РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Технология ориентирована на поиск резервов умственного развития и прежде всего — творческого мышления учащихся, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности.

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учителя и учащегося при максимальной самостоятельности первого и общем руководстве второго.

Общая схема технологии проблемного обучения:

  • Осознание общей проблемной ситуации и ее анализ.
  • Формулировка конкретной проблемы.
  • Решение проблемы: выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка.
  • Проверка правильности решения проблемы.

Очевидно, что центральным понятием и основной заботой учителя, использующего проблемную технологию, является проблемная ситуация. В чем ее специфические особенности? Ситуация содержит неизвестное, которое должно быть раскрыто (названо, определено) в возникшей проблемной ситуации. У учащихся есть возможность на доступном им уровне проанализировать условия и открыть неизвестное. У человека, анализирующего такую ситуацию, возникает потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия. В этом секрет особого воздействия на учащего проблемной учебной ситуации, стимулирующей творчество, гибкость мышления, здесь заключается мотивация на поиск нового.

Виды проблемных ситуаций в обучении:

  1. Несоответствие между имеющимися у учащегося знаниями и новыми требованиями (старыми знаниями и новыми фактами, житейскими и научными знаниями, знаниями более низкого и более высокого порядка).
  2. Необходимость выбора из имеющихся знаний единственно необходимых, использование которых может обеспечить правильное решение.
  3. Новые практические условия использования уже имеющихся знаний.
  4. Противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической нецелесообразностью или невозможностью выбранного способа.
  5. Отсутствие прямого соответствия между внешним видом схематических изображений и конструкцией технического устройства.
  6. Противоречие между статическим характером изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.

Привожу в пример урок проблемного обучения

Урок по биологии в 8 классе по теме ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ ЦЕЛОСТНОСТИ СКЕЛЕТА

Список использованной литературы

  1. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». -- Москва, 2003.
  2. Золочевская М.В., Рыкова Л.Л. Роль и место компьютера в учебно - воспитательном процессе. -- Киев, 2002.

Технологическая карта урока № 1

Ф.И.О. Шадонова Инга Петровна

Предмет: биология

Класс:

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета

Цель: создание условий для осмысления и применения новой учебной информации, проверка уровня изученных знаний, умений и навыков.

Задачи

Обучающие:

  • познакомиться с понятиями вывих, растяжение, перелом (“закрытый перелом”, “открытый перелом”), с правилами оказания первой медицинской помощи при различных повреждениях опорно-двигательного аппарата;
  • научить применять теоретические знания в практической деятельности (первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей);
  • формировать умение правильного поведения в чрезвычайной ситуации (в школе, дома, на улице – перелом конечностей).

Воспитывающие:

  • воспитывать общей культуры личности;
  • прививать чувства товарищества у подростков;
  • формировать потребность бережного отношения к своему здоровью.

Развивающая:

  • развивать навыки анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

УУД

Личностные УУД: Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы. Мотивация на решение проблемы

Регулятивные УУД: Преобразуют практическую задачу в познавательную. Планируют собственную деятельность. Осуществляют контроль и оценку своих действий

Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями между собой для принятия эффективных решений

Познавательные УУД: Проводят анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку

Планируемые результаты

Предметные: Усвоение понятий, освоение алгоритма первой помощи при различных видах травм

Личностные: устойчивый познавательный интерес

Метапредметные: Управление своей деятельностью на уроке, действия учащихся совместные с учителем и одноклассниками

Основные понятия:  Перелом, виды переломов, вывих, растяжение. Первая помощь.

Тип урока - комбинированный

Место урока - 4 урок в теме «Опорно-двигательная система»

Методы

  • По характеру познавательной деятельности обучающихся – частично-поисковый (в начале урока поставлена проблема, самостоятельная работа над новым материалом).
  • По источнику знаний: наглядный ; словесный (пояснение, уточнение нового материала).
  • По степени активности обучающихся: продуктивный (изучение нового материала, оценивание ситуаций и их возможные пути решения).

Формы организации учебной деятельности

  • работа в группах, парах
  • индивидуальная

Приемы учебной деятельности

  • создание проблемы,
  • решение ситуаций из жизни,

Оборудование: таблица скелета человека; простейшие шины (дощечки, палочки, линейки), перевязочный материал для демонстрации приемов оказания первой помощи, ренгеновские снимки и фотографии различных травм.

Шадонова29.03.2014 53850 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar