РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Совершенствование технологии учителя математики

Повышение эффективности обучения математике требует от учителя осмысления своей деятельности с точки зрения современных подходов и средств обучения.

Есть разные идеи для совершенствования технологии учителя. Например, идеи индивидуального и деятельностного подходов, использование которых на современном этапе может иметь свои особенности, однако, не очень ясно полное их применение в условиях классноурочной системы.

В любом классе учатся дети с разными интеллектуальными способностями, тем не менее до каждого должно дойти внимание учителя. Учет всех моментов обучения, всех возможностей обучающихся на всех стадиях процесса обучения – это очень кропотливая работа, осуществить которую традиционными методами почти невозможно. Как найти выход из ситуации?

Какого-то универсального метода в обучении нет, а каждый раз придумывать что-то сверхинтересное тоже неосуществимо, поэтому дело кроется в технологии обучения. Технология нацелена на результат, а результат у каждого свой, и тем самым обеспечиваются оба подхода: и индивидуальный, и деятельностный.

В данной статье описываются пути совершенствования технологии обучения математике на основе опыта работы по разным технологиям.

Например, каждая из технологий будь то: КСО, деятельностный метод, модульное обучение усиливали процесс традиционного обучения по части конструирования дидактического материала, определяли ведущие принципы обучения или предназначались для проектирования содержания обучения, а система обучения оставалась прежней.

В соответствии с ФГОС нового поколения системно-деятельностный подход предполагает развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий.

Это новые «образовательные результаты, отражающие не только освоение предметного содержания, но и овладение метапредметными умениями (способами деятельности, применимыми как в обучении, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также включающие личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся)»[1]. Этих новых результатов можно достичь только, работая по-новому, пересмотрев имеющийся опыт и наметив новые ориентиры.

Технология обучения предполагает: целевую компоненту; ведущие принципы; специальные способы проектирования содержания обучения (кодирование информации); систему задач и упражнений; конструирование дидактического материала; контроль и оценку. В свете требований нового стандарта главным звеном в данной структуре является целевая компонента. С учетом основных тем курса, контингента класса, специфики школы при разработке рабочей программы целевую компоненту необходимо как можно четко расписать на показатели, определить критерии достижения этих показателей.

Исходя из анализа своей деятельности, мною выделены три основных показателя результативности обучения математике в 6 классе:

Самостоятельная деятельность учащихся.

  • Критерии для отслеживания: включенность в деятельность; решение примеров и задач; изучение теории; умение увидеть вопрос; поиск ответа на вопрос; формирование умения контролировать свои действия.

Овладение познавательными навыками.

  • Критерии отслеживания: выявление и освоение способа действия, позволяющие осознанно применять приобретенные знания; приходить к новому знанию; повторение основных тем: действия с обыкновенными и десятичными дробями; решение текстовых задач; знать результат каждого повторения и иметь желание улучшить результат; выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний.

Формирование коммуникативных способностей.

  • Критерии отслеживания: умение объяснять свое решение; умение слушать другого человека; умение налаживать и поддерживать контакт со сверсниками и с учителем.

К ведущим принципам технологии обучения по новому стандарту можно отнести: принцип целостного развития ученика, принцип деятельности на основе оптимального выбора содержания предмета; принцип практикоориентированности и применимости знаний.

При проектировании содержания обучения во внимание берутся основные темы курса, формы и методы обучения с учетом ведущих принципов технологии обучения.

Например, в 6 классе основная тема – представление чисел на координатной прямой и действия с рациональными числами.

По учебнику Никольского последний раздел «Десятичные дроби» можно распределить по наборам:

  • бесконечные десятичные дроби;
  • координатная плоскость;
  • проценты;
  • все действия с рациональными числами;
  • уравнения;
  • решение задач;
  • задания повышенной сложности.

Ученики самостоятельно изучают темы, выполняют задания в собственном темпе, сдают выполненные наборы в соответствии с планом.

При оценивании процесса деятельности применяется бальная система. Ученики могут заработать баллы за опережение плана, за представление решения, если есть желающие получить объяснение. По окончании наборов ученики сдают зачет по билетам, где имеется сведение или факт из истории математики и вопрос, ответ на который ищут сами ученики. Дальше выполняют упражнение на все действия с рациональными числами и решают задачу.

Работа по наборам понравилась большинству учащихся. Когда все заняты делом, у учителя есть возможность индивидуальной помощи конкретным ученикам: тем, кто отстает; у кого-то есть вопрос или учитель принимает работу опережающих учащихся. Это на первой тридцатиминутке спаренного урока. Нужно обязательно учитывать временной фактор и затруднения учащихся. На второй тридцатиминутке идет групповая работа по объяснению решений. На третьей тридцатиминутке учитель работает с классом, объясняет возникшие трудные вопросы, отслеживает продвижение учащихся, оценивает работу каждого ученика.

Совершенствование технологии учителя процесс непрерывный, учитель находится в постоянном поиске оптимальных методов и средств обучения, и тем самым идет его самообразование. Все это делается ради того, чтобы ученик не оставался один на один со своими проблемами, он должен захотеть учиться со всеми и у всех, а для этого у него должны быть сформированы коммуникативные навыки, ведь только в общении и сотрудничестве с другими людьми человек реализует себя в обществе.

Л. Д. Стручкова, учитель математики,
МБОУ «Майинский лицей»

Литература

  • Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов.
  • Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога.
  • Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены