вниз", "влево", "вправо".

3. «Где спрятана игрушка?»

Цель: развивать зрительную память и внимание ребенка.

Оборудование: три склеенных между собой спичечных коробка.

Ход игры: в один из коробков на глазах у ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.). Затем ящички на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.

Игру можно несколько усложнить:

а) убрать ящички на более длительное время;
б) спрятать 2, а затем и 3 игрушки;
в) заменить игрушки.

4. «Запомни рисунки»

Цель: развивать зрительную память.

Оборудование: 10 картинок

Ход игры: ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти предметы в течение 2 минут. Затем картинки уберите, а ребенка попросите назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми. И в парах. Выигрывает тот из ребят, кто запомнил больше предметов.

5. «Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Оборудование: картинки с изображениями знакомых предметов

Ход игры:

Вариант 1.

Задание: попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.

Затем эту картинку закройте, предложите другую, на следующей странице, и спросите. Нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало?

Какие предметы появились вновь?

Вариант 2.

Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закройте и предложите ребенку новый рисунок, на котором уже 7 предметов. Спросите его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?

6. «Разрезные картинки»

Цель: развивать зрительная память и восприятие.

Оборудование: 2 картинки. Одна картинка целая, другая – разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.

Ход игры: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

7. «Запомни картинки»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Оборудование: 2 картинки

Ход игры: предложите ребенку внимательно посмотреть в течение 30 секунд – 1 минуты (чем меньше возраст, тем больше времени дается) на картинку и постараться запомнить детали картинки.

Затем переверните страницу; пусть ребенок посмотрит на второй рисунок и ответит, что изменилось?

8. «Рисуем по памяти узоры»

Цель: развивать зрительную память.

Ход игры: на листе бумаги нарисовать узор. Предложить ребенку в течение 1 минуты посмотреть на этот узор. Затем узор следует убрать, а ребенка попросить воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, но и внимание, и мелкая моторика рук.

9. «Беспорядок в детской комнате»

Цель: развитие зрительной памяти

Оборудование: картинка комнаты с беспорядком

Ход игры: попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку, потом картинку убираете и просите рассказать, что лежит неправильно.

10. «Беспорядок»

Цель: развивать внимание и зрительную память.

Оборудование: рисунок.

Ход игры: изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид. Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками. Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.

Комплекс предложенных игр нужно включать в специальные занятия с дошкольниками, тогда возможно дети станут затрачивать меньшее количество времени для запоминания картинок, увеличится объём слов, слова дети будут называть точно и без ошибок, большая часть детей будет правильно воспроизводить последовательность.

Таким образом, благодаря проведению целенаправленной работы, с использованием специальных игр, уровень развития зрительной памяти у детей с интеллектуально недостаточностью станет более высоким.

Список используемой литературы:

  1. Алексеева В.Е. Игра как фактор развития познавательной активности // Вопросы психологии. - 2007. - №8. - С. 31 - 35.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. - М.: Педагогика, 1999.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. - М.: «Просвещение» 1991.- 207 с.
  4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
  5. Выготский Л.С Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - М., 1979. - С. 161.
  6. Дошкольная олигофренопедагогика, Катаева А.А., Стребелева Е.А., Владос, 2005.
  7. Запорожец А В Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста.
  8. Истомина З.М. Развитие памяти. - М.: Просвещение, 1978. - 120 с.
  9. Нефёдова Ю.В. Диагностика психомоторного развития детей с проблемами интеллектуального развития: Учебное пособие / Под ред. А. Зарин.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. Герцена, 2010. – 119с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2001.
  11. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов - М.: Просвещение, 1966.
  12. Специальная психология /Под ред. В.И. Лубовского.- М.: Академия, 2006.- 464 с.
  13. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М.: 1976.-128с.
  14. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. /Под редакцией А.В. Запорожца - М., Просвещение, 1976.
  15. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М.: Учпедгиз,1960
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
В помощь учителю

Уважаемые коллеги!

Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.